Назначение, состав и краткая характеристика системы

Система управления антенной предназначена для управления движением антенны по азимуту и углу места при поиске и сопровож­дении цели.

Для обеспечения движения антенны используются двигатели пе­ременного тока, скорость вращения которых постоянна.

Так как скорость изменения угловых координат цели имеет ши­рокие пределы, необходимо обеспечить изменение скорости движения антенны по азимуту и углу места в этих же пределах. Для обеспече­ния этого передача вращения от двигателей к антенне осуществляет­ся через магнито-порошковые муфты в каждом канале. Управление по­ложением антенны сводится к управлению работой магнито-порошковых муфт путем изменения управляющих напряжений на их обмотках. При равенстве напряжений на муфтах вращение от двигателей к антенне не передается. Если управляющие напряжения разные, то вращение будет передаваться той муфтой, напряжение на которой больше. Сле­довательно, управление положением антенны сводится к выработке меняющихся по величине управляющих напряжений.

Принцип получения этих напряжений зависит от режима работы СУА. СУА имеет следующие режимы работы:

  1. Ручное управление антенной по азимуту и углу места.
  2. Полуавтоматическое управление антенной по азимуту неограниченно, по углу места в пределах от –01–10 до +14–50, с постоян­ной скоростью

20 град./с или с переменной скоростью от 0 до 45–60 град./c по азимуту и от 0 до 32 град./с по углу места.

3. Круговой поиск цели со скоростью 20 град/с.

  1. Ускоренный круговой поиск цели со скоростью 45–60 град/с.

5. Секторный поиск цели, ширина которого может плавно изме­няться по азимуту в пределах 30 – 100 град.

6. Автоматическое сопровождение цели.

7. Полуавтоматическое сопровождение цели по визирному уст­ройству.

8. Управление антенной от КПН.

Конструктивно система состоит из следующих блоков:

  • Блок сопровождения по угловым координатам Т-13М2

(Рис.43), предназначенный для выделения сигнала ошибки в режиме автосопровождения цели, усиления его и преобразования в управляющее напряжение по азимуту и углу места;

  • блок управления антенной Т-55М2 (рис.45), предназначенный для выработки сигнала ошибки (СО) по азимуту и углу места во всех режимах, кроме автоматического сопровождения и управления антенной от КПН;
  • антенная колонка Т-2М3 (рис.46), предназначенная для вращения антенны по азимуту и углу места, определения, преобразования и передачи угловых координат в счетно-решающий прибор и визирный преобразо­ватель координат; сельсин-индикатор (шкальный механизм), расположенный на пульте управления оператора поиска.

В состав блоков входят следующие основные узлы:



  1. блок Т-13М2:
  2. быстродействующая автоматическая регулировка усиления – БАРУ (лампа Л1);
  3. субблок выделения сигнала ошибки Т-13М1-1 (У-1);
  4. субблок усиления и преобразования сигнала ошибки по азимуту Т-13М1-П (У3);
  5. субблок усиления и преобразования сигнала ошибки по углу места Т-13М1-П (У4).
  6. Блок Т-55М2:
  7. кнопки (на рукоятках управления) и тумблеры;
  8. редуктор У-1 дифференциальных сельсинов азимута и угла места;
  9. сервоусилители азимута и угла места;
  10. сельсин-трансформаторы М1 и М2;
  11. электрические мосты азимута и угла места;
  12. датчик секторного поиска.
  13. Блок Т-2М3: механизмы приводов;
  14. редуктор подъема;
  15. блок Т-81М3 – антенна;
  16. визир блока Т-2М3;
  17. выпрямитель.

<< < 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Следующая > < Предыдущая 20

Работа суа в поисковых режимах

Ручное управление антенной

Режим ручного управления используется для точного наведения антенны на цель перед переходом на автосопровождение.

Режим включается с включением РЛС. Если после включения РЛС включается любой другой режим работы СУА, то для перехода в режим ручного управления необходимо нажать кнопку «НАВЕДЕНИЕ» на рукоятках блока управления антенной Т-55М2.

