Глава вторая. Соблюдение договоров
В жизни должны быть установлены определенные нормы и критерии, которые организовывают взаимоотношения между индивидуумом и обществом. Зачастую они фиксируются в виде устной договоренности, признанной среди людей, или отображаются письменно в договорах, благодаря чему, в принципе, и регулируется экономическая деятельность.[522]
В терминологии знатоков исламского права договор означает следующее: «Соглашение между двумя сторонами, согласно которому каждая из сторон обязуется выполнить принятые обоюдно условия, при наличии предложения и принятия этого предложения»[523]. Существуют различные виды договоров: договор купли-продажи, аренды, о совместной деятельности и др. Итак, каждый заключенный договор относится к тому, в чем необходимо соблюдать верность и честность.[524]
Коран и Сунна предписывают соблюдать договоры и соглашения, выполнять принятые двумя сторонами условия.
Всевышний говорит:
«О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам»(5:1).
Он также говорит:
«О нет! Если кто выполняет обязательство и боится Аллаха, то ведь Аллах любит богобоязненных»(3:76).
А вот что сказал Пророк, S: «Правдивый и честный торговец (пребудет)с пророками, правдивейшими и мучениками»[525]. Он, S, также сказал: «Мусульмане не нарушают своих договоренностей»[526]
Несомненно, что существование взаимодоверия между людьми делового круга, является основой в безукоризненном соблюдении договоров. Вот что пишет Ибн Таймийя: «Многое из справедливости явно, понятно для каждого разумного человека. Например: обязанность покупателя заплатить продавцу и обязанность продавца отдать купленный товар, запретность обвеса и недомера, обязательность рассказать все, ничего не утаивая, о товаре, запретность лжи, предательства и жульничества, необходимость вернуть долг»[527].
Далее мы поговорим более подробно о соблюдении договоров в последующих двух параграфах:
1.Верность и возмездные сделки
2. Верность и безвозмездные сделки.
Верность и возмездные сделки
Знатоки исламского права по-разному классифицируют возмездные сделки. В частности, существует договор услуг, договор купли-продажи со многими разновидностями: купля-продажа по предоплате, обмен валют и перепродажа с определенной наценкой. В этом параграфе мы ограничимся обсуждением лишь двух[528] его разновидностей – договор услуг и перепродажа с определенной наценкой.
1. Договор услуг. Необходимо безукоризненно соблюдать условия договора услуг, проявлять инициативу по выплате предоставленных услуг, не попирать права исполнителя, ведь Посланник Аллаха, S, сказал: «Отдай плату наемному рабочему до того, как пот его высохнет»[529]. Принцип верности в данном случае предполагает выплату суммы, которую заслужил по праву исполнитель, независимо от того большая она или маленькая. При этом нельзя ущемлять права одного исполнителя во благо второго, лишая первого части заработанных денег или любого другого материального вознаграждения.[530]
Ислам суровым образом предостерегает от несправедливого попирания имущества людей, лживого присваивания того, что не принадлежит по праву. Вот что сказано в Священном хадисе: «Всевышний Аллах сказал: „Троим Я буду противостоять в День воскрешения: человеку, что отдал именем Моим, а потом поступил коварно; тому, кто продал свободного человека и съел полученные средства; и тому, кто нанял человека, получил сполна от него, но не заплатил ему“»[531]. Этот хадис содержит страшную угрозу, запрещающую поступать несправедливо по отношению к любому наемному рабочему, попирать права слабых людей. А тот, кто не заплатил должным образом тому, кого нанял – заслужил противостояние Господа, Всемогущ Он и Велик.
Пророк, S, привел нам пример в том, что честным и верным людям подобает вернуть имущество, которое заслужил человек, даже спустя некоторое время. В одном из своих изречений, он рассказывает о трех мужчинах, что скрылись в пещере, а камень перекрыл им выход. Тогда один из них сказал: «О Аллах, коль ведомо тебе, что я нанял человека за фарак[532] проса, и я дал ему его, однако он отказался взять его. Тогда я посеял этот фарак проса, благодаря чему купил потом стадо коров с пастухом. А затем он сказал: „О ‘Абдуллах, отдай то, что мне надлежит“. Я сказал ему:„Ступай к тому стаду коров с пастухом, ведь, поистине, они принадлежат тебе“. Он сказал мне: „Ты издеваешься надо мной?“ Я ответил: „Нет, я не издеваюсь над тобой, они принадлежат тебе. О Аллах, коль ведомо тебе, что я поступил так, стремясь к лику Твоему, то помоги нам“. И беда их была устранена»[533]. В данном хадисе подчеркивается великое положение честности и верности человека по отношению к тем, кого он нанял. Этот мужчина пришел к нему за тем, что заработал, и он отдал ему все сполна, а также пожертвовал всю прибыль от его заработка[534].
