Принцип действия радиомаяка АРМ-406
После запуска маяка от датчика удара, с ПДУ или в автономном режиме он начинает излучать два сигнала. Первый - на частоте 406 МГц методом фазовой манипуляции передается кодовая посылка, содержащая информацию о номере ВС, присвоенном системой КОСПАС-САРСАТ и владельце ВС (программируются на этапе изготовления маяка). Второй – амплитудно- модулированный сигнал на частоте 121,5 МГц.
Сигнал 406 МГц передается каждые 50 сек, в течение 440 мсек. и предназначен для приема низкоорбитальной спутниковой группировкой системы КОСПАС-САРСАТ. Спутники, перемещаясь по орбитам над местом аварии, измеряют доплеровский сдвиг частот и совместно с наземными станциями слежения определяют координаты места работы радиомаяка. Время вычисления координат зависит от количества спутников, пролетевших над работающим маяком и не превышает 4-х часов.
Сигнал 121,5 МГц предназначен для работы поисковых ВС, оборудованных УКВ радиокомпасами.
Работа радиомаяка со спутниками КОСПАС-САРСАТ, находящимися на геостационарных орбитах не предусмотрена.
5.6 Описание конструкции радиомаяка
5.6.1 Моноблок П
Конструктивно моноблок "П" рис 5.1 представляет собой:
● Датчик удара, установленный на раме с амортизаторами и защищенный кожухом. При воздействии одиночного удара на вертолёт, а, следовательно, и на датчик удара, последний автоматически переключает режим работы радиомаяка АРМ-406П из ждущего в рабочий.
Датчик удара устанавливается на заводе-изготовителе в одном из трёх положений относительно продольной оси вертолёта.
● Моноблок АС1А состоит из блока автономного питания АРМ-043 и передающего модуля ПМ. АС1А с платами и подсоединённой к нему гибкой штыревой антенной АНТ-АРМ. Блок формирует два высокочастотных сигнала: 406,025 МГц и 121,5 МГц.
|
Рис. 5.1 Моноблок П
В металлический корпус передающего модуля вмонтированы разъём для блока автономного питания, переключатель режимов "ВКЛ-ВЫКЛ-КОНТР" и светодиод "ИЗЛ", индицирующий работу радиомаяка.
На торцевой поверхности корпуса расположены:
● ВЧ разъём "ВЫХ", предназначенный для подсоединения внешней антенны АНТ-406В или гибкой штыревой антенны АНТ-АРМ;
● разъём "ПРОГР", используемый при кодировании радиомаяка на заводе-изготовителе, а в условиях эксплуатации - для подсоединения датчика удара;
● разъём "ТЕХН", предназначенный для подсоединения ПДУ 406.
Гибкая штыревая антенна АНТ-АРМ излучает радиосигналы на аварийных частотах в аварийной ситуации. В штатной ситуации она располагается в пазу моноблока АС1А параллельно основанию.
Моноблок АС1А устанавливается в кожух моноблока "П" и крепится к нему мягкой застёжкой на липкой ленте. На торце моноблока АС1А находится металлическая ручка для быстрого извлечения его из кожуха.
5.6.2 Антенна АНТ-406В
Антенна АНТ-406В представляет собой две самостоятельные антенны, работающие на частотах 121,5 МГц и 406,025 МГц.
5.6.3 Пульт дистанционного управленияПДУ 406
Пульт дистанционного управления ПДУ 406 рис5.2 предназначен для:
● обеспечения моноблока "П" и ПДУ 406 напряжением питания от бортсети вертолёта;
● включения кнопкой "ДЕЖУР/КОНТР" режима встроенного контроля (ВСК);
● ручного включения кнопкой-табло "АВАРИЯ/АРМ" радиомаяка в рабочий режим при возникновении аварийной ситуации";
● возврата кнопкой "ДЕЖУР/КОНТР" радиомаяка в дежурный режим (при ложном срабатывании датчика удара, преднамеренного или непреднамеренного действия экипажа);
● отключения (или включения) кнопкой "ОТКЛ ЗВУК" звукового сигнала.
Рис. 5.2 Внешний вид ПДУ-406
5.6.4 Блок автономного питания БАП
Блок автономного питания АРМ-043 обеспечивает передающий модуль ПМ АС1А постоянным напряжением питания +14,6 В при отсутствии напряжения питания от бортсети. Он выполнен как самостоятельный модуль, который устанавливается на корпусе передающего модуля ПМ-АС1 и крепится к нему четырьмя винтами.
Работа АРМ-406
5.7.1 Работа в режиме встроенного контроля
ПРОВЕРКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПДУ 406
●Подключите к бортовой сети вертолета аэродромный источник электропитания. Подключите авиагарнитуру к сети СПУ и включите СПУ-7.
●Включите автомат защиты сети «АРМ» и «СПУ» на панели АЗС.
Автоматически включается режим встроенного контроля радиомаяка, при этом на пульте управления должен мигнуть желтым светом индикатор ОТКАЗ, световое табло АВАРИЯ после 3-х кратного промигивания остается включенным до окончания цикла встроенного контроля и прослушивается звуковой сигнал.
Примечание. Прослушивание звукового сигнала производится через телефоны авиагарнитуры КВС и встроенный громкоговоритель на пульте управления
●После окончания встроенного контроля (~5 сек) световое табло «АВАРИЯ» должно погаснуть, звуковой сигнал прекратиться.
После окончания встроенного контроля радиомаяк переходит в дежурный режим. На пульте управления радиомаяка горит подсвет кнопок «АРМ», «ДЕЖУРН/КОНТР», «OTKJI/ЗВУК». Табло «ОТКАЗ» не горит.
