Глава вторая. Искреннее соблюдение обязанностей
Искреннее исповедание религии – именно этого требовали все посланники от народа, к которому были направлены.
Господь, Всемогущ Он и Велик говорит:
«Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!»(16:36).
Аллах велит искренне поклоняться Ему:
«А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа Ему искренне, как единобожники, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера»(98:4).
Таким образом, Аллах требует от нас искреннего соблюдения всех прав и обязанностей. Любой поступок человека должен быть пропитан духом искренности от начала до конца.
Всевышний говорит:
«…дабы испытать, чьи деяния будут лучше»(11:7).
Вот как комментирует этот аят аль-Фудайль ибн ‘Ияд: «Искреннее и правильнее». Люди сказали: «О Абу ‘Али, что значит искреннее и правильнее?» И он сказал: «Если поступок совершен искренне, но сам по себе он неверен, то принят не будет, равно так же, как не будет принят, если будет верным, но совершен неискренне. Принят он будет лишь в том случае, если он правильный и искренний. Искренним он может быть лишь во имя Аллаха, Всемогущ Он и Велик, а правильным – лишь в соответствии с Сунной. Затем он зачитал слова Всевышнего:
„Скажи: „Воистину, я – такой же человек, как и вы. Мне внушено Откровение о том, что ваш Бог – Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом“»(18:110)[700].
В хадисе, переданном Анасом ибн Маликом, R, сказано: «Пророк, S, сказал: „Есть три вещи, к которым сердце мусульманина не испытывает злобы“, –и среди них он упомянул искреннее совершение дела ради Аллаха…»[701]. Разъясняя этот хадис, Ибн аль-Каййим пишет следующее: «Поистине, сердце верующего полно ненависти к приданию Аллаху равных, оно также испытывает злобу к вероломству… Исцелить злобу и вывести все ее примеси можно благодаря чистосердечности, искренности и следованию Сунне»[702].
Именно от искренности зависит праведность поступка, в особенности если учитывать то, что это чувство несет сердце, что оно – тайна между человеком и его Господом, о которой никто не ведает из творений; оно – первое, о чем будет спрошен раб Аллаха в Судный день. Поэтому, если человек при жизни был искренним во имя Преславного Аллаха, выполняя все, что возложено на него, то он окажется в числе победителей и обретет спасение.
Вот почему ценность подлинной верности и честности заключается в формировании личности, совесть которой жива и преисполнена искренности в исполнении всех своих обязанностей.[703] Ведь искренность – это «Душевная деятельность, пробуждающая мысли, стремление честно трудиться, наслаждаться своим трудом, получать удовольствие от результата, делать все безукоризненно точно и качественно»[704].
Человек, искренне выполняющий все, что на него возложено – именно он трудиться со всей ответственностью, стремится сделать все наилучшим образом, не ради награды, благодарности или результата для глаз людских, не из-за страха перед наказанием или осуждением. Он выполняет свой долг совершенным образом – так, как повелевает это шариат без нужды в человеческом контроле, как сказал аль-Фудайль ибн ‘Ияд: «Искренность заключается в том, чтобы ты не искал для своего дела свидетелей, помимо Всевышнего Аллаха»[705].
Каждая работа предполагает соблюдение определенной этики исполнителями, обязывает их искренне выполнять свой долг. В особенности это касается должностных лиц и чиновников, которые при занятии должности давали клятву блюсти искренность, к примеру, министры, члены Совета, судья, офицеры, доктора и т.д. Искренность не должна покидать их и ни на секунду. Эта клятва или присяга обязывает должностное лицо честно и искренне выполнять свои обязанности, нести ответственность за все, что доверено ему. Человека, нарушившего эту клятву, считают предателем, подорвавшим честь и нарушившим профессиональную этику.[706]
Следует отметить, что чувство искренности прекрасно мотивирует человека быть честным и исполнительным в соблюдении своего профессионального долга – из уважения к своей специальности и труду. Ведь для искреннего человека нет абсолютно никакой разницы, как он будет выполнять свои обязанности – явно или тайно, поскольку его всегда видит Всевышний. Поэтому он делает все, чтобы не допустить двуличия, оградиться от зависти к должностям и деятельности других людей. Более того, он обвиняет себя в том, что не выложился на все сто процентов, что допустил ошибки, дает добрые советы своим братьям, очищает свою душу от зависти и вероломства. Вот она вершина верности и честности, которую хотелось бы видеть в каждом человеке. Словом, искренность побуждает человека быть ответственным в труде, он усердно стремится выглядеть наилучшим образом в плане дисциплины и прогресса
Таким образом, верность и честность мусульманина прямо предполагают его искренность. Ведь эти достоинства направляют его к благому, побуждают вести благочестивый и праведный образ жизни. А это в свою очередь обязывает его быть искренним в любом деле, ретиво относиться к тому, чтобы его благородные качества, праведность и добропорядочность находили приятный отзыв среди людей.
