Видение верующими Господа в День Воскресения.

Последователи истины и приверженцы единобожия и правдивости единогласны в том, что Аллаха Всевышнего увидят (верующие) в Последней жизни. Об этом сказано в Его Писании и это достоверно пришло от Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

[Например, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к Аллаху с мольбой, произнося следующие слова: «О, Аллах, прошу Тебя позволитьмне насладиться взором на Твой лик, и помочь мне тосковать по встрече с Тобой, и пусть не помешает этому ни несчастье, которое причиняет вред, ни искушение, которое сбивает с пути!» Передали ан-Насаи, 1305; аль-Баззар, 1393; ибн Хиббан, 1971. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами′», 1301. Множество хадисов на эту тему собрал имам ад-Даракутни в книге «ар-Руъя» («Видение Аллаха»). А также ибн уль-Кайим в своей книге «Хади аль-Аруах», и шейх хафиз аль-Хаками в своей книге «Ма′аридж аль-Кабуль», 1/306-335].

Аллах Всевышний сказал:

﴿ وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ نَّاضِرَةٌ (22) إِلَى رَبِّهَا نَاظِرَةٌ ﴾

«Одни лица в тот день[в День Суда]будут сиять и взирать на своего Господа».[Сура аль-Кыяма, аяты 22-23].

Сообщается со слов Джарира ибн ′Абдуллаха аль-Баджали [Известный сподвижник. Скончался в 51-ом г.х. (или в 54-ом г.х.)], да будет доволен им Аллах, который сказал: «Однажды ночью, когда мы находились вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, он посмотрел на луну и сказал:“Поистине, вы увидите Господа вашего (так же ясно), как видите эту луну, и не будете вы обижены в том, что касается лицезрения Его! И если сможете вы добиться того, чтобы ничто не мешало вам совершать молитвы перед восходом солнца и перед закатом его, то совершайте (их)”. А после этого он прочитал (аят, в котором сказано):“…и прославляй Господа твоего до восхода солнца и перед заходом”[Сура Каф, аят 39]». [аль-Бухари, 554, 573, 4851, 7434; Муслим, 633].

А в другой версии сказано: «…вы увидите вашего Господа глазами…».[аль-Бухари, 7435, и другие. Следует заметить, что некоторые обладатели знания указали на то, что данная добавка является отклоненной (шазз),а, соответственно, недостоверной. Эту добавку передали только Абу Шихаб аль-Асгар ‘Абду Роббихи ибн Нафи‘ аль-Кинани и Зейд ибн Аби Унейса. Эти двое противоречили более чем шестидесяти передатчикам этого хадиса. Хотя смысл этих слов ни в чём не противоречит основным, достоверным версиям этого хадиса. А Аллах знает лучше].

Передал Сухейб [ибн Синан ар-Руми] от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Когда обитатели Рая войдут в Рай, им будет сказано: “О, обитатели Рая, поистине, у Аллаха есть для вас обещание, которое вы прежде не видели“. Они скажут: “Что это за обещание? Разве Аллах не сделал наши лица белыми, разве Аллах не удалил нас от Огня и ввёл в Рай?“ И тогда (Аллах) уберет завесу, и они смогут взглянуть на Него. Клянусь Аллахом, не будет даровано им Аллахом ничего любимее для них, чем лицезрение Его».[Муслим, 181]. А затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочёл аят, в котором сказано: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее[Рай]и добавка[возможность взглянуть на Лик Аллаха]». [Сура Йунус, аят 26].

Сказал Малик ибн Анас, да помилует его Аллах: «Люди будут смотреть на Аллаха Всевышнего своими глазами в День Воскресения». [аль-Аджурри в «аш-Шари′а», стр. 254].

Сказал Ахмад ибн Ханбаль: «Кто сказал о том, что (верующие) не увидят Аллаха в Последней жизни, тот неверующий (кафир)». [аль-Аджурри в «аш-Шари′а», стр. 254].

Речь Аллаха.

Приверженцы истины утверждают, что Аллах Всевышний всегда говорил и Его речь возможно услышать [1], понять [2] и записать [3].

[1] [Это подтверждается следующим хадисом. Сообщается со слов ′Абдуллаха ибн Унейса, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Аллах соберет рабов (в День Воскресения) и воззовёт к ним голосом, который находящиеся далекоуслышаттак же, как те, кто находится близко: “Я – Властелин! Я – Судья!“» Передали аль-Бухари в «аль-Адаб аль-Муфрад», 970; Ахмад, 3/495; ибн Аби ′Асым в «ас-Сунна», 514; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 2/475; ад-Дыя в «аль-Мухтара», 9/26].

