Направляющие линии и особенности распространения энергии радиосигнала
М.С. Мухамедзянов
«Антенны»
Учебно-методическое пособие для слушателей ИДПО
Согласовано
____________________
(должность)
____________ __________
(подпись) (ФИО)
«___» ____________ 201__ г.
Екатеринбург
Содержание
Стр. | |
1 Направляющие линии и особенности распространения энергии радиосигнала………………………………………………………………. | |
2 Антенны………………………………………………………………... | |
2.1 Антенны горизонтальной поляризации…………………………... | |
2.2 Антенны с круговой диаграммой направленности……………… | |
Список использованной литературы ………………………………….. |
Направляющие линии и особенности распространения энергии радиосигнала
Особое место в технологическом процессе управления движением поездов и обеспечении безопасности их движения принадлежит техническим средствам поездной радиосвязи (ПРС), которые в настоящее время функционируют в диапазонах гектометровых, метровых и дециметровых волн. Радиосвязь – единственное средство связи с машинистами поездных (магистральных) локомотивов (ТЧМ).
Эффективность применения ПРС определяется уменьшением количества остановок поездов, временем их простоя на участках и станциях, увеличением участковой скорости и интенсивности движения поездов, повышением безопасности их движения.
Главным требованием при организации системы ПРС является создание вдоль полотна железной дороги работающими стационарными радиостанциями такого уровня радиополя полезного сигнала, при котором обеспечивается уверенная и устойчивая радиосвязь с ТЧМ.
Энергия высокой частоты передается от передатчика к приемнику в системе ПРС как за счет полей излучения, так и за счет полей индукции. Второй способ передачи высокочастотной энергии нашел наибольшее распространение, поскольку энергия передатчика концентрируется и направляется вдоль трассы движения локомотива с помощью направляющих линий (НЛ), в качестве которых применяются провода воздушной линии связи (ВЛС), высоковольтные провода линии продольного энергоснабжения, ДПР (два провода – рельс) и автоблокировки (ЛЭП – 10 кВ) и специально подвешиваемый на опорах контактной сети провод (волновод).
Тип НЛ выбирается с учетом особенностей местных условий и параметров трассы, способа высокочастотного возбуждения и обработки линии, рода тяги и др. Этими факторами и определяется эффективность ее использования. Применение волновода в качестве НЛ – это наиболее эффективный способ обеспечения надежной и уверенной радиосвязи с абонентами. Но тут требуются дополнительные материалы и серьезные трудозатраты.
Высокочастотная электромагнитная энергия при использовании проводов НЛ не излучается в пространство, а концентрируется вокруг них и канализируется вдоль железнодорожной трассы. При этом энергия от стационарных радиостанций в НЛ и обратно передается индуктивным способом с помощью синфазной или противофазной запитки проводов.
Направляющие линии по сравнению с распространением поля в свободном пространстве существенно уменьшают затухание высокочастотной энергии при распространении и тем самым, как правило, обеспечить необходимую дальность радиосвязи. Но даже при использовании проводов НЛ не всегда можно получить уверенную и устойчивую радиосвязь с машинистами поездных локомотивов, находящихся на перегонах большой протяженности и сложных по профилю трассах.
Когда невозможно по каким-либо причинам применение проводов НЛ (при большом удалении ВЛС или ЛЭП от ж.-д. полотна (более 25 м), наличии кабельных вставок значительной длины или отсутствии НЛ), на станциях устанавливаются Г-образные антенны. Причем эффективность радиоканала при использовании этого типа антенн снижается из-за низкого к.п.д. локомотивной антенны (это сказывается и при использовании проводов НЛ). Но главное состоит в том, что в 5 км от станции дальность связи при применении стационарных Г-образных антенн не обеспечивается. Это объясняется влиянием геоэлектрических параметров почвы (диэлектрической проницаемости ε и удельной электрической проводимости σ) на снижение уровня полезного сигнала [1].
Уровень сигнала на том или ином участке перегона (координате пути) может быть намного ниже минимально допустимого значения, и поэтому расчет по [2] не позволяет установить причину существенного снижения сигнала на конкретном участке перегона железной дороги. Это снижение может быть обусловлено, например, влиянием поверхности слоя почвы, группового провода заземления и других устройств энергоснабжения, увеличением расстояния между антенной локомотива и проводами НЛ (более 15 м) на одно- и двухпутных участках железной дороги, неисправностью направляющей линии за счет некачественного изготовления изоляторов или плохого соединения проводов НЛ между собой, а также другими причинами, допущенными в технологическом и техническом процессах.
Именно расчет уровня сигнала на каждом километре участка железной дороги позволяет установить причину снижения полезного сигнала в любой точке перегона. При этом он должен основываться на обязательном учете влияния параметров почвы (относительной диэлектрической проницаемости ε и удельной электропроводимости σ).
Существуют два пути передачи высокочастотной энергии вдоль НЛ:
а) между проводами, тогда образуется волновой канал с противофазной или межпроводной электромагнитной волной;
б) между проводом (или проводами) и землей, тогда возникает синфазная или земляная волна.
Волновой канал – это группа проводов и земля, по которым распространяется данная волна.
Основной параметр оценки эффективности применения той или иной НЛ – это километрическое затухание каждого из волновых каналов. Наименьшим затуханием обладает противофазная волна, наибольшим – синфазная.
Существенное затухание сигнала за счет земляной волны обусловлено тем, что часть потока волнового поля, излученного передатчиком стационарной радиостанции, проникает в почву и, поглощаясь там, теряется в виде тепла. От того, какая доля электромагнитной энергии поля попадает в почву, зависит скорость убывания этого поля вдоль железнодорожной трассы. Процесс проникновения поля в почву связан с ее электрическими свойствами: величиной диэлектрической проницаемости ε и электропроводимостью σ. В таблицах 1 и 2 представлены данные по многообразию видов почвы и ее параметров ε и σ.
Потери энергии сигнала происходят в верхнем, активном слое почвы [3] толщиной, определяемой по формуле (1).
(1)
Следовательно, для рабочей длины волны ПРС ( ) глубина проникновения энергии в почву определяется удельной электрической проводимостью почвы σ.
Антенны
Антенна (А), устройство для излучения и приёма радиоволн.
Передающая антенна преобразует энергию электромагнитных колебаний высокой частоты, сосредоточенную в выходных колебательных цепях радиопередатчика, в энергию излучаемых радиоволн. Преобразование основано на том, что, как известно, переменный электрический ток является источником электромагнитных волн. Это свойство переменного электрического тока впервые установлено Г. Герцем в 80-х гг. 19 в. на основе работ Дж. Максвелла.
Приёмная антенна выполняет обратную функцию – преобразование энергии распространяющихся радиоволн в энергию, сосредоточенную во входных колебательных цепях приёмника. Формы, размеры и конструкции антенн разнообразны и зависят от длины излучаемых или принимаемых волн и назначения А. Применяются А. в виде отрезка провода, комбинаций из таких отрезков, отражающих металлических зеркал различной конфигурации, полостей с металлическими стенками, в которых вырезаны щели, спиралей из металлических проводов и др.