Радиолокационная система посадки
Радиолокационная система посадки (РСП) предназначена для управления полетом ВС в зоне аэродрома, а также для контроля за выдерживанием ими курса и глиссады при заходе на посадку. Обычно РСП используется как дополнительное средство к инструментальным системам посадки, но они могут применяться и в качестве самостоятельных средств посадки. В последнем случае полученная информация служит основой для наведения ВС по командам с земли во время захода на посадку до визуального контакта экипажа с наземными ориентирами (практически до высот 30-40 м).
Система РСП обычно располагается против середины ВПП, чтобы контролировать оба курса посадки и в стороне от ВПП на удалении 150-200 м от ее осевой линии. Индикаторы средств системы РСП выносятся на расстояние до 3х км на диспетчерские пункты УВД: ДПП, ДПК, ПДП.
В состав системы РСП входят:
Ø посадочный радиолокатор;
Ø обзорный аэродромный радиолокатор или аэродромный радиолокационный комплекс;
Ø автоматический радиопеленгатор;
Ø средства авиационной радиосвязи с ЭВС;
Ø средства объективного контроля (рис.10)..
Рис.10. Примерная схема расположения радиотехнических систем посадки
Посадочный радиолокатор
Основным элементом РСП является посадочный радиолокатор, предназначенный для контроля за положением ВС, начиная со входа ВС в зону действия посадочного радиолокатора (с начала четвертого разворота прямоугольного маршрута) и до высоты 30-40 м относительно уровня ВПП.
Положение ВС определяется по отклонениям его отметки на индикаторе ПРЛ от курса посадки, номинальной глиссады и дальностью до точки приземления. Обнаруженные с помощью ПРЛ отклонения от линии курса и глиссады передаются на борт ВС по линии радиосвязи.
При использовании ПРЛ как средства управления ВС, заходящими на посадку, необходимость в дополнительном посадочном оборудовании на борту ВС отпадает, что является достоинством данной системы по сравнению с РМС. Однако точность вывода ВС в заданную точку с помощью РСП ниже, чем с помощью РМСП, поэтому при оборудовании аэродрома той и другой системами посадки заход ВС на посадку осуществляется по РМСП, а РСП используется для контроля за посадкой ВС.
Существующие в ГА предельно допустимые отклонения ВС при заходе на посадку по курсу и глиссаде используются диспетчерским персоналом при контроле за заходящим на посадку ВС табл.1.
Таблица 1
Д до ВПП, км | Формулы | |||||||||
По курсу ± м | ∆Км=Дкм×32 | |||||||||
По глиссаде ± м | ∆Гм=Дкм×8 |
Отклонения ВС на участке от ДПРМ до БПРМ за пределы, указанные в таблице, являются грубым отклонением – ЭВС обязан уйти на 2й круг, а диспетчер должен дать команду об уходе на 2й круг.
Рис.11. Вид развертки на ИКГ: ЗЛП – заданная линия пути;
ЛРО – линии равных отклонений; Ц – цель ВС.
ПРЛ является радиолокационной станцией секторного обзора, которая обеспечивает наблюдение сектора воздушного пространства с помощью курсовой и глиссадной антенны. Зона действия РЛС ограничена по азимуту углом 30°, а по углу места - 9°. Дальность действия посадочного радиолокатора составляет 20 км.
Курсовая антенна предназначена для контроля за положением ВС относительно плоскости курса, глиссадная – относительно плоскости планирования. Необходимая точность определения местоположения ВС обеспечивается применением антенн с остронаправленным излучением.
Посадочный радиолокатор состоит из трех основных частей: антенной системы, приемопередатчика и индикатора.
Принцип заключается в следующем. Излученные посадочным радиолокатором радиоимпульсы отражаются от ВС, принимаются антеннами радиолокатора и поступают в приемник. После соответствующего преобразования импульсы поступают на совмещенный индикатор курса и глиссады, где видна глиссада снижения и линия курса. Кроме отметки от ВС на экране высвечиваются линии дальности, по которым можно установить удаление ВС от торца ВПП (рис.11).
Посадочный радиолокатор рекомендуется устанавливать на траверзе ВПП на расстоянии 120-185 м от ее оси, на стороне, противоположной участку застройки и рулежным дорожкам. С места установки посадочного радиолокатора не должно быть естественных и искусственных препятствий, образующих углы закрытия более 0,5°.
Основными типами посадочных радиолокационных станций, используемых в аэропортах ГА, являются радиолокаторы РП-3Г и РП-4Г, выпускаемые фирмой «Тесла» (Чехия).
Рис.12. Размещение посадочного радиолокатора на аэродроме. |
Основные технические характеристики посадочного радиолокатора РП-3Г(РП-4Г)
Длина волны сантиметровая в пределах, см………………………………….3,2(3,5)
Дальность действия, км……………………………………………………………..20(30)
Режим обзора секторный
Сектор обзора:
Ø по азимуту, град……………………………………………………………….30
Ø по углу места, град……………………………………………………………10
Диаграмма направленности антенны
а) курсовой:
Ø ширина в горизонтальной плоскости, град……………………………..0,8
Ø ширина в вертикальной плоскости, град………………………………..от 1 до 7(6)
б) глиссадной:
Ø ширина в вертикальной плоскости, град………………………………..0,6(0,5)
Ø ширина горизонтальной плоскости, град…………………….............от – 5 до + 20
Разрешающая способность на удалении на удалении до 17 км:
Ø по дальности, м……………………………………………………………….150(120)
Ø по азимуту, град……………………………………………………………….0,8(1,2)
Ø по углу места, град……………………………………………………………0,6
Разрешающая способность на удалении на удалении от 17 до 30 км, только для РП-4Г:
Ø по дальности, м………………………………………………………………..250
Ø по азимуту, град……………………………………………………………….2
Ø по углу места, град……………………………………………………………1,5
Точность определения координат:
Ø по дальности, м………………………………………………………………..30
Ø по азимуту, м……………………………………………………………………9
Ø по углу места, м………………………………………………………………..6
Скорость обзора, циклов/мин……………………………………………………….15
Ограничения по ветру, м/с…………………………………………………………..20
Импульсная мощность передатчика, квт…………………………………………150