[2] [Речь Аллаха несет в себе определенные смыслы. Речь Аллаха не является всего лишь словами, смысл которых никому не понятен. Поэтому во многих аятах Корана содержится побуждение задумываться над словами Аллаха. Аллах Всевышний сказал: «Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?»(Сура Мухаммад, аят 24). А также: «Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий».(Сура ан-Ниса, аят 82). А также: «Это — благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание». Сура Сад, аят 29].

[3] [Сообщается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Завершив творение, Аллах сделал запись в Своей Книге, которая находится у Него на престоле, предписав Своей Душе (следующее): “Поистине, милость Моя будет превосходить Мой гнев”». аль-Бухари, 3194, 7404, 7422, 7453, 7554; Муслим, 2751. Следовательно, слова Аллаха можно записать. Также и Коран является речью Аллаха, а Он записан в свитках].

Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَكَلَّمَ اللّهُ مُوسَى تَكْلِيمًا ﴾

«И Аллах говорил с(пророком)Мусой разговором».[Сура ан-Ниса, аят 164].

Сообщается со слов ′Ади ибн Хатима [ибн ′Абдуллах ибн Са′д ат-Таи. Скончался после 60-го г.х.], что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не найдётся среди вас такого, с кем Господь его не станет говорить без переводчика, а потом (человек) посмотрит направо и не увидит ничего, кроме совершённого им раньше, и посмотрит он налево и не увидит ничего, кроме совершённого им раньше. А потом он посмотрит вперёд и не увидит перед лицом своим ничего, кроме пламени (Ада), так защитите же себя от Огня хотя бы с помощью половинки финика».[аль-Бухари, 6539, 7443; Муслим, 1016].

Сообщается, что Джабир ибн ′Абдуллах сказал: «Когда (мой отец) ′Абдуллах ибн ′Амр ибн Харам [аль-Ансари аль-Хазраджи – отец Джабира ибн ′Абдуллаха, который был известным сподвижником]был убит[пал мучеником в битве при Ухуде], посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (мне):“О, Джабир, не сообщить ли тебе о том, что сказал Аллах твоему отцу?“ Я сказал: “Конечно, (сообщи)“. (Тогда) он сказал:“Аллах не говорил ни с кем, кроме как через завесу, но с твоим отцом Он говорил напрямую (без завесы и без посредника). Аллах сказал (ему): “О, ′Абдуллах, проси чего желаешь, и Я дарую тебе“. А (твой отец) ответил: “О, Господь мой, оживи меня, дабы я сражался на Твоём пути еще раз“. (Но Аллах) сказал: “Уже предшествовало Моё обещание, что люди не будут возвращены (в мирскую жизнь)“. (Тогда твой отец) сказал: “Тогда донеси (обо мне) до тех, кто еще жив“». И тогда Аллах Всевышний ниспослал:

﴿ وَلاَ تَحْسَبَنَّ الَّذِينَ قُتِلُواْ فِي سَبِيلِ اللّهِ أَمْوَاتًا بَلْ أَحْيَاء عِندَ رَبِّهِمْ يُرْزَقُونَ ﴾

«Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа».[Сура али ′Имран, аят 169].

Этот хадис передал ибн Маджах. [Ибн Маджа, 190, 2800; ат-Тирмизи, 3010; ибн Аби ′Асым в «ас-Сунна», № 602 (1/267); аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 2/120. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих ибн Маджа», 1/81-82].

Коран – это Речь Аллаха.

Коран – это Речь Аллаха Всевышнего [1], это Его откровение и Его ниспослание. Читающий Коран читает слова Аллаха [1].

[1] [Аллах Всевышний сказал: «Воистину, это[Коран]— Ниспослание от Господа миров. Верный Дух[ангел Джибриль]сошел с ним(от Аллаха)на твое сердце, чтобы ты(о, посланник)стал одним из тех, кто предостерегает. Оно ниспослано на ясном арабском языке».(Сура аш-Шу′ара, аяты 192-195). А также: «Это Писание, в котором нет сомнения, ниспослано Господом миров».(Сура ас-Саджда, аят 2). Аллах Всевышний произнес этот Коран, а Джибриль, мир ему, услышал его и снизошёл с этим Кораном к благородному пророку, да благословит его Аллах и приветствует, после чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, донёс этот Коран до своей общины. Аллах Всевышний произнес этот Коран – произнес суру «аль-Фатиха», суру «аль-Бакара», суру «али ′Имран» и все остальные суры Корана].