Приведем наглядный пример. Известно, что в сражении при Ярмуке ‘Умар ибн аль-Хаттаб, R, в самый разгар битвы снял с должности главнокомандующего Халида ибн аль-Уалида, R. Халид, R, скрыл эту новость от мусульман, чтобы уберечь их от психологического удара. Он продолжал нести бремя ответственности, усердно выполняя свой долг. Он ретиво сражался, искренне, во имя лишь Одного Аллаха, желая победы для ислама и мусульман. А по завершении схватки сообщил эту весть мусульманам и передал бразды правления новому главнокомандующему – Абу ‘Убайде ‘Амиру ибн аль-Джарраху, R. Следует выделить, что при этом Халид, R, не чувствовал никакой злобы к халифу мусульман ‘Умару, R, это не вызвало в нем никакой обиды или презрения. Он не покинул битву в знак мести за оскорбление его воинской чести. Он всего лишь ушел с должности, став рядовым воином, точно зная, что никого не предал, не допустил небрежности в выполнении своих обязанностей и не превышал своих полномочий. Халид, R, по достоинству оценил решение ‘Умара, R, об его отстранении, которое сам халиф объяснил следующим образом: «Я не отстранил Халида из порыва гнева или из-за предательства. Дело в том, что люди оказались в смуте из-за него, и мне стало страшно за то, что они останутся под его руководством и будут испытаны им. Мне захотелось, чтобы они знали, что лишь Аллах дарует победу, и дабы они не были подвержены смуте»[707].
Далее мы поговорим более подробно об искренности в соблюдении обязанностей в последующих двух параграфах:
1. Выполнение долга наилучшим образом.
2. Ответственность.
Выполнение долга наилучшим образом
Всевышний Аллах направил посланников и ниспослал книги для того, чтобы разъяснить людям, что на них возложено в этой жизни. Господь, Всемогущ Он и Велик, установил прямую взаимосвязь между соблюдением Его предписаний и Его гневом или довольствием.
Аллах предложил творениям понести бремя верности и ответственности, т. е. соблюдение всех предписаний, прав и обязанностей. И это бремя согласился взять на себя человек.
Всевышний говорит:
«Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя хранить верность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным»(33:72).
В этом аяте употреблено выражение «хранить верность», чтобы «обратить внимание на то, что речь идет о правах, которые предоставил Всевышний людям и которые требуют соблюдения. Он доверил им эти права, обязал принять их в прекрасное послушание и покорность Ему, предписал строго-настрого блюсти их, не допуская никаких упущений»[708].
Итак, выполнение обязанностей наилучшим образом приводит к следующему:
1. Развитие самоконтроля. Любое общество способно развиваться, соперничать с другими социумами лишь в том случае, если индивиды его прочувствуют глубокий, практический смысл верности в выполнении профессионального долга наилучшим образом. Именно благодаря этому чувству в человеке формируется моральный стержень, стремление трудиться во благо общества и соблюдать свои обязанности.[709]
Чувство внутреннего самоконтроля побуждает человека соблюдать свои обязанности и способствует быстрому развитию общества. Если ученые будут честно и ответственно выполнять свой профессиональный долг, то наука будет процветать. Если судьи будут честно и ответственно, глубоко и ретиво изучать дела, то восторжествует справедливость и правда. Если учителя будут честно и ответственно обучать и преподавать, то будущие поколения вырастут праведными. Если СМИ честно и ответственно будут освещать происходящие события, то общество будет ограждено от многих зол. Если исполнители любой должности и ранга будут честно и ответсвенно исполнять все, что возложено на них, то в деле своем достигнут порядка и успеха. Если люди, занимающиеся торговлей и производством, будут честно и ответственно вести торговлю и производить, то эти две сферы будут стремительно развиваться. И то же самое касается любого дела, что возложено на человека и является его долгом.
