Что побуждало передатчиков к подтасовке.

а) Ниже перечислены четыре причины, побуждавшие пере­датчиков к подтасовке имен шейхов.

1. Слабость шейха или то обстоятельство, что он не поль­зовался доверием.

2. Недавняя смерть шейха и то обстоятельство, что наря­ду с данным передатчиком его слушали и те люди, которые бы­ли моложе передатчика и ниже его по своему положению.

3. Возраст шейха, если оказывалось, что он младше того, кто передавал хадис с его слов.

4. Множество передаваемых с его слов хадисов, когда пе­редатчику не нравится, что имя шейха везде упоминается толь­ко в одной форме.

б) Насчитывается пять причин, побуждавших передатчиков к подтасовке имен передатчиков:

1. Внушение другим мысли о высоте иснада.

2. Пропуск части хадиса, передаваемого со слов такого шейха, от которого передатчик слышал много хадисов.

3, 4, 5. Три первых причины, перечисленные в том пунк­те, где речь идет о подтасовке имен шейхов.

8. Есть три причины, в силу которых занимающийся подтасовкой достоин порицания. Ими являются:

а) Создание передатчиком ложного впечатления о том, что он слышал хадисы от тех, кого на самом деле не слушал.

б) Отказ от исследования и предпочтение того, что являет­ся только возможным.

в) Его знание о том, что, если бы он упомянул того, сведе­ния о ком он подтасовал, другие были бы недовольны. [См.: “Аль-Кифайа”, стр. 358].

Суждение о передаче занимающегося подтасовкой.

Мнения улемов о том, можно ли принимать хадисы, пере­данные тем, кто занимался подтасовкой, расходятся. Наиболь­шее распространение получили две точки зрения.

а) Такой хадис является абсолютно неприемлемым, по­скольку сам факт подтасовки требует отвода.

б) Такой хадис требует дифференцированного подхода.

1. Если передатчик открыто заявляет о том, что он слы­шал то или иное сообщение, его передача принимается. Это значит, что если он скажет: «Я слышал…» – или нечто подоб­ное, его хадис следует принять.

2. Если же передатчик не делает открытого заявления о том, что он слышал то или иное сообщение, его передача не принимается. Это значит, что если он скажет: «Со слов…» – или нечто подобное, его хадис принимать не следует. [“‘Улюм аль-Хадис”, сс.67-68].

Как распознать подтасовку?

Есть два признака подтасовки:

а) Заявление об этом самого передатчика, занимавшегося подтасовкой, например в том случае, когда его об этом спра­шивают, как было это с Ибн Уйаййной.

б) Сообщение об этом одного из сведущих имамов, кото­рый основывался на знании, полученном с помощью исследо­вания и изучения.

Наиболее известные сочинения о подтасовках и тех, кто занимался подобными вещами.

Таких сообщений известно множество, а к числу наиболее известных относятся следующие:

а) “Ат-табййин ли-асма аль-мудаллисин” аль-Хатиба аль-Багдади. [См.: “Аль-Кифайа”, стр. 361].

б) “Ат-табййин ли-асма аль-мудаллисин” Бурхан ад-дина бин аль-Халяби (это сочинение опубликовано).

в) “Та‘риф ахль ат-такдис би-маратиб аль-маусуфина би-т-тад­лис” хафиза Ибн Хаджара (это сочинение тоже опубликовано).

Мурсаль хафи.

Определение.

а) Слово “мурсаль” является причастием страдательного за­лога от глагола “арсаля” (отпускать). Таким образом, отпус­кающий как бы отпустил иснад, не стал связывать его с извест­ным передатчиком. Что же касается слова “хафи” (скрытый), то оно является антонимом слова “джали” (явный). Таким об­разом, эта категория хадисов “мурсаль” не относится к числу явных, и их можно распознать только благодаря исследова­нию.

б) В качестве термина это слово служит для обозначения хадиса, передаваемого передатчиком со слов того человека, с которым он встречался или который был его современником. При этом на самом деле данный передатчик его не слушал, но тем не менее при передаче он употребляет такие слова, кото­рые позволяют сделать допущение, что он слушал этот хадис либо непосредственно от него, либо от того, кто слышал его от этого человека, например: «Он сказал…»

Пример.

В пример можно привести тот хадис, который Ибн Маджа передает со слов Умара бин Абд аль-Азиза и в котором сооб­щается, что Укба Ибн Амир передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ска­зал: «Да помилует Аллах охраняющего охраняющих». [Имеется ввиду, что воины, расположившиеся на отдых, охраняют всех му­сульман в целом, те же, кто охраняет их, являются охраняющими охраняю­щих]. Дело в том, что Умар не встречался с Укбой, о чем аз-Зайй сообщает в “Аль-Атраф”.

Наши рекомендации