[2] [Сказали Абу Хатим ар-Рази и Абу Зур′а ар-Рази: «Мы застали ученых из разных земель (из Хиджаза, из Ирака, из Шама и из Йемена) – и мазхаб каждого из них заключался в следующем: “Коран – это речь Аллаха и он не является сотворенным в любое случае». Передал аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», 1/76.

«…в любом случае…»— то есть: вне зависимости от того читает ли его человек, или Коран находится в памяти человека, или Коран записан в свитках, или человек слышит его ушами. Коран, в любом случае, является словами Аллаха. И далее по главе автор книги, да помилует его Аллах, приведет множество доводов, указывающих на это.

Именно поэтому, приверженцы Сунны говорят:

« الصوت صوت القاري والكلام كلام الباري »

«Произношение – это произношению чтеца, а слова – это Речь Творца».

То есть: произнесенные чтецом слова являются речью Аллаха, а что касается голоса чтеца, то он является сотворенным].

Аллах Всевышний сказал:

﴿ فَأَجِرْهُ حَتَّى يَسْمَعَ كَلاَمَ اللّهِ ﴾

«…предоставь ему убежище, чтобы он[многобожник]мог услышать Слово Аллаха[Коран]». [Сура ат-Тауба, аят 6].

А многобожник может услышать Слова Аллаха только от того, кто читает Коран. Аллах Всевышний сказал:

﴿ يُرِيدُونَ أَن يُبَدِّلُوا كَلَامَ اللَّهِ ﴾

«Они хотят изменить Слово Аллаха[Коран]».[Сура аль-Фатх, аят 15].

Также Аллах Всевышний сказал:

﴿ إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ ﴾

«Воистину, Мы ниспослали Напоминание[Коран], и Мы оберегаем его*».[Сура аль-Хиджр, аят 9].

*[Что касается этого аята, то в нём указание на то, что Коран был ниспослан. Аллах Всевышний, произнесший Коран, находится над Своим Троном, а Джибриль, услышавший Коран от Аллаха Всевышнего, снизошел с ним к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует].

А также:

﴿ وَإِنَّهُ لَتَنزِيلُ رَبِّ الْعَالَمِينَ (192) نَزَلَ بِهِ الرُّوحُ الْأَمِينُ (193) عَلَى قَلْبِكَ لِتَكُونَ مِنَ الْمُنذِرِينَ ﴾

«Воистину, это[Коран]— Ниспослание от Господа миров. Верный Дух[ангел Джибриль]сошел с ним(от Аллаха)на твое сердце, чтобы ты(о, посланник)стал одним из тех, кто предостерегает». [Сура аш-Шу′ара, аяты 192-194].

Коран хранится в сердцах людей, как сказал Всевышний:

﴿ بَلْ هُوَ آيَاتٌ بَيِّنَاتٌ فِي صُدُورِ الَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ ﴾

«Напротив, это[Коран]— ясные аяты в груди тех, кому даровано знание».[Сура аль-′Анкабут, аят 49].

Сообщается со слов ′Абдуллаха ибн Мас′уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Часто повторяйте Коран, ибо он покидает сердца людей быстрее, чем верблюды, освобождённые от пут». [аль-Бухари, 5032; Муслим, 790].

Коран записан в свитках и его можно увидеть глазами. Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَالطُّورِ (1) وَكِتَابٍ مَّسْطُورٍ (2) فِي رَقٍّ مَّنشُورٍ ﴾

«Клянусь горой! Клянусь Писанием[Кораном], начертанным на развернутой нежной коже!» [Сура ат-Тур, аяты 1-3].

А также:

﴿ إِنَّهُ لَقُرْآنٌ كَرِيمٌ (77) فِي كِتَابٍ مَّكْنُونٍ (78) لَّا يَمَسُّهُ إِلَّا الْمُطَهَّرُونَ ﴾

«Воистину, это — благородный Коран, находящийся в хранимом Писании. К нему прикасаются только очищенные». [Сура аль-Уакы′а, аяты 77-79].

Сообщается со слов ′Абдуллаха ибн ′Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал ездить на земли, принадлежащие врагам, с Кораном, опасаясь того, что враги заполучат его. [аль-Бухари, 2990; Муслим, 1869].

Сказал ′Усман ибн ′Аффан, да будет доволен им Аллах: «Я не желаю провести ночь и день так, что (ни разу) не взгляну на Слова Аллаха»*. То есть: не прочитаю Коран, который записан в свитках.

*[Нечто похожее также передает аль-Бейхакы в «аль-Асма уа-с-Сыфат», стр. 313. Это сообщение не является достоверным. В нем пропущено сразу несколько передатчиков].

