Глава вторая. Предательство согласно Корану и Сунне
В одном из изречений Пророка, S, сказано так: «Верующему может быть присуща любая черта, кроме предательства и лжи»[233].
Предатель – это тот, кому доверили что-либо, а он не оправдал оказанного доверия, к примеру, Всевышний говорит:
«О те, которые уверовали! Не предавайте Аллаха и Посланника и не покушайтесь на вверенное вам имущество сознательно»(8:27).
Аль-Джахиз[234] определяет предательство следующим образом: «Самоуправство в том, что доверено из имущества, чести и запретного, присвоение имущества, отданного на хранение, отрицание прав настоящего владельца на это имущество. К предательству также относится сокрытие новости, которую было поручено донести, искажение смысла писем, взятых под ответственность доставить адресату»[235].
Стало быть, неверное, беспечное отношение к религиозным обязанностям и правам людей, по сути, является предательством, за которое человек понесет ответ. Естественно, предательство в его узком значении означает – изменить данному слову, нарушить соглашение.[236]
Есть множество шариатских текстов, предостерегающих от измены. Слово «предательство» и слова от него образованные употреблены в благородном Коране более чем тридцать раз.[237] К примеру, следующие слова Всевышнего:
«О те, которые уверовали! Не предавайте Аллаха и Посланника и не покушайтесь на вверенное вам имущество сознательно»(8:27).
Вот что пишет Ибн Касир: «Предательство охватывает как мелкие, так и большие грехи личного характера и коллективного»[238]. В этом аяте Аллах, Всемогущ Он и Велик, предостерегает нас от предательства – измены Ему, Его Посланнику, S, и людям вообще.
Хадисов, предостерегающих от вероломства и коварства, также предостаточно. В частности, сообщение, переданное ‘Абдуллахом ибн ‘Умаром, R, что Пророк, S, сказал: «Четыре качества – если они присущи человеку, то он настоящий лицемер, а коль они частично свойственны ему, то свойственно ему частично и лицемерие: когда ему доверяют – он предает; когда он говорит – лжет; когда заключает договор – поступает вероломно, и когда спорит – распутничает»[239].
Отметим, что человек может вполне отказаться, если его попросят оставить у себя на хранение вещи и ценности. Однако, если он согласится, то обязан сдержать слово, а иначе станет предателем. А предательство – это большое преступление, за которое положено суровое наказание. В хадисе от Абу Хурайры, R, о ночном переносе, в котором повествуется о тех, кто будет наказан за пренебрежительное отношение к верности и предательство, сказано следующее: «Он прошел мимо человека с вязанкой дров, которую тот был не в состоянии нести, но положил поверх нее еще одну. Он сказал: „Это тот, кому доверили что-то, но он не выполнил этого, а просит еще“»[240].
Предательство – это дурной нрав, и этот факт никто среди людей не станет отрицать.[241] К примеру, арабы издревле заповедали о доверии к честным людям и предостерегали от доверчивости к предателям. Вот как это выразил‘Убайд ибн аль-Абрас[242]:
Коль ты доверил что-либо вероломному человеку,
То знай, что ты угодил в лапы зла.[243]
Изменой также является легкомысленное, беспечное отношение мусульманина к проблемам своей общины. Поэтому тот, кому доверили что-либо из исламской деятельности, а он не выполнил ее или же не исполнил ее должным образом, хотя мог, то он – вероломный предатель. Со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен ими обоими Аллах предано: «Когда Аллах в День воскрешения соберет воедино всех людей от первого до последнего, для каждого вероломного человека будет водружено знамя, и будет сказано: „Это вероломство такого-то сына того-то“»[244]. В другой версии от Абу Са‘ида, R, сказано так: «В День воскрешения для каждого вероломного человека будет водружено знамя соразмерно его вероломству. Так вот, нет более вероломного человека, нежели чем руководитель людей, поступающий вероломно»[245].
Далее мы попытаемся более подробно рассказать о предательстве согласно Корану и Сунне в двух параграфах:
1. Предостережение от предательства.
2. Измена запрещена.
Предостережение от предательства
Аз-Захаби[246] отнес предательство к числу тяжких грехов. В качестве довода он приводит следующие слова Аллаха, Всемогущ Он и Велик:
«О те, которые уверовали! Не предавайте Аллаха и Посланника и не покушайтесь на вверенное вам имущество сознательно»(8:27).
