Вопрос: 1833. Если видишь того, кто ест или пьет по забывчивости, обязан ли ты предупредить его.

https://youtu.be/bFnVrdiRS3Q

Вопрос: Если человек ест и пьет по забывчивости обязан ли тот кто увидит это его действие, предупредить его что он нарушает пост? Например, ты встал с утра с женой на сухур поели и вошли в уразу, затем встаешь с утра, а жена раньше тебя встала сморишь на кухне сидит кушает, и ты понимаешь что она по забывчивости кушает, обязан ли ты ее предупредить, или про себя сказать ну пусть наестся?

Ответ:

Ибн Муфлих в своей книге «Аль Фуру» указал 2 мнения в этом вопросе, первое мнение то, что он обязан предупредить, потому что человек совершает запретное хоть и по забывчивости.

Сказал аль Мардави в своей книге «Аль Инсаф» это мнение является правильным и тем более ты должен предупредить того кто вообще не знает постановления, допустим кто то думает что легкую пищу можно принять в уразу, а тяжелую пищу нельзя принимать, как делают христиане. Допустим человек был христианином и затем принял Ислам и представляет что пост это такое воздержаться от тяжелой пищи и есть легкую пищу можно как было в христианстве и когда принял ислам сказали ему пост держать и он думает что это как у христиан и сидит кушает допустим легкую пищу по невежеству. Говорит Мардави невежду, тем более должен предупредить.

Второе мнение, не обязан его предупреждать можешь его оставить, пусть дальше кушает, пока не вспомни.

Потом ибн Муфлих из двух мнений вывел третье мнение и сказал: то что должен предупредить невежду, но не должен предупредить того кто забылся.

Вопрос: человек может быть невеждой относительно уразы то, что нельзя кушать и пить или не может?

Ответ: может быть в некоторых случаях, если он только что принял ислам, или если он живет далеко от мусульман, если у него нет знания и тому подобное, и третий случай то, что человек не может знать о некоторых видах еды, допустим питательная система, которая вводится в кровь в вену, это нарушает уразу, так как питает организм. А кто то может не знать этого, и думать что это не нарушает уразу и он делает это то есть он не знает об определенном явление которое портит уразу, такое невежество возможно.

Говорит шей Мухаммад ибн Хизам, то мнение которое посчитал правильным аль Мардауи является верным: то что человек обязан предупредить того кто кушает или пьет по забывчивости, потому что кушать и пить в дневное время рамадана тому человеку который держит уразу является запретным. А невежество и забывчивость является узр (оправданием) в том что человек не получает греха поэтому он включает слова пророка, сала Ллаху алейхи уа салям: «кто из вас увидит порицаемое пусть исправит это своей рукой»,то что человек кушает, является порицаемым, но мы говорим что он не делает грех, потому что по забывчивости ел, а в основе он делает порицаемое. А пророк, сала Ллалу алейхи уа салям сказал: «Тот кто из вас увидит порицаемое пусть остановит рукой, а если не может рукой, то тогда языком выскажет это, а если не может высказать, то тогда сердцем и это является самым слабым проявлением веры» (этот хадис приводит Имам Муслим со слов Абу Саида Аль Худри).

А так же известно то, что если имам в намазе стал на пятый ракаат по забывчивости, тот который сзади него должен его предупредить и сказать субхана Ллах, потому что пророк сала Ллаху алейхи уа салям, сказал: «если я забыл то напомните мне».То есть пророк сала Ллалаху алейхи уа салям приказал нам напомнить тому имаму, который забылся в намазе и поэтому делается аналогия намаза на уразу.

Значит правильное мнение что человек обязан предупредить того кто ест или пьет по забывчивости в светлое время в месяц рамадан.

[Примечание редактора стенограммы]:

Вопрос:"Если постящегося увидели, как он есть или пьет в дневное время Рамадана по забывчивости, следует ли напомнить ему?"

Ответ:"Тот, кто увидит, что постящийся ест или пьет в дневное время Рамадана, то он обязан напомнить ему, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И если я забуду, то напомните мне».И у забывшего есть оправдание его забывчивостью, однако тот, кто помнит, что это действие портит его пост и не указал ему на это, то он сделал упущение. Потому что это его брат, и он должен желать ему то, что желает самому себе.

Итог: тот, кто увидел постящегося, что он ест или пьет в дневное время Рамадана по забывчивости, то следует ему напомнить, а постящемуся следует сразу же оставить еду.

И ему нельзя затягивать, этот прием пищи или питья. Более того если у него во рту есть вода или что-то из еды, то он обязан выплюнуть это, и ему нельзя глотать это, после того как он вспомнил или ему напомнили, что он постится.

И по этому поводу я хотел бы о пояснить, что разговляющие вещи, которые разговляют постящегося, не портят пост в трех ситуациях:

Когда человек забывает.

Когда человек не знает.

Наши рекомендации