Аргументация словом «и его длина была 60 локтей».
Говорит шейх аль-Альбани да простит ему Аллах: "Этот хадис не нуждается в моем знании в толковании, поскольку имам Аль-Бухари передал его в своем "Сахихе" с дополнением, которое делает ненужным толкование, и это: "Воистину, Аллах создал Адама по его образу, длинна его была 60 локтей",поэтому местоимение "его" (в слове образ) не возвращается к Аллаху, а возвращается к Адаму»
Ответ:Это ошибочные слова противоречащие Сунне и иджма саляф и соглашающиеся с аргументацией джахмитов. И первым от кого известны эти слова – муаттыль джахмит Абу Сулейман ад Димашкы в диспуте с имамом суннитом Ибн Шакиляном аль Ханбали.
И он сказал в ответ этому ашариту: «И он сказал мне: «Пришло в хадисе: «И его длинна – 60 локтей», и это далиль, что дамир возвращается на Адама.
Я сказал ему: «...Ты аргументировал словом Пророка: «60 локтей», на то, что дамир возвращается на Адама. Однако это сообщение пришло от Пророка с двух сторон.
Первая – Абу аз-Зинад, от Абу Хурейры, от Пророка, мир ему, что он сказал: «Истинно, Аллах сотворил Адама по его образу», и передал Джарир, от аль-Амаша, от Хабиба Ибн Аби Сабита, от Ата, от Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, от Пророка, мир ему, что он сказал: «Не уродуйте лица, истинно, Аллах создал Адама по Образу Милостивого».
И пришло от Исхака Ибн Рахавейхи, что он сказал: «Этот хадис достоверен от Пророка», что же касается Ахмада, то он упомянул, что Суфьян ас-Саури передал его маукуфан от Ибн Умара. И оба эти варианта – довод против противоречащего. Если это достоверно как слово Пророка, мир ему, то отпало всякое оправдание у противоречащего, если же это сказал Ибн Умар, то разрушился словом Ибн Умара тауиль того, кто истолковал слово «по его образу» как по образу Адама. И это я не сказал ему, а разъяснил затем своим ученикам чтобы они поняли.
Затем я сказал ему: «Слово «Аллах создал Адама по его образу» не истолковывается как «Создал Адама по образу Адама», по причине того что упомянул Ахмад, сказав: «Какой образ был у Адама, до того как Аллах его создал?!». И стало негодным твоё толкование с этой стороны, и стало негодным также по причине слова Пророка переданного Ибн Умаром: «Истинно, Аллах создал Адама по образу Милостивого». Что же касается твоей аргументации словом Пророка, мир ему: «И его длинна была 60 локтей», то если это слово достоверно, то смысл будет такой: Пророк сказал: «Истинно, Аллах создал Адама по Его образу», и на этом завершилось предложение, а затем сказал: «А его длинна была 60 локтей», рассказывая уже об Адаме». Источник: «Табакат аль Ханабиля», 3/235.
И также ответил на эту шубху шейх уль Ислам Ибн Теймия.
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: «Будет сказано в ответ тем, кто говорит что если вернуть местоимение на Адама, то очевидным смыслом хадиса будет что длина Аллаха 60 локтей – это не является очевидным смыслом хадиса!! И кто утверждает, что длинна Аллаха 60 локтей и утверждает что это очевидный смысл хадиса, или отнёс хадис на этот смысл – тот клеветник безбожник и каззаб (великий лжец)!». Источник: «Баян тальбис аль-джахмия», 6/530.
И затем шейх уль Ислам Ибн Теймия подробнейше разъяснил ложность этой шубхи со стороны Шариата и арабского языка с многих сторон, и привел многочисленные доводы на верность понимания саляфов. И то, что дамиры в одном предложении возвращаются на разные места, известно и присутствует в арабском языке.
Сказал Аллах: «Воистину, Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем, чтобы вы уверовали в Аллаха, Его Посланника, почитали его (т.е. Пророка), и уважали его (т.е. Пророка), прославляли Его (т.е. Аллаха) утром и перед закатом» Источник: «Аль-Фатх», 8-9 аяты.
И первый и второй дамир возвращаются на Посланника Аллаха, а последний – на Аллаха, согласно верному мнению муфассиров. И таких примеров много. И когда у нас есть иджма саляфов на то что дамир возвращается на Аллаха – то они были более знающие о языке и толковании и акыде, чем джахмиты, ашариты, или шейх аль-Альбани, а у них не было разногласий что дамир в слове Пророка: «По Его Образу» возвращается на Аллаха, и они не обратили внимания на такие шубхи.
Утверждение что имам Малик запрещал рассказывать этот хадис».
Передано от Малика, что якобы он запрещал рассказывать хадис «Создал Аллах Адама по Его Образу» и ослаблял его.
Ответ: Это недостоверно от имама Малика, однако это из выдумок лжецов.
Передано это от Малика по двум путям.