Приведем случай из жизни ‘Умара ибн аль-Хаттаба, R, ярко свидетельствующий о том, как он честно и безукоризненно выполнял свой долг в отношении мусульман. Речь пойдет о просьбе, с которой обратился ‘Умар, R, к аль-Ахнафу ибн аль-Кайсу, когда тот проходил однажды мимо него в знойный летний день. В это время ‘Умар, R, пас стадо верблюдов, что были собраны в качестве милостыни. Он сказал: «О Ахнаф, положи свою одежду, иди сюда и помоги повелителю правоверных пасти этих верблюдов, ведь, поистине, это стадо – милостыня, по праву принадлежащая сиротам, бедным и вдовам». Некий мужчина сказал: «Да простит тебя Аллах, о повелитель правоверных. Почему бы тебе ни попросить кого-либо из рабов (Аллаха), кто в ответе за сбор милостыни, и тебе этого будет достаточно?!» На что ‘Умар, R, ответил: «Какой же из рабов (Аллаха) более раб (Ему), чем я и аль-Ахнаф? Ведь, поистине, тот, кто управляет делами мусульман, – раб (Аллаха) из числа мусульман. И он должен по отношению к ним то, что должен раб в отношении своего господина – дать добрый совет и быть верным»[710].
Этот подход и отношение сподвижников к выполнению своих обязанностей уникален и произрастает из глубокого чувства самоконтроля, которое имеет такое влияние и силу благодаря его вере в то, что на него возложено бремя верности и ответственности, и ему предписано нести его должным образом.
2. Качественное выполнение работы. Ислам призывает каждого человека соблюдать свои обязанности и качественно выполнять работу во благо общества и исламской нации в целом. Вот что сказал Пророк, S: «Поистине, Аллах любит, когда кто-либо из вас выполняет свою работу совершенным образом»[711]. Итак, первое, чему должен уделять внимание человек на работе, – это качество. Ведь каждый из нас прекрасно осознает, что любое дело, будь оно личным или общественным, – это бремя ответственности, возложенное на наши плечи, и мы обязаны нести его искренне и наилучшим образом.[712]
Следует отметить, что любая обязанность, возложенная на дееспособного человека, произрастает из ответственности, которую Всевышний Аллах предписал блюсти человечеству должным образом. Таким образом, человек в ответе пред Аллахом за это, на него возложены обязанности, которые он должен выполнять наилучшим образом, исходя из верности и ответственности, что возложена на людские печи, отвечая на зов живой совести.
Пророк Аллаха Муса, мир ему и благословение от Аллаха, своим поступком показал прекрасный пример того, с какой ответственностью и верностью следует соблюдать обязательства. А точнее, он договорился с отцом двух девушек, для которых напоил скот, о том, что будет пасти его стадо в течение 8 лет, а тот в знак благодарности отдаст ему в жены одну из своих дочерей. Об этой истории в Своей Благородной Книге говорит Всевышний:
«Он сказал: „Воистину, я хочу сочетать тебя браком с одной из моих дочерей этих на условии, что ты наймешься ко мне на восемь лет. Если же ты останешься на все десять лет, то это будет милостью от тебя. Я не собираюсь обременять тебя, и ты увидишь, если пожелает Аллах, что я являюсь одним из праведников“. Он сказал: „Договорились. Какой бы из этих двух сроков я ни отработал, пусть со мной не поступают несправедливо. Аллах является Попечителем и Хранителем того, что мы говорим“»(28:27, 28).