Вот как он это комментирует: «Предательсво – отвратительно в любом деле. Одна измена злостнее другой. Один может обмануть на монету, другой – предать твою семью, поступить вероломно с твоим имуществом, совершить ужасные вещи. Естественно, эти преступления разнятся»[247].
Вероломство и измена возможны в том, что люди доверяют друг другу, в предписаниях Всевышнего Аллаха к Своим рабам, за выполнение которых они несут полную ответственность, в повелениях Посланника Аллаха, S. Другими словами, того, кто упустил что-либо из того, что было велено Всевышним Аллахом и Его Посланником, S, или совершил что-либо запретное Аллахом и Его Посланником, S, нельзя назвать достойным человеком, поскольку он запятнал себя предательством.[248] Вот что говорит ат-Табари в комментариях к приведенному выше аяту («О те, которые уверовали! Не предавайте Аллаха и Посланника…»): «Самым близким к правильному пониманию данного аята будет следующее суждение: Всевышний Аллах запретил верующим поступать вероломно как в Его отношении, так и по отношению к Посланнику, S, изменять в том, что Он доверил нам. Возможно, что этот аят был ниспослан по поводу Абу Любабы[249], R, не исключено, что и по поводу кого-нибудь другого. Нет у нас сообщений, в достоверности которых, мы были бы полностью убеждены»[250]. Аль-Уахиди[251] пишет, что причина ниспослания аята такова: «Пророк, S, направил Абу Любабу аль-Ансари, R, к племени Бану Курайза. Тот пришел, а люди стали просить у него совета. Они сказали: „О Абу Любаба, как ты считаешь, выбрать ли нам в качестве судьи Са‘да ибн Му‘аза R?“ Абу Любаба, R, дал знак, проведя рукой по горлу, что в таком случае их приговорят к резне, и так не следует поступать. После он сказал: „Клянусь Аллахом, не успел я сделать и шагу, как осознал, что уже предал Аллаха и Его Посланника“»[252]. А вот что говорит ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ади[253] в комментариях к этому аяту: «Всевышний Аллах велит Своим верующим рабам выполнять то, что Он доверил им – соблюдать Его предписания и запреты… Поэтому того, кто оправдал оказанное доверие, Аллах удостоит великой наградой, а тот, кто не оправдал, более того, предал, заслужил страшное наказание. Этот человек стал предавшим Аллаха и Его Посланника, S, предавшим Его доверие. Он ущемил себя тем, что предался самому дурному нраву, самому мерзкому качеству – предательству, лишившись при этом самого прекрасного и великолепного нрава – верности»[254].
Известно, что Пророк, S, велел быть честными и предостерегал от коварства. Он, S, сказал: «Верни доверенное имущество тому, кто доверил его тебе, и не предавай того, кто предал тебя»[255]. Обратите внимание: Посланник, S, предостерегает не просто от предательства, а даже от вероломного отношения к тем, кто поступил с нами вероломно.[256] Юсуф ибн Махик поведал следующую историю: «Я вел записи о содержании сирот для одного человека. Так вот, они по ошибке востребовали у него тысячу дирхамов, и он отдал им их. Я же нашел среди их имущества вдвое больше этого! Я сказал: „Удержать тысячу, что они у тебя забрали?“ Он ответил: „Нет, отец поведал мне, что слышал, как Посланник Аллаха, S, сказал: „Верни доверенное имущество тому, кто доверил его тебе, и не предавай того, кто предал тебя“». Словом, он не захотел отвечать предательством на предательство, так как в случае вероломства принцип „наказание равно совершенному преступлению“ не правомочен[257].
Верующий человек по природе своей честен и добросовестен. Измена и верность – это те два качества, что несовместимы в нем. Свидетельством тому является хадис, переданный от Абу Хурайры, R: «Посланник Аллаха сказал: „Вера и неверие несовместимы в сердце человека, равно, как правдивость и ложь несовместимы, как несовместимы измена и верность“»[258]. В другом хадисе от Са‘да ибн Абу Уаккаса, R, сказано так: «Верующему свойственно любое качество, кроме предательства и лжи»[259]. Эти хадисы не означают, что верующим людям несвойственно вообще предательство и обман. Здесь имеется в виду, что им не присуще постоянно впадать в этот грех[260].
