Преданность вере во Всевышнего Аллаха и Его ангелов
1.Преданность вере во Всевышнего Аллаха.
Вера в Аллаха – это первый столп исламского вероучения, который определяют следующим образом: твердая убежденность в том, что Всевышний Аллах – Господь, Владыка и Создатель всего сущего; что, истинно, Он один достоин поклонения и обладает всем совершенным, что подобает Его сущности, далек от всех недостатков. Есть множество шариатских текстов, указывающих на этот смысл. К примеру, Аллах, Всемогущ Он и Велик, говорит:
«Господь небес, земли и того, что между ними! Поклоняйся Ему и будь стоек в поклонении Ему. Знаешь ли ты другого с таким именем (или подобного Ему)?»(19:65).
В суре «Очищение (Веры)» сказано так:
«Скажи: „Он – Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему“»(112).
Всевышний также говорит:
«Творец небес и земли! Он создал для вас супруг из вас самих, а также скот парами. Таким образом Он размножает вас. Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий»(42:11).
В одном из сообщений Пророк, S, так же определяет веру. Речь идет о том случае, когда Джибриль явился к Посланнику, S, во плоти некого мужчины, присел к нему и сказал: «О Мухаммад, поведай мне о вере», на что Пророк, S, сказал: «Верить в Аллаха, в Его ангелов, Писания и посланников, в Последний день, а также верить в предопределенность как добра, так и зла»[300].
Верность этому столпу предполагает то, что человек должен уверовать в положения Корана и Сунны: признать Его Единственным Богом, достойным поклонения, обладающим совершенными именами и атрибутами – без попытки материализовать, придать форму, исказить или отменить, так или иначе истолковывая.[301] Сообщают, что Абу Хурайра, R, прочел аят:
«Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах – Слышащий, Видящий»(4:58), а затем сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха, S, приложил большой палец к уху, а тот, что за ним – к глазу». Абу Хурайра, R, сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха, S, зачитывая этот аят, приложил два своих пальца». Смысл хадиса таков: Пророк, S, приложил два своих указательных пальца к глазам, а большие пальцы – к ушам, чтобы подчеркнуть, что Аллах, Всемогущ Он и Велик, слышит и видит по-настоящему. Так знайте же, что Аллах слышит и видит вас, устрашитесь Его, и будьте верными и честными.[302]
Вера во Всевышнего Аллаха заставляет постоянно чувствовать, что человек находится явно и тайно под надзором Всемогущего и Великого Аллаха, от Которого ничего не скрыть.
Господь, Всемогущ Он и Велик, говорит:
«Воистину, ничто не скроется от Аллаха ни на земле, ни на небесах»(3:5).
Благодаря вере, человек следит за своими поступками при отсутствии контроля со стороны, который, в принципе, и не нужен, так как его действиями движет внутреннее самосознание, а не внешнее воздействие.[303] Таким образом, мы имеем два взаимозависящих положения: вера человека растет – крепнет вместе с этим и его чувство того, что Аллах наблюдает за ним всегда и повсюду. В результате этого, с одной стороны, он стремится к совершению благочестивых поступков, к соблюдению верности, бремя которой возложено на него Всевышним Аллахом, а с другой стороны – сторонится всего греховно, так как его страх пред Всевышним Аллахом и Его наказанием также вырос.
На основании сказанного выше, проясняется роль благих поступков, по сути, неотъемлемых от веры во Всевышнего Аллаха. «Так, вера неразрывно связана с поступками, поскольку действие – это результат веры, один из его плодов, его проявление на людях»[304]. Именно поэтому Всемогущий Господь во многих аятах сразу же после веры говорит о праведных деяниях. К примеру:
«Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов, которые отворачиваются от всего праздного, которые выплачивают закят, которые оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, тогда как желающие сверх этого являются преступниками»(23:1–7).
2. Преданность вере в Его ангелов.
