Схема наблюдения за взаимодействием учителя и учащихся на уроке
Печатается по:Схема наблюдения за взаимодействием учителя и учащихся на уроке // Практическая психология образования: Учебник для студ. высш. и ср. спец. учеб. заведений / Под ред. И.В.Дубровиной М., 1997. С. 449—452.
При применении метода наблюдения часто используются различные схемы, позволяющие лучше организовать его и в определенной степени структурировать получаемые с его помощью данные. Одной из таких схем является известная схема наблюдения Фландерса (Flanders N., 1970). Она очень распространена и часто используется для анализа взаимодействия педагога и учащихся во время всевозможных как классных, так и внеклассных занятий. Ниже эта схема приводится с некоторыми изменениями, связанными с адаптацией к условиям отечественной школы.
Удобство этой схемы, несмотря на ее внешнюю громоздкость, в том, что она позволяет регистрировать взаимодействие взрослого и детей на разных уровнях: по части или по всем категориям (без расшифровки характера, форм), одну или несколько категорий с расшифровкой и т.п. Схема может использоваться несколькими наблюдателями без разделения между ними функций и с их разделением (например, один фиксирует категории, относящиеся к учителю, другой — к ученикам), при наблюдении за классом в целом или за отдельными учениками. В зависимости от конкретных условий схема дополняется также символами расшифровки категорий: например, «9к» — учитель кричит, пытаясь добиться внимания, и т.п.
Учитель | Реакция на действия школьника | 1. Принятие и анализ отношения ученика к занятию, уроку. Выявляется отношение (позитивное или негативное) учащегося (учащихся) к уроку (занятию), настроение на уроке. Мягкая (принимающая) или жесткая (отвергающая) манера восприятия этого отношения, настроения, анализ его причин, напоминание о нем (положительное или отрицательное), прогнозирование его («Что-то вы слишком развеселились, как бы плакать не пришлось»; «Ты не хочешь этого делать потому, что у тебя не получается»). |
2. Похвала, одобрение или порицание ответа школьника,его поведения (не смешивать с оценкой!). Одобрительное покачивание головой, слова «Так…», «Продолжай», «Правильно» или противоположные действия и слова. | ||
3. Шутки, использование юмора. Доброжелательный, поддерживающий, снимающий напряжение или оскорбительный, унижающий характер. Обращена к одному учащемуся или ко всем детям и каким образом (поддерживает всех, одного за счет остальных, унижает одного, призывая остальных посмеяться над ним идр.). | ||
4. Принятие, отвержение или использование ответов, высказываний ученика. Педагог выявляет, дополняет, развивает или отвергает, показывает неправильность идей, мыслей, представлений школьника. Позитивная, нейтральная или негативная форма («Ты несешь чушь!Откуда ты это взял?!»; «Совершенно верно. А вы обратили внимание, что здесь…»). Педагог высказывается сам или обращается к классу («Кто может исправить, дополнить?»). Эта категория используется, когда речь идет о дополнении, но как только учитель переходит к собственному изложению материала, используется категория «рассказ учителя». | ||
5. Оценка ответа, работы школьника.Балльная, в виде высказывания; объяснение, почему поставлен тот или иной балл, содержательное или общее («Четыре. Надо было привести собственные примеры, а ты повторил те, которые давала я»; «Три. Мало стараешься») указание на прошлые заслуги и недостатки ученика, отсутствие объяснений («Садись. Три — Почему? — Еще я буду на уроке тратить время на объяснения»; «Четыре. Значит, можешь говорить. Почему всегда мямлишь?»). | ||
Учитель | Самостоя- тельные действия | 6. Вопросы учителя. Характер вопроса, обращенность, форма. 7. Рассказ учителя. Приведение фактов, их обоснование, цитирование источников, конкретность или абстрактность изложения и т.п. (Когда учитель задает вопрос по своему рассказу, используется категория 6). 8. Распоряжения, указания, приказы. Форма. 9. Критика, замечания, подтверждение собственных полномочий. Доброжелательное, нейтральное, жесткое высказывание, окрик или крик с целью изменить поведениеученика, объяснение, почему учитель этого требует, полная авторитарность. 10. Пауза, молчание. Цель, продолжительность, результативность. |
Ученик | Действия, побуждаемые учителем | 11. Ответ на вопрос учителя. Форма. Полнота. Свобода выражения собственных взглядов, идей. 12. Реакция на шутки учителя. 13. Реакция на похвалу и порицание со стороны учителя. 14. Реакция назамечания учителя. 15. Реакция на оценку. |
Ученик | Самостоя тельные действия | 16. Разговор с учителем по собственной инициативе.Форма, тематика, связь с выполняемым заданием, материалом урока. Выражение несогласия, оспаривание точки зрения педагога, дискуссионность и т.п. 17. Вопросы, задаваемые учителю. Характер. Содержание. Манера. Связь с материалом урока. 18. Дискуссия между учениками, проходящая как бы без участия учителя и не по его инициативе. Форма, манера обращения детей друг к другу. 19. Форма выражения своего отношения к уроку и учителю. 20. Молчание или замешательство ученика.Чем вызвано. Продолжительность. 21. Другие формы поведения, высказываний взрослых и детей. |
Примерные темы для написания рефератов
1. Психологические проблемы неуспеваемости школьников.