Ручное управление осуществляется поворотом рукояток управления блока Т-55М2 в пределах +180. Антенна при этом будет поворачиваться по угловым координатам на угол, прямо пропорцио­нальный углу поворота рукояток блока Т-55М2.

В работе принимают участие следующие элементы (вклейка 3):

  • сельсин-датчики ручного управления М2-32 и М2-33 блока

Т-2М3;

  • дифференциальные сельсины М55-1 и М55-2 блока Т-55М2;
  • сельсин-трансформаторы М55-2, М55-1 блока Т-55М2;
  • субблоки усиления и преобразования сигнала ошибки по

азимуту (У13-3) и по углу места (У13-4) блока Т-13М2;

  • таходинамо М2-24 и М2-23 блока Т2-М3;
  • механизмы приводов.

Схема СУА при работе в ручном режиме управления по азимуту и углу места аналогична, поэтому рассмотрим работу только по ази­муту.

Сигнал ошибки получается вследствие рассогласования двух сельсинов, включенных по трансформаторной схеме. Сельсин-датчик М2 33 расположен в блоке Т-2М3. Статор сельсина неподвижен, ротор кинематически соединен с осью стабилизированного азимута. На однофазную роторную обмотку сельсин–датчика подается напряжение 115 В, 400 Гц, а его трехфазная обмотка через дифферен­циальный сельсин соединена с трехфазной статорной обмоткой сель­син–трансформатора М55-1. Статор М55-1 неподвижен, а ротор через кинематическую передачу связан с рукоятками управления блока Т55-М2.

При повороте рукояток управления поворачивается ротор сельсин–трансформатора. Он окажется в несогласованном положении с ротором сельсин–датчика. Поэтому в роторной обмотке сельсин–­трансформатора возникает напряжение сигнала ошибки переменного тока, величина которого будет зависеть от величины угла поворота рукояток управления, а фаза – от направления поворота.

Это напряжение прикладывается к переменному резистору «АЗИ­МУТ УСИЛЕНИЕ РУЧНОЕ» и с его движка через контакты реле Р55-15, Р36-3, Р13-4 поступает на усилитель и катодный повторитель сиг­нала ошибки субблока У13-3, где усиливается однокасакдным усили­телем на резисторах и через катодный повторитель, согласующий большое выходное сопротивление усилителя с малым входным сопро­тивлением фазочувствительного выпрямителя, поступает на вход ФЧВ.

На второй вход ФЧВ через контакты реле Р13-4 с трансформато­ра Тр44-1 подается опорное напряжение 110 В, 400 Гц.

Фазочувствительный выпрямитель преобразует переменное напряжение сигнала ошибки в управляющее напряжение постоянного тока, величина которого зависит от амплитуды сигнала ошибки, а полярность – от соотношения фаз между опорным напряжением и напряжением сигнала ошибки. Управляющее напряжение сглаживается фильтром прямого канала и подается на один из входов УПТ, усиливается и с двух выходов УПТ подается на усилитель мощности. Усилитель мощности собран по двухтактной схеме, нагрузками его являются обмотки магнито–порошковых муфт ЭМ2-11, ЭМ2-12.

При поступлении на вход УПТ напряжения сигнала ошибки одно из его входных напряжений увеличивается, а другое – уменьшается, поэтому ток в управляющей обмотке одной из муфт увеличивается, а в другой – уменьшается.

Та муфта, в обмотке которой ток увеличился, будет передавать вращение от двигателя на ось стабилизированного азимута, поворачивая через дифференциалы антенну, а вместе с ней и ротор сельсин–датчика М2-33 до тех пор, пока он не займет согласованное положение с ротором сельсин–трансформатора М55-1. При этом сигнал ошибки будет равен нулю, на выходах УПТ будут действовать два равных напряжения, в управляющих обмотках магнито–порошковых муфт будут протекать равные токи, а значит вращение от двигателей на ось стабилизированного азимута передаваться не будет, т. е. антенна, отработав заданное рассогласование, остановится.