Сказал ′Абдуллах ибн Аби Мулейка [ученый, факых. Скончался в 117-ом г.х.]: «Обычно ′Икрима ибн Аби Джахль*,да будет доволен им Аллах, брал свиток (Корана), клал его на своё лицо и говорил: “Писание моего Господа, Слова моего Господа“». [Передал ′Абдуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна», № 110 (1/140-141). Это сообщение не является достоверным, так как в цепочке передатчиков этого сообщения есть разрыв(инкыта‘). Ведь, ‘Абдуллах ибн Аби Мулейка не застиг ‘Икриму ибн Аби Джахля. Исходя из этого, аль-Хайсами назвал сообщение недостоверным в «Маджма’ уз-Зауаид» (9/388)].

*[′Икрима ибн Аби Джахль аль-Курайши аль-Махзуми. Принял Ислам в год завоевания Мекки. Говорят, что он умер в период правления Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, в 13-ом г.х.]

Имамы из числа праведных предшественников и их последователи из числа поздних поколений были единогласны в том, что Коран не является сотворённым, а кто говорит, что Коран сотворён, тот – неверующий. [Имам аль-Лялякаи в своей книге «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна» привел слова более пятиста ученых из числа праведных предшественников, каждый из которых говорил о том, что Коран – это слова Аллаха, которые не являются сотворенными].

Сказал ′Али ибн Аби Талиб, да будет доволен им Аллах, о Коране: «Он не является ни творцом, ни сотворенным. Он – слова Аллаха, которые от Него изошли и к Нему вернутся». [Передал аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 374 (1/229-230). Это сообщение не является достоверным. Среди передатчиков этого сообщения Махбуб ибн Мухрис ат-Тамими аль-Кауарири, который является слабым передатчиком].

Сказали ′Абдуллах ибн ′Аббас и ′Абдуллах ибн Мас′уд: «Коран – это слова Аллаха. Он изошёл от Аллаха [То есть: Аллах Всевышний произнес этот Коран] и к Нему вернётся*». [От ибн ′Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, это сообщение передают аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 376 (1/230-231); аль-Бейхакы в «аль-Асма уа-с-Сыфат», стр. 312; аль-Багауи в «Шарху-с-Сунна», 1/186. Это сообщение не является достоверным. Среди передатчиков этого сообщения ‘Али ибн ‘Асым аль-Уасыты, который является слабым передатчиком. Что касается ибн Мас′уда, да будет доволен Аллах им, то именно этих слов от него мне не удалось найти. Но передается, что ибн Мас′уд сказал: «Коран – это слова Аллаха».Передал аль-Бейхакы в «аль-Асма уа-с-Сыфат», стр. 311. А Аллах знает лучше].

*[Речь идёт о том, что перед Судным Днём Коран будет забран с земли и люди не найдут его ни в свитках, ни в памяти. Об этом сказал шейх уль-Ислям ибн Теймия, :. См. «Маджму′ аль-Фатауа», 3/174-175].

Суфьян ибн ′Уейна [ибн Аби ′Имран аль-Хиляли, Абу Мухаммад аль-Куфи – хафиз, факых, надежный передатчик хадисов. Скончался в 198-ом г.х. в возрасте 91-го года] передал от ′Амра ибн Динара [аль-Макки – большой имам, хафиз. Родился в 45-ом или 46-ом г.х., а скончался в 126-ом или 125-ом г.х.], который сказал: «Я застал (много) наших шейхов и (обычных) людей за семьдесят лет, и (все) они говорили: “Коран – это слова Аллаха. Он изошёл от Аллаха и к Нему вернется“».Передали Мухаммад ибн Джарир ибн Йазид аль-Факых ат-Табари и Хибатуллах ибн уль-Хасан ибн Мансур аль-Хафиз ат-Табари в своих книгах «ас-Сунна». [Что касается известного толкователя Корана Мухаммад ибн Джарира ат-Табари, то речь идёт о его книге «Сарих ас-Сунна». А Хибатуллах ибн уль-Хасан ибн Мансур аль-Хафиз ат-Табари – это имам аль-Лялякаи и речь здесь идёт о его книге «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна». Также это сообщение передали ад-Дарими в «ар-Радду ′аля-ль-Джахмийа», стр. 88; аль-Бейхакы в «аль-Асма уа-с-Сыфат», стр. 315].

Поистине, ′Амр ибн Динар застал Абу Хурайру, ибн ′Аббаса и ибн ′Умара. [Приведя это сообщение, Исхак ибн Рахауейх сказал: «Поистине, ′Амр ибн Динар застал славных сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, – застал участников битвы при Бадре, застал мухаджиров и ансаров. Он застал Джабира ибн ′Абдуллаха, Абу Са′ида аль-Худри, ′Абдуллаха ибн ′Умара, ′Абдуллаха ибн ′Аббаса и ′Абдуллаха ибн аз-Зубейра». Передал аль-Бейхакы в «Сунан аль-Кубра», 10/205].