Вера в ангелов Всемогущего и Великого Аллаха – это второй столп исламского вероучения.
Аллах говорит:
«Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов…»(2:285).
Ангелы – это благородные творения, созданные из света. От ‘А’иши передано, что Посланник Аллаха, S, сказал: «Ангелы были созданы из света, джины – из чистого пламени, а Адам был создан из того, что было описано вам»[305].
Господь, Всемогущ Он и Велик, сделал ангелов Своими избранными и приближенными к Себе рабами. Он восхваляет их за верность в совершенном выполнении всех Его повелений.
Преславный Аллах говорит:
«Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено»(66:6).
Он также говорит:
«Воистину, над вами есть хранители – благородные писцы, которые знают обо всем, что вы совершаете» (82:10–12).
Несомненно, что вера в ангелов влияет благим образом на поступки человека, побуждает его к покорности Аллаху. Когда человек глубоко убежден, что есть ангелы, ответственные за творения Аллаха, он ведет себя совершенно иначе. А ведь среди этих ангелов есть те, кто фиксирует и записывает праведные деяния рабов Аллаха.
Так, Аллах, Всемогущ Он и Велик, говорит:
«Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель»(50:18).
Есть также ангел, ответственный за смерть. Всемогущий и Славный говорит:
«Скажи: „Ангел смерти, которому вы поручены, упокоит вас, а затем вы будете возвращены к своему Господу“»(32:11).
Есть также два ангела, которым поручено задать вопросы человеку, покинувшему этот мир, в могиле. Их зовут Мункар и Накир. О них упомянуто в хадисе, переданном Абу Хурайрой, R: «Посланник Аллаха, S, сказал: „Когда похоронят мертвеца (или же он сказал: одного из вас), к нему придут два ангела черно-голубых. Один по имени аль-Мункар, а другой по имени ан-Накир. Они спросят: „Что ты говорил про этого мужчину?“[306] Он ответит так, как и говорил(при жизни): „Он – раб Аллаха и Его Посланник, свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – раб Его и Посланник“. Тогда они скажут: „Мы знали, что ты так скажешь», и расширят ему могилу на семьдесят локтей в одну и другую сторону, и осветят его могилу светом“. Потом ему скажут: „Спи“. Человек скажет: „Я вернусь к своей семье и сообщу им“. Они же скажут: „Спи сном невесты, которую разбудит только самый любимый для нее человек из ее семьи“. И так он проспит, пока Аллах не воскресит его из этого ложа. Если же он окажется лицемером, то ответит: „Я слышал, как говорили люди, и повторял за ними, не знаю“.Тогда они скажут: „Мы знали, что ты так скажешь“. И будет сказано земле: „Охвати его“, и она охватит его так, что его ребра войдут друг в друга и его муки продолжатся до тех пор, пока не воскресит его Аллах из этого ложа»[307].
Таким образом, знание всех этих аятов и хадисов, вера в ангелов, действующих по повелению Аллаха, прививает человеку чувство верности, чувство того, что Аллах видит все его дела и поступки, побуждает его творить благие поступки, которые очищают его душу, и приближают к нему ангелов. Словом, в ощущении того, что повсюду нас окружают ангелы, есть великое благо.[308]
Верность к благородным ангелам заключается и в любви, и в уважительном отношении к ним. Словом, нельзя думать или отзываться о них плохо, как это делали иудеи, утверждавшие, что Джибриль – их враг, а Микáиль – покровитель. Преславный Аллах обличил их ложь, сказав:
«Скажи: „Кто является врагом Джибрилу (Гавриилу)?“ Он низвел его (Коран) на твое сердце с соизволения Аллаха в подтверждение правдивости того, что было прежде, в качестве верного руководства и благой вести для верующих. Если кто враждует с Аллахом и Его ангелами, посланниками, Джибрилом (Гавриилом) и Микаилом (Михаилом), то ведь Аллах является врагом неверующих»(2:97, 98).