Поклонение в слове «Амин» и в поднятии рук

В конце этой мольбы узаконено произношение фразы «Амин[10]» в надежде на то, что таким образом Аллах ответит на их мольбу и они достигнут желаемого. Поэтому когда мусульмане стали произносить слова "амин" в своих намазах, то иудеи стали сильнее завидовать им.

Перед поясным поклоном предписано поднимать руки, возвеличивая Аллаха и украшая молитву. У поднятия рук особое место в поклонении, как, впрочем, и у остальных членов. Кроме того, это следование действиям Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который так же украшал молитву и воздавал должное ее церемонии.

После этого произносятся слова «Аллаху Акбар», которые говорят при каждом переходе от одного столпа молитвы к другому, как в хадже тальбия[11] в переходах от одной церемонии к другой. И как тальбия является девизом в хадже, так слова «Аллаху Акбар» являются девизом в молитве.

{Необходимо отметить, что суть молитвы – возвеличивание всевышнего Господа, воздание Ему и только Ему славы и почета своим поклонением}.

Поклонение в поясном поклоне

После описанного выше предписано молящемуся покориться Всевышнему Господу в поясном поклоне, смириться пред Его величием, трепетать пред Его авторитетом, преклониться пред Его могуществом.

Восхваление Господа в этом столпе молитвы заключается в изгибе поясницы, склонении тела, наклоне спины и головы, в возвеличивании Аллаха и признании Его могущества, произнеся при этом слова похвалы и почтения.

В этом состоянии сочетаются покорность сердцем и телом и произносятся лучшие слова смирения. В этом сочетании мы как нельзя лучше видим отличие между покорностью Господу и покорностью человеку. Покорность – качество раба, величие же качество Господа.

Истинное поклонение в поясном поклоне достигается, когда молящийся делает его со всей возможной скромностью и смирением пред Господом, чтобы не осталось в его сердце гордости пред Аллахом, чтобы никто не оказался наравне с Ним на этом культовом пьедестале.

Когда сердце признает мощь Господа,
оно не трепещет пред созданиями Господа

Чем более возымело силу величие Господа в сердце молящегося, тем меньше он трепещет пред Его созданиями и тем более он смиренен пред Аллахом. Поясной поклон направлен на воспитание сердца, это его основная цель, тело же следует за ним как дополнение.

После этого предписано молящемуся подняться и возвратиться в свое обычное положения и уравновеситься в нем, стоя прямо, восхвалить Господа и возблагодарить Его за оказанную милость попечительства и доброты, за то, что Он указал рабу Своему, как надо поклоняться Ему, в то время как остальные не знают этого.

Поклонение в стоянии

После поясного поклона молящийся становится прямо и ровно пред Аллахом, как и до поясного поклона, во время чтения Корана, готовый исполнить следующее предписание. Поэтому слова восславления и хвалы, которые он говорит при этом, похожи на слова восславления и хвалы, которые он произносил стоя ровно.

У этого столпа молитвы особый вкус, наслаждение и состояние души, не похожие на то, что происходит во время поясного поклона. Этот столп не переходное состояние, а важная часть молитвы, как и поясной или земной поклоны.

Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,совершая молитву, задерживался в этом положении, как задерживался на поясном и земном поклонах, и говорил много слов восхваления, восславления и благодарности. Об этом мы упоминали в (книге) «Зад аль-ма‘ад фи хадйихайр аль-‘ибад» . Во время ночной молитвы особенно много он повторял: «Господу моему благодарность, Господу моему благодарность».