Также Ахмад ибн Ханбаль приводил в качестве довода то, что Аллах говорил с Мусой, мир ему, а Муса, мир ему, слышал слова Аллаха. Также Ахмад ибн Ханбаль приводил в качестве довода слова Всевышнего:

﴿ وَلَكِنْ حَقَّ الْقَوْلُ مِنِّي ﴾

«…однако исполнится Слово Мое».[Сура ас-Саджда, аят 13].

Также передал ат-Тирмизи от Хаббаба ибн уль-Аратта [славный сподвижник, одним из первых принял Ислам. Скончался в Куфе в 37-ом г.х.], что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, вы не сможете приблизиться к Аллаху чем-то лучшим, нежели то, что изошло от Него»,— имея в виду Коран. [ат-Тирмизи передает нечто похожее со слов Абу Умамы, под номером 2911. Шейх аль-Альбани назвал хадис слабым. См. «Сильсиля ад-Да′ифа», 1957. А также со слов Джубейра ибн Нуфейра под номером 2912. Шейх аль-Альбани назвал хадис слабым. См. «Да′иф ат-Тирмизи», стр. 304. Что же касается Хаббаба ибн уль-Аратта, то похожая фраза передаётся от него как его слова, а не как слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Передали аль-Бухари в «Хальк Аф′аль аль-′Ибад», стр. 13; аль-Аджурри в «аш-Шари′а», стр. 77; аль-Бейхакы в «аль-Асма уа-с-Сыфат», стр. 311. А Аллах знает лучше].

Мы убеждены в том, что записанные в свиткахбуквы [1] и звуки [исходящие от чтецов Корана] [2] – это слова Аллаха Всевышнего [3], а не “хикая“ и не “ибара“ [4].

[1] [Коран, который является речью Аллаха, состоит из сур, а суры – из слов, а слова – из букв. Поэтому говоря о том, что Коран – это речь Аллаха, мы имеем в виду все его буквы, слова, аяты и суры. Буквы, которые записаны в рукописных Коранах – это и есть речь Аллаха. Что же касается чернил, которыми записаны эти буквы, то они сотворены. Но сами буквы и слова являются речью Аллаха. И далее автор книги, да помилует его Аллах, приведет множество доказательств на это своё утверждение].

[2] Эту фразу следует рассмотреть глубже. Если под звуками автор книги имеет в виду голоса чтецов Корана, то, ведь, голоса чтецов Корана являются сотворёнными по единогласному мнению праведных предшественников. Поэтому, праведные предшественники говорили:

« الصوت صوت القاري والكلام كلام الباري »

«Произношение – это произношению чтеца, а слова – это Речь Творца».

То, что читается чтецами Корана – это речь Аллаха, которая не является сотворенной. Но голоса чтецов Корана и движения их языков являются сотворенными. Также сотворены свитки, на которых записаны слова Аллаха, а также чернила. Но слова, которые записаны в свитках Корана – это слова Аллаха. Если же он имеет в виду, что слова, читаемые чтецами Корана, а не их голоса – именно это речь Аллаха, то это устраняет всякое недопонимание. Следует заметить, что именно эта фраза отсутствует в некоторых рукописях этой книги, поэтому нужно еще разобраться высказывал ли вообще автор книги, да помилует его Аллах, данную фразу. А Аллах знает лучше!]

[3] [В этом опровержение философам (мутакаллимам), которые заявляют, что речь Аллаха не состоит из букв и звуков. Именно поэтому автор книги, да помилует его Аллах, начал разговор на эту тему].

[4] [Это – опровержение куллябитам, аш′аритам, матуридитам и им подобным. Они заявляют, что Коран – это не речь Аллаха, но Коран – это “хикая“ (пересказ речи Аллаха Джибрилем) или “ибара“ (выражение речи Аллаха Джибрилем). Оба этих слова являются ложными и несоответствующими истине. Коран это и есть речь Аллаха. «′Ибара» заключается в том, что человек выражает своими словами то, что в душе у другого. Допустим, есть немой человек, который не может высказать то, что у него в душе. Он начинает говорить на языке жестов, а другой человек, понимающий этот язык жестов, начинает говорить своим языком то, что хотел донести до людей немой. Это именуют словом «′Ибара»(выражение одним человеком того, что в душе у другого). Так вот, в соответствии с учением аш′аритов, Коран не являются речью Аллаха, но он является выражением (ибара) речи Аллаха. Некоторые из них говорят, что речь Аллаха была высказана (выражена) Джибрилем, мир ему, и получился Коран, а некоторые говорят, что речь Аллаха была высказана (выражена) пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Именно поэтому автор, да помилует его Аллах, упомянул этот момент, дабы опровергнуть куллябитов, аш′аритов, матуридитов и им подобных.

