Принцип измерения азимута в системе VOR

В основу принципа действия режима VOR заложен фазовый метод сравнения двух сигналов частоты 30 Гц опорной и переменной фазы. Всенаправленный радиомаяк VOR излучает сигнал несущей радиочастоты, модулированный двумя сигналами с частотой 30 Гц. Фаза первого модулирующего напряжения не зависит от азимутального положения точки наблюдения относительно места установки маяка и называется опорной фазой. Фаза второго модулирующего напряжения называется переменной фазой и в каждой данной точке наблюдения отличается от опорной на угол, определяемый пеленгом из точки наблюдения на точку установки радиомаяка VOR.

Сигнал опорной фазы создается путем амплитудной модуляции несущей частоты радиомаяка поднесущей частотой 9960 Гц, которая промодулирована по частоте сигналом 30 Гц с девиацией + 480 Гц. Полученный сигнал излучается ненаправленной антенной.

Сигнал переменной фазы создается путем амплитудной модуляции несущей частоты сигналом 30 Гц при вращении по часовой стрелке специальной диаграммы направленности, имеющей форму «восьмерки». Частота вращения диаграммы 30 об/с. На рис.11.2 а изображена диаграмма излучения электромагнитной энергии радиомаяком VOR. Радиомаяк регулируется таким образом, что фазы сигналов опорной фазы и переменной фазы совпадают в направлении на магнитный север. В момент, когда максимум диаграммы направленности вращающегося поля направлен на магнитный север, сигнал поднесущей частоты достигает максимального значения и равен 10 440 Гц. Это означает, что в направлении на магнитный север фазы сигналов опорной и переменной фаз совпадают.

Принцип измерения азимута в системе VOR - student2.ru

11.2 Фазовый метод сравнения двух сигналов частоты 30 Гц:

а) — диаграммы излучения сигналов радиомаяком VOR;

б) — вид фазовых соотношений сигналов радиомаяка VOR.

В любом другом направлении фазы сигналов переменной фазы отстают от опорной фазы на угол между этим направлением и направлением на магнитный север. Таким образом, между сигналом 30 Гц опорной фазы и сигналом 30 Гц переменной фазы возникает фазовый сдвиг, величина которого пропорциональна магнитному азимуту.

Для опознавания радиомаяков VOR несущая частота манипулируется кодом Морзе.

Комплект и размещение на вертолете KN-53

На вертолете установлен один комплект системы KN 53, он включает в себя:

Принцип измерения азимута в системе VOR - student2.ru

● блок KN-53 - установлен на центральном пульте;

Принцип измерения азимута в системе VOR - student2.ru

● навигационная антенна CI-205-3 - на хвостовой балке;

Принцип измерения азимута в системе VOR - student2.ru

● индикатор KI-209, на центральном пульте.

Принцип измерения азимута в системе VOR - student2.ru 11.5 Основные Э.Т.Х. KN - 53

● Диапазон частот курсового канала 118,00-117,95 МГц ;

● количество каналов -200 , (40- посадочных,160 – навигационных );

● диапазон частот глиссдого канала 328,9-335 МГц;

● количество каналов – 40;

● точность измерения азимута – 2,5 °.

Электропитание KN – 53

Принцип измерения азимута в системе VOR - student2.ru

Электропитание KN 53 осуществляется напряжением +27В от аккумуляторной шины 1 канал через автомат защиты АЗСГк-2-2сер с информацией VOR-DME, который установлен на панели АЗС.

Управление KN – 53

На передней панели блока расположены следующие органы управления и индикации:

Принцип измерения азимута в системе VOR - student2.ru

1. Поле активной частоты USE.

2. Поле резервной частоты STBY.

3. Две концентрические правые ручки, для выбора частоты:

МГц – внешняя;

КГц- внутренняя .

Принцип измерения азимута в системе VOR - student2.ru Настройка требуемой частоты осуществляется в поле STBY. Для ее использования кнопкой резервная частота переводится в поле активной частоты.

4. Ручка – кнопка OFF-PULL ID - выключение и регулировка звукового сообщения.

Звуковой сигнал прослушивается при вытянутой ручке.

5. Кнопка выбора активной частоты.

Индикация отклонения от плоскости курса и глиссады осуществляется планками прибора KI-209

Принцип измерения азимута в системе VOR - student2.ru

1. GS - бленкер глиссады.

2. ТО - индикатор полета на маяк.

3. Планка глиссады.

4. FR - индикатор полета от маяка.

5. Планка курса.

6. Ручка OBS (OMNI BCRING SELEKTOR) – селектор курса, для установки лзп в режиме вертолетовождения на р/маяк VOR или от него.

7. NAV - бленкер канала курса.

Принцип построения KN 53

В блоке КN -53 осуществляется обработка всех ВЧ сигналов и НЧ сигналов глиссадного канала. Обработка НЧ сигналов курсового канала и формирование сигналов об отклонении от плоскости курса и заданной ЛЗП осуществляется в блоке KI-204 .

Поскольку эксплуатация системы KN-53 производится совместно с дальномером DME, вопросы ее летной эксплуатации будут рассмотрены после описания KN-64.

АППАРАТУРА DME KN64

Наши рекомендации