Первый путь
1. Сказал аль-Укейли: «Рассказал нам Микдам Ибн Дауд, что рассказали ему Абу Зейд Ахмад Ибн Аби аль-Гамар, и аль-Харис Ибн Мискин, что рассказал им Абдур-Рахман Ибн аль-Косим, что он спросил Малика…». И в этом иснаде Микдам Ибн Дауд, обвиненный во лжи не достоверный передатчик. Приведем слова ученых о нём.
Сказал о нём ан-Насаи: «Он недостоверный». Источник: «Ат-Такмиль», 1/168.
Сказал о нём Мухаммад Ибн Юсуф: «Он был факихом, однако его состояние в передаче было далеко не хвалимым!». Источник: «Ат-Такмиль», 1/168.
Сказал о нём аз Захаби, приведя выдуманный хадис, который он передает:
«Не поговорил о нём аль-Хаким, в то время как это хадис вымышленный под иснад двух «Сахихов», и Микдам – о нём говорили с плохой стороны, и эта язва от него!»
Сказал Бурхануддин аш Шафии приведя эти слова аз Захаби: «И его слово: «И эта язва от него», видимо его смысл, что он выдумал этот хадис!». Источник: «Аль-Кашф аль-Хасис», 1/261.
И сказал аз Захаби приведя хадис который он рассказывает от Абдуллаха Ибн Юсуфа:
«Это батыль!! Никогда не рассказывал такое Ибн Юсуф!». Источник: «Ас-Сияр», 13/346.
Сказал имам Ибн Аби Хатим и имам Мисра Ибн Юнус: «Поговорили о нём с плохой стороны» Источник: «Аль Джарх уа ат-Тадиль», 8/303, «Тарих Миср».
Сказал о нём имам ад Даракутни: «Он слабый». Источник: «Ас-Сияр», 13/345.
И слова имамов о нём очень многочисленны. Таким образом это крайне слабый передатчик обвиненный во лжи и на переданное им даже не обращают внимания!
Второй путь.
Передал это от Малика аль-Утби в своей печально знаменитой «Мустахрадже».
Сказал имам Ибн Аби Заманин: «Рассказал мне Исхак, от Мухаммада Ибн Умара Ибн Любабы, от Мухаммада Ибн Ахмада аль Утби, от Исы Ибн Динара, от Абдур-Рахмана Ибн аль-Косима, что он сказал…». Источник: «Усуль ас-Сунна», 25.
Этот иснад также очень недостоверен! Ведь в нём Аль-Утби, чьи ответы от Малика, как сказал имам Ибн Абдуль Хакам, ученик Малика – в большинстве своём ложь!
Сказал имам Ибн Абдуль Хакам аль-Мисри, ученик Малика, о котором имам Ибн Хузейма сказал: «Я не видел на земном шаре более знающего о мазхабе Малика, и запомнившего больше о мазхабе Малика!».
Так вот сказал имам Ибн Абдуль Хакам: «Мне дали книгу с красивым почерком, которая называется «Аль-Мустахраджа», составленная Мухаммадом Ибн Ахмадом аль-Утби. И я увидел, что почти вся она – ложь, ответы с маджлисов, о которых не знают ничего те, кто были в этих маджлисах!». Источник: «Ас-Сияр», 5/11.
И «Аль-Мустахраджа», или «Аль-Утбия», печально известна среди маликитов огромным количеством выдуманных на имама Малика и отклоненных от истины ответов, и слова их известны. И это вне всякого сомнения – один из подобных ответов приписанных Малику, просим у Аллаха спасения.
Таким образом, не пришло от имама Малика подобных слов по достоверному иснаду и вся хвала Аллаху.
Заключение.
1. Установлено согласно доводу из Сунны, и единогласному мнению саляфов, что местоимение в слове Пророка «Создал Аллах Адама по Его Образу» возвращаетсяна Аллаха, а не на Адама
2. У Аллаха есть атрибут ас-Сура (Образ), мы веруем в него и не знаем «Как?» и не задаемся этим вопросом.
3. Хадис «Создал Аллах Адама по Образу Милостивого» является достоверным, переданным по разным путям, подкрепляющим друг друга, и великие ученые науки хадиса как Ахмад и Исхак, назвали его достоверным, и приняли его имамы ахли-Сунна принятием и удостоверили.
И не достойно современникам, у которых нет даже некоторых путей этого хадиса, что были у саляф (как примеру маукуфан от Ибн Умара), выставляться и поправлять этих великих ученых, которые приняли этот хадис полным принятием, и передали его в своих книгах по акыде ахли-Сунна, аргументируя им против джахмитов
4. Нет в этом уподобления Аллаха человеку, как разъяснил шейх Ибн Баз слова шейха приведены вначале статьи.
5. Кто отрицал это, или заявлял что есть в этом вопросе разногласия – тот является нововведенцем вышедшем против акыды саляфов и согласившимся с джахмитами, как сказал об этом имам Ахмад. Однако не спешат с вынесением этого хукма на конкретную личность, оставляя это учёным, так как это из тонких вопросов, где может быть оправдание.
Просим Аллаха простить всем мертвым мусульманам ахли-Сунна, кто ошибся в этом вопросе.
А Аллах знает лучше.