Это нововведение внес ибн Кулляб, который заявил, что Аллах Всевышний разговаривает у Себя в душе (!), но другие не могут слышать Его, и Его речь не состоит из букв и звуков. И дело в том, что его последователи, желая подтвердить слова своего учителя, не смогли найти на это утверждение ни одного довода, кроме одного стихотворения:

إن الكلام لفي الفؤاد وإنما * * * جعل اللسان على الفؤاد دليلا

«Поистине, речь находится в сердце,

А язык всего лишь указывает на то, что в сердце».

Говорят, что это стихотворение произнес христианин (!) аль-Ахталь. Поэтому приверженцы Сунны сказали этим куллябитам и аш′аритам: «Вы оставили достоверные хадисы и ясные шариатские тексты, и начали приводить в довод на ваши утверждения стихотворение христианина».

Сказал шейх уль-Ислям ибн Теймия, да помилует его Аллах: «Один из людей произнес стихотворение по этому поводу, сказав:

قبحا لمن نبذ القرآن وراءه * * * فإذا استدل يقول قال الأخطل

«Пусть пропадет тот, кто отбросил Коран за спину,А, приводя доводы, говорит: “Сказал аль-Ахталь“». См. «Маджму′ аль-Фатауа», 6/297.

На несостоятельность этого довода также указал имам Абу Наср ас-Сиджзи в своей прекрасной книге «ар-Радд ′аля ман анкара аль-харф уа-с-саут» (Опровержение тому, кто отвергает буквы и звуки).

Также шейх уль-Ислям ибн Теймия, да помилует его Аллах, опроверг аш′аритов в этом вопросе с девяноста сторон в своей книге «ат-Тис′инийа». А история этой книги была следующей. Между шейху-ль-Ислямом и ними состоялась дискуссия на эту тему, после чего эти заблудшие донесли на шейха правителю, после чего ибн Теймия был посажен в тюрьму. Они вновь потребовали от него явиться на диспут, но он отказался и сказал их посланцу: «Сообщи им, что я не приду, и сообщи им, что их слова несостоятельны со многих стороны. Во-первых…, во-вторых…, в-третьих…»,и начал перечислять множество аргументов. Тогда посланец сказал, что не сможет запомнить все эти доводы. Ибн Теймия, да помилует его Аллах, решил написать для них послание из тюрьмы, в котором в итоге было заключено опровержение их утверждений с девяноста сторон. См. «Фатауа аль-Кубра», 5/3].

[Автор книги, да помилует его Аллах, начал приводить доводы, указывающие на то, что Коран состоит из букв, которые являются речью Аллаха].

Аллах Всевышний сказал:

﴿ الم (1) ذَلِكَ الْكِتَابُ لاَ رَيْبَ فِيهِ ﴾

«Алиф. Лям. Мим.Это Писание[Коран], в котором нет сомнения». [Сура аль-Бакара, аяты 1-2].

А также:

﴿ المص (1) كِتَابٌ أُنزِلَ إِلَيْكَ ﴾

«Алиф. Лям. Мим. Сад. Тебе(о, Пророк)ниспослано Писание».[Сура аль-А′раф, аяты 1-2].

А также:

﴿ الر تِلْكَ آيَاتُ الْكِتَابِ الْمُبِينِ ﴾

«Алиф. Лям. Ра. Это — аяты ясного Писания».[Сура Йусуф, аят 1].

А также:

﴿ المر ﴾

«Алиф. Лям. Мим. Ра».[Сура ар-Ра′д, аят 1].

А также:

﴿ كهيعص ﴾

«Каф. Ха. Йа. ′Айн. Сад».[Сура Марьям, аят 1].

А также:

﴿ حم (1) عسق ﴾

«Ха. Мим. ′Айн. Син. Каф ».[Сура аш-Шура, аяты 1-2].

[Аяты Корана, в которых буквы: «алиф», «лям», «мим», «каф», «ха», «йа», «′айн», «сад», и так далее. Это – явные доводы, указывающие на то, что речь Аллаха состоит из букв].