2. Договор перепродажи с определенной наценкой. Этот вид договора предполагает продажу, требующую предельной честности и ясности.[535] Этот вид сделки предполагает следующее: «Продажа товара за уплаченную за него сумму с определенной наценкой»[536]. Предмет договора выглядит так: «Я купил товар за десять дирхамов, и продал его тебе с учетом прибыли в два дирхама». Подчеркнем, что продавец в данном договоре должен открыто и ясно пояснить покупателю, во что и как ему обошелся товар, без излишних сведений и без утаивания информации. [537]
Соблюдение честности и верности в этом виде договора сводится к тому, что покупатель полностью доверяет продавцу без требования доказательств или принесения клятвы в том, сколько продавец сам уплатил за товар. Поэтому, этот договор следует беречь от коварства и предательства, ведь Всевышний говорит:
«О те, которые уверовали! Не предавайте Аллаха и Посланника и не покушайтесь на вверенное вам имущество сознательно»(8:27).
А Пророк, S, сказал: «…тот, кто обманывает нас – не от нас»[538]. Не подобает мусульманину жульничать, продавая и покупая товар.
Верность и безвозмездные сделки
Безвозмездные сделки – это те договоренности, предмет которых не предполагает перемещения имущества от одной стороны к другой. Такого рода сделок много, в частности, завещание, безвозмездный заем и прокат имущества, передача имущества в качестве вакфа[539], операции с дарением, пожертвование и т. д. Здесь мы ограничимся рассмотрением лишь принципа верности и честности в завещании и при оставлении имущества с целью хранения.
1.Завещание. Когда мы говорим о принципе верности в завещании, то имеем в виду финансовые детали, связанные с этим вопросом. Шариат определяет завещание как «пожертвование имуществом после смерти»[540]. Законность этой сделки подкреплена следующими словами Всевышнего:
«Когда смерть приближается к кому-либо из вас и он оставляет после себя добро, то ему предписано оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на разумных условиях. Такова обязанность богобоязненных»(2:180).
Пророк, S, побуждал к оформлению завещания заблаговременно: «Не дозволенно мусульманину, владеющему тем, что можно завещать, проводить две ночи, не имея записанного завещания»[541]. Если на ком-то лежит обязанность погашения долга или у него хранится чужое имущество, доверенное ему, то он обязан иметь при себе завещание. Вот что пишет Ибн Кудама: «Завещание обязательно лишь для должника, для того, кто взял имущество под хранение, для имеющего обязательства, чтобы посредством завещания выполнить их. Ведь Всевышний Аллах предписал соблюдение верности, и способом выполнения в данном случае Он избрал завещание»[542]. Большинство ученых считает, что для состоятельного человека приветствуется оформление завещания в пользу бедных родственников, не имеющих права на наследство.[543]
Если говорить о мудрости завещания, предписанного исламом, то можно выделить следующие моменты: «Выполнение всех обязательств, соблюдение верности, совершение добра по отношению к нуждающимся»[544]. Завещание, по сути, относится к благочестивым поступкам, несущим пользу для мусульманина после смерти. Вот что сказал Посланник Аллаха, S: «Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, кроме трех (дел): кроме текущей[545] милостыни…»[546]. Вот что говорит аль-Изз ибн ‘Абд ас-Салям о постоянной и нескончаемой награде, что несет в себе завещание: «Завещанные блага и плоды – постоянны и непрерывны, воздаяние за них непрестанно, доколе они тратятся по назначению вплоть до Судного дня»[547].
Принцип верности в завещании предполагает запись того, что принадлежит по праву тем, с кем он имеет деловые взаимоотношения, фиксирование всех прав и обязательств завещателя[548]. Вот что говорит ан-Науауи: «Решимость и предосторожность мусульманина в обязательном порядке означает то, что он заблаговременно оформит свое завещание»[549]. Ведь именно этот документ устанавливает долги завещателя, имущество, которое у него на хранении, дарственное и другие права. Когда человек серьезно задумывается над завещанием, он тем самым готовит себя к смерти. А ведь никто из нас не знает, когда застанет его смерть. Именно поэтому мы обязаны заблаговременно оформить завещание, заслужить этим поступком награду и снять с себя бремя греха в том, что касается прав Всевышнего Аллаха и Его рабов.[550]
Принцип честности и верности в завещании также подразумевает то, что никто из наследников не будет ущемлен в правах.