Вращение оси стабилизированного азимута передается также на другие электрические машины:

  • таходинамо М2-24;
  • сельсин доворота М2-43;
  • сельсин секторного поиска М2-34;
  • вращающийся трансформатор тренажера М2-3;
  • вращающийся трансформатор СНТ М2-7;
  • вращающийся трансформатор поиска М2-42;
  • дифференциал Б, на котором происходит суммирование угла по­ворота оси стабилизированного азимута с углом q, поступающим с системы стабилизации линии визирования.

С дифференциала Б вращение передается на дифференциал А.

Для удержания антенны по азимуту в определенном положении, не- зависимо от вращения башни ЗСУ, предусмотрена механическая обкатка антенны относительно башни в противоположную сторону на такой угол, на который развернулась башня. Вращение от редуктора обкатки, связанного с погонным зубчатым колесом, передается на дифференциал А, где суммируется с углом поворота выходного вала дифференциала Г. С дифференциала А вращение передается на сельсин-датчик КПН М2-37, на вращение антенны по азимуту, на валик визирного устройства и дифференциал В, обеспечивающий развязку антенны по углам. Для получения необходимых динамических свойств в СУА применяется отрицательная обратная связь. Напряжение обратной связи, пропорциональное скорости вращения оси стабилизированного азимута, вырабатывается таходинамо М2-24. Полярность этого напряжения противоположна полярности сигнала ошибки. Оно поступает на второй вход УПТ, где суммируется с напряжением сигнала ошибки.

Для проверки и настройки СУА в режиме ручного управления ан­тенной используются следующие органы управления, контроля и регу­лировки:

  1. Миллиамперметр ИП13-1, предназначенный для проверки и ре­гулировки блока Т-13М2, путем подключения его к различным участ­кам схемы с помощью переключателя В13-1 «РАБОТА-БАЛАНС УПТ-НАЧ.ТОКИ – КОНТРОЛЬ».
  2. Переключатель В13-1 в положениях:
  • «РАБОТА» – прибор ИП13-1 отключен, схема блока Т-13М2 скоммутирована для работы во всех режимах работы СУА.
  • «БАЛАНС УПТ АЗ» или «БАЛАНС УПТ УМ» – схема блока Т-13М2 перекоммутирована для балансировки УПТ азимута или угла места. При этом входы фазочувствительных выпрямителей подключаются к корпусу, а прибор ИП13-1 сначала подключается к анодам ламп уси­лителя мощности азимута, затем – угла места. Балансировка УПТ осуществляется соответствующими переменными резисторами «БАЛАНС УПТ». При выключенных приводных двигателях и нажатой кнопке «АВ­ТОМАТ» движок переменного резистора устанавливается в такое поло­жение, чтобы показания прибора ИП13-1 были равны нулю.
  • «НАЧ.ТОКИ» – в этом положении вход ФЧВ остается подклю­ченным к корпусу, а прибор ИП13-1 по очереди подключается парал­лельно обмотке каждой магнито–порошковой муфты. Начальные токи, протекающие через обмотки муфт, устанавливаются переменными ре­зисторами «НАЧ. ТОКИ АЗ» и «НАЧ. ТОКИ УМ». Движок соответствующе­го переменного резистора устанавливается в такое положение, чтобы прибор ИП13-1 показывал 0,45 –0,7 мА.
  • «КОНТРОЛЬ АЗ» или «КОНТРОЛЬ УМ» – прибор подключается между анодами ламп усилителей мощности, а входы фазочувствительных выпрямителей с корпусом не соединяются.
  1. Переменные резисторы «АЗИМУТ УСИЛ. РУЧН.», «УГОЛ МЕСТА УСИЛ. РУЧН.» предназначены для регулировки величин напряжений сигналов ошибки, снимаемых с роторных обмоток сельсин–трансформа­торов М55-1 и М55-2.
  2. Тумблер «ПИТАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ» предназначен для замыкания цепи подачи напряжения 220В 400Гц на приводные двигатели М2-21 и М2-19.

5. Контрольные гнезда на передней панели блока Т-13М2 пред­назначены для контроля напряжений на входах усилителя и катодного повторителя канала азимута и угла места, на выходах фазочувстви­тельных выпрямителей и усилителей мощности, напряжения обратной связи и напряжения на входе субблока выделения сигнала ошибки.

<< < 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Следующая > < Предыдущая 21

Наши рекомендации