Муса, мир ему и благословение от Аллаха, полностью и наилучшим образом выполнил свое обязательство.[713]
Таким образом, соблюдение обязанностей наилучшим образом взращивает в человеке чувство того, что Аллах всегда наблюдает за ним, делает это чувство нерушимой основой его души. Именно так рождается сила воли, руководствующая высокими, духовными ценностями.[714]
Ответственность
Ответственность определяют следующим образом: «Описание или состояние человека, который в ответе за нечто определенное, что он обязан отслеживать или контролировать»[715]. Мустафа Сабри считает, что ответственность – это «единица соответствия человека вознаграждению за все свои поступки как в этой жизни, так и в грядущей»[716].
Ранее мы упоминали, что ответственность и верность имеют нечто общее друг с другом, и эти два достоинства тесно взаимосвязаны. Данную мысль подтверждает определение моральной ответственности, которую приводит Комитет арабского языка в Каире: «Осознание человеком того, что нравственно он в ответе за результаты своей добровольной деятельности, вследствие чего он будет вознагражден за хорошие поступки и будет наказан за плохие»[717].
Несомненно, чувство ответственности приводит человека к осознанию обязательности быть верным пред Аллахом и перед людьми, с учетом того, что каждый человек в ответе за то, что ему по силам. Вот что говорит Мухаммад аль-Хакани об ответственности: «Ощущение того, что ты выполняешь свой долг, искренне трудишься. Ответственность – это не утверждение. Ведь решительность не делает нас ответственными. На самом деле, человек, проникнутый чувством ответственности, осознает, что есть определенные обязанности, которые он должен выполнить, независимо от результата. Например, если человек может спасти утопающего, то эта возможность преисполняет его чувством ответственности за спасение этого человека. Способность пресечь несправедливость обязывает нас сделать это, и мы в ответе за бездействие в таком случае. Словом, ответственность отличается от человека к человеку, от одного общества к другому»[718].
Ислам – это практичная религия. Мусульманин может быть верным лишь тогда, когда будет выполнять свои обязанности наилучшим образом. Его усердие взрастит в нем чувство того, что у него есть обязательства по отношению к своим собратьям, к мусульманскому обществу, в котором он живет, к общине, к которой он относит себя. Наш шейх ‘Умар ‘Ауда аль-Хатиб сказал так: «Верность подразумевает собой соблюдение абсолютно всех предписаний и обязанностей, возложенных на человека, поскольку Всевышний Аллах надел его природой – разумом, волей и другими способностями, которыми отличается человек – позволяющей ему взять на себя это бремя и нести его. Отсюда следует, что человек должен держать ответ за то, за что взялся, за соблюдение своего обязательства пред Всевышним и Благословенным Аллахом, Который выделил его среди всех своих творений, обязав и наделив ответственностью»[719].
В контексте разговора об ответственности можно выделить следующие моменты:
1. Индивидуальная ответственность. Ответственность бывает разной по виду и мере. Простой человек несет ответственность в рамках своих возможностей: ученый в ответе за осуществление призыва и наставление людей; правитель несет великую ответственность перед своей нацией; вся нация в целом в ответе за жизнь людей. Естественно, прежде всего, это является обязанностью образованных и передовых людей.[720]
Таким образом, каждый человек несет ответственность за свои личные обязанности. Пророк, S, подчеркнул важность соблюдения ответственности, возложенной на каждого из нас. Вот что он, S, сказал: «О да, каждый из вас пастырь, и каждый из вас в ответе за свою паству. Предводитель, назначенный руководить людьми – пастырь, и он в ответе за свою паству. Мужчина – пастырь над своими домочадцами, и он в ответе за них. Женщина – пастырь над домом своего мужа и его детьми, и она в ответе за них. Раб – пастырь над имуществом своего хозяина, и он в ответе за него. О да, каждый из вас – пастырь, и каждый из вас в ответе за свою паству»[721]. Слово «пастырь» охватывает абсолютно всех людей. И все, что доверено нам, является ответственностью, которую мы должны оправдать, и сделать это наилучшим образом.
Так, ответственность за благочестивое отношение к родителям является великим долгом. «Каждый человек несет великое бремя ответственности, страдает на этом пути, терпит боль, заботясь о своих родителях, ради конечной цели – заслужить довольство Всевышнего Аллаха и соответствующее тому вознаграждение в мире грядущем»[722]. Ответственность мужа и жены также велика, ведь им доверено воспитание и забота о детях.