Поклонение в земном поклоне

После стояния, выпрямившись, молящемуся предписано произнести слова «Аллаху Акбар» и опуститься ниц на коленях, при этом каждый член его тела должен поклониться, как предписано: лоб опустить и положить на землю смиренно перед Господом, так чтобы нос тоже был на земле. Таким образом, самая почетная часть тела человека оказывается на земле. Сердце должно упокоиться в смирении и обратиться к Господу и покориться Ему, как это сделало тело, и трепетать пред Его могуществом и величием. Униженно, смиренно и покорно каяться, ведь высшие части его тела теперь низшие, и сердце должно повторить движения тела. Падение ниц сердцем должно быть таким же, как падение ниц телом, которое опустило свои нос и лицо, руки, ноги и колени пред Господом. Этот раб приближен к Аллаху. Самое близкое состояние раба к Господу – земной поклон.

Молящемуся также предписано отделить свои бедра от голеней, живот от бедер и предплечья от боков, чтобы каждый член тела участвовал в поклонении, а не опирался на другой.

Не удивительно, что в этом состоянии молящийся более близок к Господу, чем в любом другом. Как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Наиболее близок раб к Господу во время земного поклона» [передал муслим {482} от Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах]

Так как поклон сердца – полное его преклонение пред Господом, он может длиться до Судного дня.Кого-то из праведных предшественников спросили: «совершает ли сердце поклон?», и он ответил: «Да, клянусь Аллахом, оно совершает такой поклон, с которого оно не поднимается до встречи со Всевышним Аллахом». Ибн Абд Аллах ат-Тустарий в «Собрании Исламских правовых постановлений» [21/287], [23/138].

Ради того, чтобы указать на покорность сердца, его смиренность, униженность, раскаяние, на его присутствие с Аллахом всегда и везде и соблюдение прав Аллаха в одиночестве и при людях, а также из-за того, что молитва основывается на пяти столпах: чтении необходимых аятов, стоянии, поясном поклоне, земном поклоне и произношении некоторых форм упоминания Аллаха, – (ради всего этого) молитва, согласно нижеследующим аятам, быланазвана:

― стоянием: «Простаивай ночьбез малого» (сура «Закутавшийся» аят 2), и аяту: «И стойте пред Аллахом благоговейно» (сура «Корова»,аят 238);

― чтением: «и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях» (сура «Перенес ночью»,аят 78), и аяту: «Читайте же из Корана то, что необременительно для вас» (сура «Закутавшийся», аят 20).

― поясным поклоном:«и совершайте поясной поклон вместе с кланяющимися» (сура «Корова» аят 43), и аяту: «И когда скажут им: "Поклонитесь(в поясе)!" - они не кланяются» (сура «Посылаемые»,аят 48).

― земным поклоном:«Так восславь же Господа твоего хвалой и будь в числе тех, кто совершает земной поклон» (сура «аль-Хиджр» аят 98), и аяту: «и соверши земной поклон и приближайся(к Аллаху)» (сура «Сгусток» аят 19).

― Поминанием: «то устремляйтесь к поминанию Аллаха» (сура «Собрание»,аят 9), и аяту: «Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха» (сура «Лицемеры»,аят 9).

Наиболее почтенное действие в молитве – земной поклон, наилучшее поминание Аллаха – чтение Корана. Первая сура, ниспосланная Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сура, начинается со слов «Читай во имя Господа твоего», - и заканчивается словами приказа совершать земной поклон. Поэтому ракаат[12] начинается с чтения и заканчивается земным поклоном.

Состояние молящегося
в промежутке между двумя земными поклонами

После этого молящемуся предписано поднять голову и выровняться, сидя на коленях. Так как эта поза находится между двумя земными поклонами – поклоном до нее, и поклоном после, она также имеет важное значение. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сидел, выпрямившись, столько, сколько он находился в земном поклоне. В этой позе посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молил господа о благе и прощении, о ниспослании ему Его милости, здоровья, еды насущной и указания правильного пути. У сидения на коленях в молитве свое особое наслаждение. Сердце при этом переживает отличные от земного поклона чувства и состояние. В этом положении раб сидит на коленях пред Господом, отдавшись Ему, просит у Него прощения за свои прегрешения, стремится к Нему, чтобы Он простил раба и помиловал, просит у Него помощи в борьбе против своих недостатков.

Наши рекомендации