2. Обучение детей с задержкой психического развития.
3. Проблема соотношения обучения и развития в концепциях Л.С.Выготского и Ж.Пиаже.
4. Индивидуальный стиль деятельности: проблемы, исследования.
5. Психолого-педагогические аспекты труда учителя.
6. Психология профессионального развития личности учителя.
7. Сущность педагогического общения и его проблемы.
8. Психологические условия эффективности воспитательных технологий.
9. Психологические аспекты педагогических технологий.
10. «Зона ближайшего развития» в контексте проблемы соотношения обучения и развития (концепции Ж.Пиаже и Л.С.Выготского).
11. Сущность и различия рассудочно-эмпирического и научно-теоретического видов мышления, формируемых в обучении.
12. Дифференциация обучения как форма организации учебной деятельности школьников.
13. Внедрение дифференцированного подхода обучения в школу: формы, виды, концепции.
14. Индивидуализация обучения как организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
15. Проблема выявления одаренных детей: состояние, перспективы.
16. Основные психологические вопросы компьютеризации и информатизации учебного процесса.
17. Преимущества и недостатки компьютеризации образования.
18. Психология воспитания. Воспитание как целенаправленное формирование личности.
19. Психологические механизмы формирования личности. Воспитание и самовоспитание.
Тематика курсовых работ
1. Учет межличностных отношений в организации деятельности учащихся на уроках.
2. Формирование учебно-познавательной мотивации в условиях содержательной кооперации.
3. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках.
4. Создание проблемных ситуаций на уроках как условие организации мыслительной деятельности учащихся.
5. Влияние оценочной деятельности учителя на усвоение содержания учебного материала на уроках.
6. Особенности создания схемы ООД при изучении теоретического материала на уроках.
7. Выделение пооперационного состава действий как условие организации деятельности учащихся на уроках.
8. Реализация принципов проблемного обучения в условиях общеобразовательной школы.
9. Особенности организации взаимодействия учителя и учащихся на уроке.
10. Анализ педагогической компетентности студентов в ходе педагогической практики.
11. Учет индивидуальных особенностей личности учащихся в процессе обучения.
12. Трудности педагогического общения субъектов образовательного процесса.
13. Модель личности учителя в представлениях будущих педагогов.
14. «Генезис» метода клинической беседы в истории психолого-педагогических исследований.
15. Изучение умственного развития детей методом клинической беседы Жана Пиаже.
16. Метод планомерно-поэтапного формирования умственных действий в работе учителя.
17. Возможности метода проблемного обучения в формировании научных понятий у учащихся.
18. Психологические особенности индивидуального стиля педагогической деятельности учителя.
19. Проблемы учебного сотрудничества в работах педагогических психологов.
20. Психологические условия и средства воспитания направленности личности учащихся.
21. Психологические условия эффективности воспитательных технологий.
22. Диагностика готовности детей к учебной деятельности.
Вопросы к экзамену
1. Предмет, задачи и проблемы педагогической психологии.
2. Специфика методов педагогической психологии (сравнительный анализ методов ОП, ВП, СП).
3. Основные понятия психологии обучения: научение, обучение, учение, учебная деятельность.
4. Дидактические принципы сознательности и научности, их характеристика и психологический анализ.
5. Дидактические принципы научности и наглядности, их характеристика и психологический анализ.
6. Проблема взаимосвязи обучения и психического развития ребенка.
7. Ассоциативная теория обучения, ее исходные положения, влияние на практику обучения.
8. Аналитико-синтетическая теория обучения (анализ основных понятий).
9. Приемы учебной работы и приемы умственной деятельности, способы их формирования на различном предметном материале.
10. Обучаемость. Проблемы неуспеваемости школьников. Причина формализма в усвоении знаний.
11. Программированное обучение, его истоки, способы организации.
12. Проблемное обучение, его сущность, организация. Проблемная ситуация, ее основные характеристики. Этапы решения проблемы.
13. Психологический анализ опыта учителей-новаторов (Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталова, Е.Н.Ильина).
14. Исходные положения теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперина).
15. Учение о трех типах ориентировочной основы действия, его реализация в педагогической практике.
16. Понятие «схема ориентировочной основы действия», способы построения схем ООД (на предметном материале).
17. Психологические характеристики, первичные и вторичные.
18. Этапы формирования умственных действий (материальный и материализованный).
19. Этапы формирования умственных действий (внешнеречевой, внешней речи «про себя» и завершающий этап).
20. Предпосылки и исходные положения теории учебной деятельности.
21. Формирование основ теоретического мышления как цель учебной деятельности. Содержание, форма и способ усвоения теоретических понятий.
22. Учебная задача, ее сущность, отличие от конкретно-практической, условия построения.