2. Ответственность по отношению к обществу. Любое дело требует верности, и тогда оно будет живым и праведным. Соблюдение ответственности по отношению к обществу призвано оберегать права и выгоды каждого человека.
Всевышний говорит:
«Скажи: „Трудитесь, и увидят ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие. Вы предстанете перед Ведающим сокровенное и явное, и Он поведает вам о том, что вы совершали“»(9:105).
В другом аяте Всевышний Аллах хвалит Своих верных и обязательных рабов, которые осознают и глубоко прочувствовали ответственность, возложенную на них за соблюдение прав Аллаха и людей вообще.
Господь, Всемогущ Он и Велик, говорит:
«…которые сохраняют доверенное им и соблюдают договоры»(70:32).
Таким образом, все, что доверено нам, – это ответственность, требующая исполнения и соблюдения прав Благословенного и Всевышнего Аллаха или кого-либо из Его творений.[723]
Ответственность правителя и его приближенных помощников велика пред Благословенным и Всевышним Аллахом. Если они исполнят ее должным образом, то будут считаться верными и честными людьми. В любом другом случае они поступят несправедливо по отношению к себе – из-за допущенных ошибок, легкомысленного и пренебрежительного отношения.[724]
В качестве примера, возьмем Пророка Аллаха Юсуфа, мир ему и благословение от Аллаха. Он взял на себя ответственность за казну египетского правителя, искренне и честно выполнял доверенную ему работу. Устами Своего Пророка Юсуфа, мир ему и благословение от Аллаха, Всевышний говорит:
«Он сказал: „Назначь меня управлять хранилищами земли, ибо я – знающий хранитель“»(12:55).
Пророк Аллаха Юсуф не просил этой должности из личных интересов. На самом деле он взял на себя ответственность выполнить тяжелый долг по спасению целого народа от великого голода.
Когда Абу Бакр, R, занял пост халифа, он сказал ‘Умару и Абу ‘Убайде, да будет доволен ими обоими Аллах: «Мне необходимы помощники». ‘Умар вышел вперед и сказал: «Я замещу тебя в судебных делах». Абу ‘Убайда же сказал: «Я замещу тебя в делах казны»[725]. И они искренне, честно, ответственно и наилучшим образом выполняли свою работу.
Ответственность исполнителя любого уровня и чина велика. Ведь на него возложено выполнение дел, идущих на пользу всей нации.
Еще один наглядный пример ответственности – верность и обязательность Зайда ибн Сабита, R. Речь пойдет о политической переписке Пророка, S, сегодня это принято называть дипломатией. Посланник, S, велел Зайду научиться ассирийскому языку: «О Зайд, научись для меня грамоте иудеев, ведь, поистине, клянусь Аллахом, не уверовал ни один иудей через письма мои…» Зайд взял на себя ответственность научиться их грамоте и в совершенстве овладел ею за пятнадцать ночей. Он зачитывал их письма, и за Пророка, S, отвечал им – точно и верно. Таким образом, он выполнил то поручение, что было возложено на него наилучшим образом.
‘Умар ибн ‘Абд аль-‘Азиз, R, взял на себя великую ответственность – пост халифа. Он глубоко осознавал доверие, оказанное ему, в защите и соблюдении прав простого люда. Вот что рассказывает его жена Фатима бинт ‘Абд аль-Малик: «Я зашла к нему, а он сидел там, где молится, и слезы стекали с его бороды. Я спросила: „Что-то случилось?“ Он ответил: „Я принял на себя управление делами общины Мухаммада, призадумался о положении голодного бедняка, беспомощного больного человека, выступившего в военный поход, притесненного и подавленного, плененного на чужбине, немощного старца, семьянина, малоимущего человека и им подобных на земле, и осознал, что Господь мой спросит меня о них в День воскрешения, и что на их стороне против меня пред Всевышним Аллахом будет Мухаммад, S. И мне стало страшно, что в тяжбе довод мой будет слаб, и мне стало горько за себя, и я заплакал“»[726].