Если человек не говорит о том, что эти буквы и есть слова Аллаха, то, поистине, он вылетел из религии и вышел из круга мусульман. [Если человек заявит, что именно эти буквы, находящиеся в Коране, не являются речью Аллаха, то он выйдет из религии Ислам].

А кто отрицает, что в этих аятах содержатся буквы, тот проявляет упрямство и распространяет клевету. [Если человек заявит, что «алиф», «лям», «мим», «каф», «ха», «йа», «′айн», «сад» не являются буквами, а являются чем-то другим, то этот человек проявляет упрямство и распространяет клевету. Ведь, поистине, даже маленький ребенок, не говоря уже о взрослом, знает, что это – буквы].

Передал ат-Тирмизи от ′Абдуллаха ибн Мас′уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто прочтёт одну букву из Книги Аллаха, тому будет записано совершение десяти благодеяний».

Ат-Тирмизи сказал, что хадис достоверный. Его передали также и другие имамы, а в конце хадиса сказано: «Поистине, я не говорю, что “алиф. лям. мим“ – это одна буква. Однако, “алиф“ – буква, “лям“ – буква, и “мим“ – буква». [ат-Тирмизи, 2910. Но ат-Тирмизи не сказал, что этот хадис достоверный, как об этом сказал автор данной книги, да помилует его Аллах. Ат-Тирмизи сказал, что хадис хороший, достоверный, но редкий. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Тирмизи», 3/164. Хадис также передал ад-Дарими в «ас-Сунан», 2/429, но не как слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а как слова ибн Мас′уда, да будет доволен им Аллах. А Аллах знает лучше! В этом хадисе ясное указание на то, что Коран состоит из букв].

Также передал Йа′ля ибн Мамляк [аль-Макки] от Умму Салямы, что как-то раз она показала, как читал Коран посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Она прочитала Коран размеренным чтением, произнося чётко каждую букву. Это сообщение передает Абу Дауд, Абу ′Абду-р-Рахман ан-Насаи и Абу ′Иса ат-Тирмизи. Ат-Тирмизи сказал: «Хадис хороший, достоверный, редкий». [Абу Дауд, 1466; ан-Насаи, 1629; ат-Тирмизи, 2923; Ахмад, 6/294, 300, 323; аль-Бухари в «Хальк Аф′али-ль-′Ибад», стр. 23. Шейх аль-Альбани назвал хадис слабым. См. «Да′иф Аби Дауд», стр. 111].

Сообщается, что Сахль ибн Са′д ас-Са′иди сказал: «Однажды, когда мы читали Коран, к нам вышел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал:“Хвала Аллаху, Книга Аллаха – одна. Среди вас есть лучшие люди, среди вас как белые, так и темнокожие. Читайте Коран, пока не пришли народы, читающие Коран и выговаривающие чётко каждую букву. Однако этот Коран не будет опускаться ниже их глоток. Они будут стараться получить вознаграждение [за Коран] уже в мирской жизни, а не в Последней*». [Передал Абу Бакр аль-Аджурри в «Ахляку Хамаляти-ль-Куран», № 29. Этот хадис передает также Абу Дауд (№ 830) со слов Джабира ибн ′Абдуллаха, да будет доволен им Аллах. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Аби Дауд», 1/234].

*[То есть: они, читая Коран, не будут желать награды Аллаха в День Воскресения. Они всего лишь будут желать награды в мирской жизни. Сказал абу Дауд: «Я слышал, как Ахмада (ибн Ханбаля) спросили об имаме, который говорит: “Я проведу молитву с вами за столько-то дирхемов“. Ахмад сказал: “Я прошу у Аллаха избавления от этого. Кто же будет молиться позади него?!» См. «Масаиль аль-Имам Ахмад» Абу Дауда, стр. 63. То же самое касается человека, который читает Коран на поминках по случаю смерти. Аллах Всевышний сказал: «Поистине, те, которые скрывают то, что ниспослал Аллах из Писанияи покупают за это малую цену(в виде мирских благ и денег), – они пожирают в свои животы только огонь; не (будет) разговаривать с ними Аллах в День Воскресения и не очистит их, и для них – мучительное наказание!»(Сура аль-Бакара, аят 174)].

Передают*, что Абу Бакр и ′Умар, да будет доволен ими Аллах, сказали: «Чтение Корана с соблюдением правил любимее нам, чем заучивание наизусть некоторых его букв».

*[Такое выражение обычно указывает на слабость этой передачи. И на самом деле эти сообщения от Абу Бакра и ′Умара являются недостоверными. А Аллах знает лучше!].