23. Учебные действия как способ решения учебных задач. Их виды, характеристика.
24. Контрольно-оценочные действия. Виды контроля и оценки в учебной деятельности.
25. Коллективно-распределенные формы совместной деятельности учащихся, способы их организации.
26. Мотивы учебной деятельности, их виды, содержательные и динамические характеристики.
27. Сравнительный анализ традиционного и деятельностного подходов к учению.
28. Психологические аспекты оценочной деятельности педагога.
29. Психологический анализ урока (анализ организации деятельности учащихся и взаимоотношений учителя и учащихся на уроке).
30. Психологический анализ урока (анализ развития познавательных процессов учащихся и их внимания).
31. Психологический анализ урока (характеристика личностной сферы учащихся на уроке).
32. Развивающее обучение, его реализация в системах Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина—В.В.Давыдова.
33. Педагогическое общение, его сущность, функции, виды. Особенности общения в системе «учитель—ученик».
34. Понятие «техника педагогического общения», ее принципы.
35. Психология педагогической деятельности, ее структура, специфика деятельности учителя (с учетом специфики факультета).
36. Психология личности учителя. Проблема педагогических способностей, их сущность, виды.
37. Психология воспитания. Воспитание как управление формированием личности ребенка.
38. Психологические условия эффективности воспитания.
39. Психологические проблемы нравственного воспитания личности.
40. Воспитание и самовоспитание. Психологические условия самовоспитания.
Web-сайты в Интернете
1. www.ht.ru/on-line/dictionary/dictionary.php — электронная версия гипертекстового словаря методических терминов, содержит основные психологические понятия
2. psychol.ras.ru— сайт Института психологии РАН (ИП РАН)
3. www.dvgu.ru/psy— сайт Института психологии, педагогики и социальной работы ДВГУ (г.Владивосток)
4. www.i-u.ru/biblio — библиотека учебной и научной литературы Русского гуманитарного интернет-университета (электронные версии статей, книг)
5. psylib.kiev.ua — PSYLIB: психологическая библиотека Киевского фонда содействия развитию психической культуры
6. courier.com.ru/vp/; www.voppsy.ru— сайт журнала «Вопросы психологии»
7. infomag.mipt.rssi.ru/data/j091r.html — «Психологический журнал»: электронная версия.
8. psyedu.ru —электронная версия журнала «Психологическая наука и образование»
9. www.experiment.lv — сайт Педагогического центра «Эксперимент» Б.Зельцермана, г.Рига
10. www.psy.msu.ru/links/ — коллекция ссылок на официальном сайте факультета психологии МГУ
10. www.psychology.ru/links/ — коллекция ссылок на сайте Psychology.ru
11. www.psycho.all.ru/NLPlink.htm — ссылки на сайте Psychology Online Russia
12. www.nsu.ru/psych/internet/links/ — ссылки на сайте PsyberLink
13. vygotsky.ru/russian/link/rus/link2.htm — ссылки на сайте Vygotsky.ru
14. www.psychology.org — Энциклопедия психологии — ссылки на английские психологические сайты
15. www.flogiston.ru/links/frameset.html— ссылки на сайте «Флогистон»
16. dir.yahoo.com/Social_Science/Psychology/ — ссылки по психологии на Yahoo
17. psy.km.ru/ref.php3— ссылки на сайте «Психотерапия и консультирование»
18. www.list.ru/catalog/10199.html — каталог на Лист.ру.
ПРЕДИСЛОВИЕ......................................................................................................................... 3
Раздел I.... ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ.................................... 5
Тема 1... Становление педагогической психологии как науки.......................................... 5
Тема 2... Формирующие методы педагогической психологии......................................... 17
Раздел II... ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.............................. 30
Тема 1... Психологические проблемы труда учителя......................................................... 30
Тема 2... Педагогические способности (компетентности).
Коммуникативные способности учителя
в структуре педагогического общения................................................................ 39
Тема 3... Стиль педагогической деятельности.................................................................... 56
Тема 4... Технологии сотрудничества, их психологическое обоснование....................... 68
Раздел III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ....................................... 93
Тема 1... Воспитание как целенаправленное формирование личности.......................... 93
Тема 2... Психологические аспекты воспитательных технологий................................. 112
Раздел IV.. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ..................................................... 132
Тема 1... Проблема соотношения обучения и развития в психологии.
Подходы к ее решению........................................................................................ 132
Тема 2... Психологические теории учения........................................................................ 149
Тема 3... Особенности построения проблемных ситуаций в процессе обучения........ 177
Тема 4... Особенности построения схемы ООД в рамках теории
поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин)............. 197
Тема 5... Психологические основы развивающего обучения......................................... 208
Тема 6... Психологические основы дифференциации
и индивидуализации обучения........................................................................... 226
Тема 7... Психологические аспекты компьютеризации обучения.................................. 234
Тема 8... Психологический анализ урока в деятельности учителя................................. 255
ЛИТЕРАТУРА.......................................................................................................................... 264
ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................................................................................... 269
Учебное издание