Всевышний говорит:
«Таков расчет после вычета по завещанию, которое он завещал, или выплаты долга, если это не причиняет вреда. Такова заповедь Аллаха, ведь Аллах – Знающий, Выдержанный» (4:12).
Вот как комментирует фразу «если это не причиняет вреда» Кутада[551]: «Поистине, Всевышний Аллах установил все, что наносит вред крайне омерзительным поступком – и в этой жизни, и перед смертью, и в грядущей, и запретил его совершать»[552]. Нанесение вреда при оформлении завещания является одним из тяжких грехов.
Посланник Аллаха, S, сказал: «(Быть может так, что) мужчина будет поступать, равно как и женщина, в послушание Аллаху шестьдесят лет, а затем их настигнет смерть, а они нанесут вред в завещании, и(тогда)Огонь станет обязательным для них»[553].
К нанесению вреда относится завещание больше одной трети имущества или передача имущества по завещанию одному из наследников. Ученые единогласны в том, что завещание, предметом которого является более 1/3 имущества, считается недействительным[554], а передача имущества одному конкретному наследнику по завещанию без согласия на то всех наследников, является неправомерным.[555]
Вышеупомянутое касается честного и верного отношения завещателя к составлению завещания. Что же до верности и честности человека, которому поручено исполнение завещания, то после смерти завещателя, коль он согласился взять документ и получил его на руки, то уже не имеет права отказываться от него. Теперь он обязан выполнить все пункты завещания надлежащим образом.[556] Если же он обнаружит в условиях завещания несправедливость, нанесение ущерба или грех, то он должен откорректировать его в соответствии с требованиями шариата.[557]
2. Хранение. Чаще всего верность и честность относят именно к хранению чужого имущества. Многие люди считают, что честным и верным можно назвать лишь того, кому можно доверить свои вещи. Бытует даже мнение о том, что «верность – это и есть лишь сохранение и возврат доверенного имущества»[558]. В хранении имущества проявляется честность, как ни в чем другом, и это очень желательное действие, за которое обязательному и исполнительному человеку[559] положено вознаграждение от Аллаха.
Всевышний говорит:
«Но если один из вас доверяет другому, то пусть тот, кому доверено, вернет доверенное ему и убоится Аллаха, своего Господа»(2:283).
Пророк, S, сказал: «Верни доверенное имущество тому, кто доверил его тебе, и не предавай того, кто предал тебя»[560]. Также известно, что у Посланника Аллаха, S, было имущество, доверенное ему на хранение язычниками. А когда ему, S, было велено совершить переселение в Ясриб, он оставил все вещи у Умм Айман, да будет доволен ими обоими Аллах, и велел ‘Али, R, возвратить их людям.[561]
От ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда, R, передают, что он, комментируя аят «Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам…», сказал, что эти слова Всевышнего указывают на особый статус доверенного имущества, ответственность за хранение которого велика. Так вот, он сказал: «Верность необходимо соблюдать в молитве, верность необходимо соблюдать в посту, верность необходимо соблюдать в разговоре, а самое суровое среди всего этого – доверенное имущество»[562].
Принцип верности и честности в том, что касается доверенного имущества, предполагает его сохранение в целом и невредимом виде тем, кому оно отдано, а также возврат этого имущества при первой же просьбе владельца. При этом хранитель, если имущество испортилось не по его вине или упущению, не обязан ничего возмещать[563]. В хадисе сказано: «Тот, кому доверено имущество, не обязан возмещать»[564]. Господь, Всемогущ Он и Велик, обязывает нас соблюдать верность по отношению к имуществу, отданному на хранение. Материальная ответственность, выступление в качестве гаранта и само понятие «имущество, отданное на хранение» – два несовместимых положения. Ведь «хранение имущества – это хороший и добрый поступок. Поэтому, если обязать людей к полной материальной ответственности за это, не беря во внимание фактор вины, то люди перестали бы так поступать, и в итоге совершение этого доброго дела было бы пресечено»[565]. Хотя люди постоянно нуждаются в помощи тех, кому можно доверить свое имущество. Ведь недаром говорят: «Мир держится на двух: мужчине – добытчике и женщине – хранительнице»[566].
Раздел четвертый. Наука