Передал Абу ′Убейд [Имам аль-Хафиз Абу ′Убейд, аль-Касим ибн Салям ибн ′Абдуллах. Скончался в Мекке в 224 г.х.] в книге «Фадаилю-ль-Куран», что как-то раз ′Али [ибн Аби Талиба], да будет доволен им Аллах, спросили о том, может ли читать Коран человек, который находится в состоянии полового осквернения. ′Али ответил: «Нет, ни одной буквы». [Передал ибн Аби Шейба в «Мусаннаф», 1/102, и другие. Цепочка передатчиков этого сообщения является хорошей. И это ясный текст от ′Али ибн Аби Талиба, да будет доволен им Аллах, который указывает на то, что Коран состоит из букв. И это мнение славного сподвижника в корне противоречит словам тех, кто заявляет, что слова Аллаха не состоят из букв].

Сказал ′Абдуллах ибн Мас′уд, да будет доволен им Аллах: «Кто проявил невериехотя бы в одну букву Корана, тот, поистине, проявил неверие в весь Коран*». [Передали имам ат-Табари во вступлении в своё толкование Корана (1/23); аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 379 (1/232); аль-Харауи в «Замм уль-Калям», № 179 (2/228)].

*[Ведь, Коран целиком и полностью является словами Аллаха. Человек должен верить в весь Коран целиком. Аллах Всевышний сказал: «Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть? Воздаянием тому, кто совершает подобное, будет позор в мирской жизни, а в День воскресения они будут подвергнуты еще более ужасным мучениям».Сура аль-Бакара, аят 85].

Также он сказал: «Кто поклялся сурой “аль-Бакара“ (и не исполнил клятву), тот должен совершить искуплениеза каждую букву этой суры». [Передал ′Абду-р-Разакъ в «Мусаннаф», 15950].

Сказал Тальха ибн Мусарриф [ибн ′Амр ибн Ка′б аль-Хамдани аль-Куфи – имам, хафиз. Скончался в 112-ом г.х.]: «Однажды, один человек читал Коран перед Му′азом ибн Джабалем и пропустил букву “уау“. Тогда Му′аз сказал: “Поистине,ты пропустил буквуболее великую, чем гора Ухуд“».

Сказал аль-Хасан аль-Басри [Скончался в 111-ом г.х – известный и благородный ученый]: «Аллах Всевышний сказал:“Это — благословенное Писание[Коран], которое Мы ниспослали тебе(о, пророк), дабы они[люди]размышляли над его аятами“[Сура Сад, аят 29]. Размышление над аятами – это следование (за велениями, которые содержатся) в них. Клянусь Аллахом, речь не идёт лишь о заучиваниибукв Корана, если человек преступает границы Корана. А один из этих людей может даже сказать: “Поистине, я прочел весь Коран, не пропустив ни одной буквы“, — хотя он, клянусь Аллахом, пропустил весь Коран». [Передал хафиз ибн Касир в своем толковании Корана (том 7, стр. 55)].

Сказал ′Абдуллах ибн уль-Мубарак: «Кто проявил невериехотя бы в одну букву Корана, тот, поистине, не уверовал в весь Коран. Кто сказал: “Я не уверовал в эту букву ′лям′“, тот, поистине, стал неверующим». [Передал Абу ′Усман ас-Сабуни в «′Акыдату-с-саляф уа асхаби-ль-хадис». И на этом сообщении от ′Абдуллаха ибн уль-Мубарака, да помилует его Аллах, автор, да помилует его Аллах, остановился, после чего начал разговор о другом вопросе].

[После того, как автор книги, да помилует его Аллах, закончил приводить доказательства, указывающие на то, что речь Аллаха состоит из букв, он приступил к приведению доказательств на то, что Аллах Всевышний говорит голосом так, что творения, к которым Он обращается, слышат Его. И в первую очередь он привел хадис ′Абдуллаха ибн Унейса, да будет доволен им Аллах, в котором сказано: «…Аллах воззовёт к ним голосом, который находящиеся далеко услышаттак же, как те, кто находится близко…». Однако даже в Коране множество доказательств, указывающих на то, что Аллах Всевышний говорит голосом, и творения могут слышать Его. Например, Аллах Всевышний сказал: «В тот день[в День Суда]Он[Аллах]воззоветк ним и скажет: «Что вы ответили посланникам?»»(Сура аль-Касас, аят 65)].

Передал ′Абдуллах ибн Унейс, да будет доволен им Аллах, который слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Люди будут собраны в День Воскресения…»,указав рукой в сторону Шама [старое название территорий, занимаемых ныне Иорданией, Ливаном, Сирией и Палестиной], после чего продолжил:«…нагими, с крайней плотью и без ничего.

Наши рекомендации