Естественно, что о человеке хорошо отзываются за его воспитанность, в особенности, за такие весомые качества, как верность и честность. И в тоже время, дурные нравы, в частности, такое омерзительное качество, как вероломство, делают его в глазах людей худшим человеком. А теперь, если мы будем смотреть на вещи через призму того, что Аллах возложил на плечи человека бремя великой верности и предостерег от легкомысленного отношения к этому обязательству, то любая человеческая беспечность в выполнении этого долга становится, по сути, вероломством. Ведь верность противоположна измене. Стало быть, если верность – это добрый нрав, то измена – дурной. Более того, предательство – это тропа, ведущая к любому злу, страшный недуг, обрекающий мусульман на моральное разложение, если станет обычным явлением в обществе.[261] В частности, на это указывает хадис, переданный Хузайфой, R, в котором Пророк, S, говорит: «Затем люди станут заключать друг с другом сделки, но едва ли кто-нибудь из них будет блюсти верность. И будут поговаривать: „Вот, в таком-то племени мужчина верный!“ И скажут о мужчине так: „Какой он разумный, умелый и стойкий“, хотя в его сердце не будет веры даже и на вес горчичного семени!» Далее Хузайфа сказал: «Я дожил до того времени, когда мне все равно было, с кем из вас иметь дело. Если он мусульманин, то ислам взыщет с него для меня[262], а коль он христианин, то его управляющий взыщет с него для меня. А сегодня я веду дела лишь с тем-то и с тем-то»[263]..
Таким образом, как только человек перестает быть честным, он лишает себя братства и доверия со стороны общества. Люди впредь ему не станут доверять, опасаясь того, что он поступит предательски.[264]
Именно поэтому ислам установил за предательство наказание, которое определяет представитель власти, а также вменил в обязанность компенсацию за ущерб, нанесенный вероломством. А по той причине, что предательство – зло, противоречащее истине, попирающее права людей, наносящее им ущерб в этой жизни, наказанием для предателя в этом мире служит непризнание его свидетельства.[265] Такое решение вынес сам Пророк, S, согласно хадису, переданному ‘Абдуллахом ибн ‘Амром, да будет доволен ими обоими Аллах: «Не принимается свидетельство ни предателя, ни предательницы…»[266]. Также от него сообщается, что Посланник Аллаха, S, не принял свидетельство предателя и предательницы. Следует отметить, что это наказание не отменяет той участи предателя, которую уготовил для него Всемогущий и Великий Аллах в грядущей жизни.
Хадис, переданный ‘Иядом аль-Муджаши‘и[267], R, также предостерегает от предательства. В нем сказано об ужасном исходе изменников и вероломных людей: «Есть пять категорий обитателей Ада,– и он, S, стал их перечислять, – предатель, который, увидев что-то, чего он желает, непременно обманет тебя, даже если это будет чем-то ничтожным; человек, который денно и нощно обманывает тебя из-за твоей семьи и имущества…»[268].
Измена – запрещена
Всевышний Аллах назвал верующих людей, обретших спасение, честными и верными. С другой стороны, благородный Коран характеризирует неверующих и лицемеров, как предателей и изменников.[269]
Вот что говорит Аллах:
«Мы предложили небесам, земле и горам хранить верность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным»(33:72).
Далее Всевышний говорит:
«Это произошло для того, чтобы Аллах наказал лицемеров и лицемерок, многобожников и многобожниц и принял покаяния верующих мужчин и верующих женщин. Аллах – Прощающий, Милосердный»(33: 73).
Вполне очевидно, что этот аят связан с предыдущим, в котором сказано о том, что человек взял на себя бремя верности. Другими словами, верующие мужчины и женщины – это те, кто должным образом выполнили миссию верности, возложенную на них. А лицемеры и язычники обратили то, что было доверено им, в ложь и обман, стали предателями.[270] Они изменники, так как поступали вероломно с людьми, обворовывали их, нарушали договоренности, пятнали их доброе имя в обществе.
Вот что говорит Аллах, Всемогущ Он и Велик, о неблагодарных людях:
«Воистину, Аллах не любит всяких неблагодарных изменников»(22:38).