●При необходимости повторного включения встроенного контроля радиомаяка нажмите кнопку «ДЕЖУРН. КОНТР», расположенную на передней панели ПДУ 406.
Должен включиться режим встроенного контроля радиомаяка.
●Выключите автомат защиты сети «АРМ» и «СПУ», отключите аэродромный источник электропитания.
ПРОВЕРКА В АВТОНОМНОМ РЕЖИМЕ
●Извлеките моноблок АС1А из кожуха блока «П» моноблока «П» (при необходимости).
●Установите тумблер «ВКЛ-ВЫКЛ-КОНТР» на корпусе моноблока АС1А в положение «КОНТР», удерживая его в этом положении —5 сек.
Индикатор «ИЗЛ» должен сначала мигнуть один раз зеленым светом, а затем – 3...4 раза красным светом, после чего погаснуть.
●Отпустите тумблер «ВКЛ-ВЫКЛ-КОНТР».
Тумблер должен вернуться в положение «ВЫКЛ» автоматически.
ВНИМАНИЕ! ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПЕРЕВОДИТЬ ВРУЧНУЮ ТУМБЛЕР «ВКЛ-ВЫКЛ-КОНТР» ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ «КОНТР» В ПОЛОЖЕНИЕ «ВЫКЛ» -ВОЗМОЖЕН СЛУЧАЙНЫЙ ПЕРЕВОД ТУМБЛЕРА В ПОЛОЖЕНИЕ «ВКЛ», ПРИ ЭТОМ ПРОИСХОДИТ БЛОКИРОВКА ВКЛЮЧЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ И РАДИОМАЯК ПЕРЕХОДИТ В РАБОЧИЙ РЕЖИМ РАБОТЫ (РЕЖИМ «АВАРИЯ»).
●Установите моноблок АС1А в кожух блока П.
●Проверьте функционирование моноблока «П» аварийного радиомаяка АРМ-406П в режиме встроенного контроля от ПДУ-406.
5.7.2 Включение радиомаяка в работу
Радиомаяк может перейти из ждущего режима в рабочий при двух обстоятельствах:
● автоматически - при срабатывании датчика удара;
● вручную - нажатием кнопки АВАРИЯ/АРМ на ПДУ 406, предварительно откинув защитный колпачок.
В обоих случаях переход в рабочий режим сопровождается звуковым сигналом и включением светового табло "АВАРИЯ" в мигающем режиме в течение приблизительно 5 сек. Этот звуковой сигнал транслируется в СПУ. Он отключается (или включается) нажатием кнопки ОТКЛ ЗВУК на ПДУ 406.
ВНИМАНИЕ: В СЛУЧАЕ ЛОЖНОГО СРАБАТЫВАНИЯ ДАТЧИКА УДАРА ИЛИ НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ ЭКИПАЖА ДЛЯ ОТКЛЮЧЕНИЯ РАБОЧЕГО РЕЖИМА НЕОБХОДИМО НАЖАТЬ И ОТПУСТИТЬ КНОПКУ "ДЕЖУР/КОНТР" НА ПДУ 406. РАДИОМАЯК ОТРАБОТАЕТ ВСК И ПЕРЕЙДЁТ В ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ - ПОСЛЕ ЭТОГО ОТКЛЮЧАТЬ БОРТОВОЕ ПИТАНИЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ НЕ РАНЕЕ, ЧЕМ ЧЕРЕЗ 30 сек. ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ РЕЖИМА ВСК.
5.7.3 Работа с радиомаяком в аварийной ситуации
В случае возникновения аварийной ситуации на борту вертолёта при условии нормального функционирования бортсети и исправности внешней антенны АНТ-406В, радиомаяк приводится в рабочее состояние нажатием на ПДУ 406 кнопки-табло АВАРИЯ/АРМ, предварительно откинув защитную крышку на ней. При этом включится звуковая сигнализация и один раз мигнёт световой индикатор "ОТКАЗ". Световой индикатор АРМ на кнопке-табло АВАРИЯ/АРМ будет мигать 3 раза за 5 секунд через каждые 50 сек.
5.7.4 Работа с радиомаяком вне вертолета
Последовательности действий для приведения в рабочее состояние радиомаяка состоит в следующем:
● извлеките моноблок АС1А из кожуха моноблока "П", расстегнув застёжку и потянув моноблок за ручку на себя;
● вынесите радиомаяк с борта вертолёта на открытое пространство, расположив его в горизонтальной плоскости, по возможности, на высоком месте;
● извлеките внутреннюю штыревую антенну АНТ-АРМ из паза, отсоедините её от "транспортного" разъёма, подсоедините к разъёму "ВЫХ" и установите антенну в вертикальное положение;
● включите радиомаяк в рабочий режим, установив переключатель ВКЛ-ВЫКЛ-КОНТР в положение "ВКЛ", и убедитесь, что индикатор "ИЗЛ" работает в мигающем режиме через каждые 50 сек.
Примечание. Необходимо отойти от местоположения радиомаяка на расстояние не менее 6 м для исключения влияния на его работу.
ВНИМАНИЕ: ЕСЛИ ВКЛЮЧЕНИЕ РАДИОМАЯКА ПРОИЗОШЛО НА БОРТУ ВЕРТОЛЁТА (ОТ СРАБАТЫВАНИЯ ДАТЧИКА УДАРА ИЛИ ОТ НАЖАТИЯ КНОПКИ "АВАРИЯ/АРМ"), ТО ПЕРЕВОДИТЬ
ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ "ВКЛ-ВЫКЛ-КОНТР" В ПОЛОЖЕНИЕ "ВКЛ" НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО.