Особенности тракта цифровой сигнализации.
Цифровая сигнализация предназначена для того, чтобы распознать цифровые потоки своей системы. В качестве цифровой сигнализации используется:
- кодированные субтональные сигналы, применяемые для избирательного
доступа к ретранслятору;
- идентификационные (адресные) коды АС, применяемые для избирательного
вызова;
- цифровая сигнализация процесса шифрования переговоров;
- коды идентификации различных цифровых шифровальных ключей;
- сигналы срочного вызова для немедленного оповещения о критической ситуации.
В аналоговых ТСС существует 2 способа сигнализации:
Субтоновая непрерывная которая передаётся одновременно с голосом. Передача её в субтональном диапазоне позволяет избежать интерференции с одновременно передаваемом голосовым сигналом. Достоинство – не теряется время на установление связи.
Предварительная сигнализация передаётся до начала голосового сообщения и передача голоса не может начаться, пока она не завершена. Это ведёт к потере начала голосового сообщения т.к. абонент может реально начать разговор до того, как его АС будет готова к передаче голоса. Поэтому ставится задача сведения времени сигнализации к минимуму. Она решается следующим способом:
- непрерывное повторение сигнальной информации во всё время передачи голоса,
- применение универсального идентификационного номера, что позволяет оперативно определять номер и входить в сеанс связи,
- идентификационный номер постоянно передаётся вместе с речевым сигналом, тогда как в системе предварительной сигнализации он посылается 1 раз,
- возможность применения группового идентификационного номера,
- применение синхронизации шифрования и сигналов тревоги,
Применение сигнальной информации для адаптации системы по мощности.
Абонентское оборудование цифровых ТСС.
Основными функциональными узлами цифровой мобильной станции являются:
* интерфейс пользователя;
* тракты приёма и передачи (ВЧ);
* тракты обработки цифровых сигналов речи, данных и сигнализации при приёме и передаче;
* тракт передачи сообщений.
Кодирование речи производится низкоскоростными вокодерами. Использование помехоустойчивых кодеков речи со скоростью 2,1 кбит/с в мобильных станциях позволяет эффективно минимизировать шумовой эффект в каналах и получать хорошее восстановление речи. При этом не ставится задача полного восстановления цифровой формы голоса, т.к. в этом случае потребуется значительное усложнение кодеков и скорости передачи данных по радиоканалу (соответственно расширения полосы используемых частот). Однако учитывая, что цифровые ТСС могут также использоваться в сетях связи общего пользования, некоторые из них имеют кодеки с более высоким качеством обработки речи.
Для уменьшения искажений информации при передаче применяется помехоустойчивое канальное кодирование.
В ряде моделей предусмотрено шифрование информации.
Характеристики цифровых транкинговых радиостанций
Рассмотрим характеристики нескольких серийно выпускаемых радиостанций стандарта Tetra.
Раздельная или одновременная передача голоса и данных;
Зоны радиопокрытия:
-Носимые 1Вт/3 Вт в городских условиях 5-7 км / 8-10 км.
- Автомобильные в городских условиях не мене 30 км.
SRP2000– носимая радиостанция для гражданского применения и служб общественной безопасности. Масса 199 г. Дуплекс – симплекс, Доступ к PABX/PSTN. Режимы DMO и TMO. Передача данных, статусных сообщений и SMS. Поддержка SIM – карты.
SRM1000– автомобильная радиостанция. 2 приёмника, GPS, интерфейс к сети управления автомобилем.
SRM2000 –автомобильная радиостанция. Поддержка режима IP передачи данных. Высокая степень защиты. 12 входов/выходов телеметрии. 2 порта RS232.
Табл. 17
Параметры | Радиостанции | ||
SRP1000 (носимая) | SRP2000 (носимая) | SRM2000 (автомобильная) | |
Частотный диапазон, (МГц) | 380-400,410-430, 450-470, 806-870 | 370-400, 400–433 440 –473 | 380-400,410-430, 450-470, 806-870 |
Мощность передатчика,(Вт) | 1/3 | ||
Чувствительность приёмника, (дБм) | - 112/103 | - 112/103 | - 112/103 |
Шифрование радиоинтерфейса | ТЕА1, ТЕА2 | ТЕА1, ТЕА2, ТЕА3 | |
Наличие GPS | вариант | имеется | |
Чувствительность приёмника GPS,(дБВт) | -185 | ||
Требования безопасности | Класс 3 ETS300392-7 | ||
Подготовка к работе, правила согласования приёмопередатчика и антенно-фидерного устройства автомобильных/базовых радиостанций, применяемое оборудование.
Подготовка радиостанций для работы в транкинговой системе заключается в следующем:
1. Установка модулей (для неспециализированных радиостанций; в специализированных радиостанциях модули установлены при производстве).
2. Программирование параметров и абонентских номеров (в профессиональных радиостанциях программирование при помощи программаторов, в коммерческих – вручную). Вводятся абонентские номера, разрешённые для работы каналы, приоритет, доступ в ТФОП и др.
Программирование GP-68 смотри в приложении.
3. Носимые радиостанции готовы к работе. Для автомобильных радиостанций необходимы монтажные работы и согласование АФУ.
При проверке согласования выявляются возможные дефекты кабеля (неоднородности, повреждения), его распайки в разъёмах, разгерметизация разъёмов и попадание в них влаги, а также качество настройки антенны. Штыревые автомобильные антенны узкополосные, в стадии поставки изготовлены на нижний предел указанного диапазона частот, поэтому после монтажа должны настраиваться (откусываться лишняя длина). Для этого необходим антенный анализатор типа SWR -121, или аналогичный. Вместо антенного анализатора можно использовать измеритель КСВ и мощности SX-400 производства Diamond или простой прибор CM-720. Прибор SX-400 может измерять падающую и отражённую мощность, имеет режим калибровки шкалы.
Контролируется центральная частота настройки по минимуму КСВ. Правильно настроенная антенна должна иметь КСВ на рабочей частоте не более 1,3 и не более 1,5 при расстройке +/- 1,5 МГц от центральной. Если указанных результатов получить не удаётся, изменить место расположения антенны, проверить качество монтажа.
КСВ необходимо измерять при минимальной и максимальной мощности передатчика.
Аналогично проводится проверка АФУ базовых станций.
Рис. 32Схема проверки КСВ и мощности
Вопросы самоконтроля
1. Сравните перечень услуг, предоставляемых абоненту в диспетчерских PMR,
транкинговых и сотовых сетях.
2. Сравните эффективность использования частот в диспетчерских PMR и транкинговых системах.
3. Сравните аналоговое и цифровое абонентское оборудование транкинговых систем.
4. Назовите основные технические характеристики цифровых абонентских терминалов.
5. В чём заключается подготовка к работе носимых радиостанций?
6. В чём заключается подготовка к работе автомобильных и стационарных радиостанций?
7. Поясните физический смысл параметров КСВ и КБВ. С какой величиной КСВ допускается эксплуатация оборудования?
8. Как правильно установить автомобильную антенну? Какие дефекты могут появиться при монтаже антенны, как их выявить?
9. Как программируются профессиональное и коммерческое оборудование профессионального диапазона частот?
10. Сравните скорости речевых кодеков в стандартах сотовой и транкинговой связи, как влияют на качество речевого кодирования принятые в этих направлениях связи скорости кодирования?
11. Какие методы множественного доступа (FDMA, TDMA, CDMA) применяются в известных Вам системах транкиноговой связи?