А о лицемерах сказано так:
«…ведь Аллах не любит того, кто является изменником, грешником»(4:107).
Предательство – это худшее, что может таить в себе человек. Известно, что Пророк, S, в мольбе просил зашиты у Аллаха от изменничества и говорил: «О Аллах, поистине, я ищу защиты у тебя от голода, ведь, поистине, нет ничего хуже, нежели спать с ним; и от предательства, ведь, поистине, нет более злостного в душе качества, чем оно»[271].
Известно, что Посланник, S, о греховности и запретности беспечного, нерадивого отношения к женам муджахидов сказал следующее: «Жены муджахидов для тех, кто остался, также неприкосновенны, как их родные матери. Так вот, каждый из оставшихся, кто будет заботиться о семье муджахида, а затем предаст его, непременно будет призван к ответу, и тот возьмет из его деяний, сколько пожелает. Так, что вы думаете (по этому поводу)?»[272]. Другими словами, муджахид в День воскрешения будет отбирать у того, кто предал его, благодеяния на свое усмотрение, сколько понадобится ему – в знак отмщения.[273]
Поступать вероломно нельзя в отношении не только мусульман, но и к неверным, если они доверились мусульманам. Вот что передает ‘Амр ибн аль-Хамк[274], R: «Я слышал, как Посланник Аллаха, S, сказал: «Если кто-либо из мусульман обещал безопасность кому-либо, а затем убил этого человека, то я отрекаюсь от убийцы, даже если убитый был неверным»[275].
Приведем случай, произошедший еще при жизни Пророка, S, о коварном поступке, в котором ложно обвинили ни в чем неповинного иудея. Но Всевышний раскрыл правду. Это произошло во время одного из военных походов, в котором Катада ибн ан-Ну‘ман[276] и его дядя Рифа‘а[277], да будет доволен ими обоими Аллах, участвовали с Посланником Аллаха, S. У Рифа‘и пропала кольчуга, и он заподозрил в этом одного из жителей Медины. Он пришел к Посланнику Аллаха, S, и сказал: «Ту‘ма ибн Убайрик[278] украл мою кольчугу». Вор, узнав об этом, взял кольчугу и подбросил ее в дом иудея Зайда ибн ас-Самина. После этого друзья Убайрика пришли к Пророку, S, и сказали: «О Посланник Аллаха, наш друг невиновен. Украл кольчугу тот-то. Оправдай его, о Посланник Аллаха!»[279]. После чего Всевышний Аллах ниспослал аяты:
«Мы ниспослали тебе Писание истинно, чтобы ты разбирал тяжбы между людьми так, как тебе показал Аллах. Посему не препирайся за изменников. Проси прощения у Аллаха, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный. Не препирайся за тех, которые предают самих себя (ослушаются Аллаха), ведь Аллах не любит того, кто является изменником, грешником. Они укрываются от людей, но не укрываются от Аллаха, тогда как Он находится с ними, когда они произносят по ночам слова, которыми Он не доволен. Аллах объемлет то, что они совершают. Вот вы препираетесь за них в этом мире. Но кто станет препираться за них с Аллахом в День воскресения? Или кто будет их защитником? Если кто-либо совершит злодеяние или будет несправедлив по отношению к себе, а затем попросит у Аллаха прощения, то он найдет Аллаха Прощающим и Милосердным. Кто совершил грех, тот совершил его во вред себе. Аллах – Знающий, Мудрый. А кто совершил ошибку или грех и обвинил в этом невиновного, тот взвалил на себя бремя клеветы и очевидного греха. Если бы не милосердие и милость Аллаха к тебе, то группа из них вознамерилась бы ввести тебя в заблуждение, однако они вводят в заблуждение только самих себя и ничем не вредят тебе. Аллах ниспослал тебе Писание и мудрость и научил тебя тому, чего ты не знал. Милость Аллаха к тебе велика!» (4:105– 113).
Изменничество – это признак лицемеров. От Абу Хурайры, R, передано, что Посланник Аллаха, S, сказал: «Есть три признака лицемера: когда он говорит – лжет, если обещает, то не выполняет, а коль ему доверяют что-либо, то он предает»[280]. Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умар, да будет доволен ими обоими Аллах, передано, что Пророк, S, сказал: «Четыре качества – если они присущи человеку, то он настоящий лицемер, а коль они частично свойственны ему, то свойственно ему частично и лицемерие, пока он не избавится от них: когда ему доверяют – он предает; когда он говорит – лжет; когда заключает договор – поступает вероломно, и когда спорит – поступает безнравственно»[281]. Вот что сказал ар-Рагиб аль-Асфахани: «Измена и лицемерие – едины. Различие лишь в том, что обычно изменяют договоренности, а проявляют верность и лицемерие в религии, хотя все это – переплетено между собой. Предательство – это то, что идет наперекор правде с тайным нарушением обязательств. Противоположность предательству – верность»[282]. Словом, предательство – это отличительное качество лицемеров. И тот, кому хоть как-то присущ этот нрав, оказывается под серьезной опасностью быть схожим на лицемеров.[283]
Отметим, что иудеи, кроме немногих, в своем прошлом на протяжении многих столетий вплоть до наших дней, отличились и отличаются своим вероломством.
Всевышний говорит:
«За то, что они нарушили завет, Мы прокляли их и ожесточили их сердца. Они искажают слова, меняя их местами, и забыли долю из того, чему их научили. Ты всегда будешь обнаруживать их измену, за исключением некоторых из них»(5:13).
Иудеи исказили речь Аллаха, перемещая слова с места на место, предали Всевышнего Аллаха и придали Ему сотоварищей. Он заключил с ними завет, когда их души были чистыми, но после они нарушили его.
Аллах, Всемогущ Он и Велик, говорит:
«Но если они захотят предать тебя, то ведь еще раньше они предали Аллаха, и Он отдал их во власть мусульманам. Аллах – Знающий, Мудрый»(8:71).
Они также поступили вероломно с пророками, Всевышнего Аллаха. В частности, они заключили договоры и соглашения с нашим Пророком Мухаммадом, S, но вскоре поступили коварно и вероломно – предали его[284].
Наряду с иудеями изменничество было присуще также христианам. Они тоже нарушили завет, заключенный со Всевышним, не уверовали в Его закон, предали забвению то, в чем было дано им напоминание.
Аллах, Всемогущ Он и Велик, говорит:
«Мы также взяли завет с тех, которые сказали: „Мы – христиане“. Они забыли долю из того, что им напомнили, и тогда Мы возбудили между ними вражду и ненависть до Дня воскресения. Аллах поведает им о том, что они творили»(5:14).
История свидетельствует о множестве вероломных поступков язычников, иудеев, христиан и лицемеров по отношению к мусульманам.
Всевышний Аллах велит нам в Своей Благородной Книге быть верными заключенному договору.
Аллах говорит:
«И будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу»(17:34).
Господь, Всемогущ Он и Велик, учит нас тому, как правильно вести себя с теми, кто не держит данного слова и нарушает договоренности из числа иудеев и христиан, которые при первом же удобном случает готовы поступить вероломно и предать.
Он говорит:
«А если ты опасаешься измены со стороны людей, то отбрось договорные обязательства, чтобы все оказались равны. Воистину, Аллах не любит изменников» (8:58).
Такое же указание дает нам Посланник Аллаха, S: «Тот, кто заключил с людьми договор, то пусть не стягивает крепко узел и не развязывает его, пока не истечет его срок, или пусть отбросит договорные обязательства, чтобы все оказались равны»[285].
Поэтому, при выявлении признаков предательства, нарушения обязательств, следует тут же расторгнуть договор, в открытую объявить об этом, и, тем самым, устранить возможность изменничества. Вот что говорит Мухаммад Рашид Рида по этому поводу: «Предательство ненавистно для Преславного Аллаха в любом его виде и проявлении. Стало быть, нет такого способа, при помощи которого можно было бы избежать вреда от вероломства неверных, из числа тех, с кем имеются договорные отношения. Таким образом, если брать во внимание то, что признаки измены с их стороны налицо, а отвечать той же монетой им нельзя, оставаясь в союзе с ними, а также считать договоры всего лишь подписанной бумагой, как влиятельная Европа, то остается лишь один выход – в открытую расторгнуть договор. Возможно, что это удержит разумных людей от предательства из тех соображений, что расторжение договорных отношений приведет к плачевным результатам, если они слабы и боятся предать»[286].