Теоретические основы психологии

Психология как наука. Взаимоотношения души и тела: этические выводы.

Сознание как высшая ступень развития психики. Познавательные процессы личности. Эмоционально-волевая сфера.

Знаете ли вы психологию? Лучший учитель психологии - сама жизнь, и ее уроки каждый неплохо усваивает еще до того, как прочитает первую книгу о ней. Это знакомая незнакомка.

Слово «психология»используют в нескольких разных значениях. Наиболее распространенное: оно обозначает сложный и в то же время необыкновенно близкий каждому человеку мир явлений его внутренней жизни. В практике жи­вого общения люди постигают немало психологических законов. В каком-то смысле можно сказать, что каждый человек - психолог. Каждый из нас умеет различать настроения других людей, особенности их характера.

Психология относится к гуманитарным наукам, объектом исследований которых являются человек и общество.

Психология - это наука о психике, о закономерностях ее проявления и раз­вития. В переводе с древнегреческого (psyche - душа, logos - слово) психология означает «слово о душе». Наука о душе? Что это? В различные исторические эпохи ученые вкладывали в это слово разное содержание. По религиозному учению душа - это непостижимое, бесплотное, духовное начало, которое бог вдунул в сотворенное им из праха тело первого человека. При этом душа дана человеку, так сказать, во временное пользование: когда тело перестает сущест­вовать, душа «отлетает в мир иной».

Материалисты вкладывают в это слово совсем другое содержание. Оно употребляется как синоним слова «психика» для обозначения совокупности психических явлений, которые представляют собой свойство высокоорганизо­ванной материи.свойство мозга.

Учение о душе является, по выражению П.П.Блонского. «примитивной биологической гипотезой, и. по мере развития наших биологических знании, эта гипотеза обречена на исчезновение, поскольку ответ: «Живое существо ды­шит, растет, размножается и движется, потому что у него есть душа» - наивен и пуст для биолога XX века». (Блонский П.П. Избр. психологические произведе­ния. М.. 1964. с.34)

Одним из крупных представителей идеалистического взгляда на психику был Платон (428/427 - 347 г.г. до н.э.). Но его воззрения служили интересам ра­бовладельческого общества. Он ввел понятие о частях души, выделив в качестве таковых: а) разум,б) мужество, в) вожделение - и разместил их в различных час­тях тела (голове, груди, брюшной полости). Части души, учил Платон, распре­делены у людей неравномерно, и преобладание одной из них над другими опре­деляет принадлежность индивида к той или иной социальной группе. Так. про­стые труженики отличаются господством низшей части души - вожделения. Их извечный удел - служить аристократам, философам, у которых господствует ра­зумная,высшая часть души. Здесь ярко проступает классовая подоплека воззре-

ний Платона. Большое влияние имело его учение об «идеях» как вечных и неиз­менных сущностях, образующих незримый, но высший мир, лежащий по ту сто­рону природы. Разумная часть души причастна к этому миру до своего вселения в бренное тело. Попав в тело, она начинает вспоминать виденное до рождения. Чем ярче воспоминания, тем более истинное знание ей открывается.

Платон является родоначальником ДУАЛИЗМА, т.е. учения, трактующего материальное и духовное, тело и психику как два самостоятельных и антагони­стических начала.

Ученик Платона Аристотель возвратил психологическую мысль на естест­веннонаучную почву, на почву биологии и медицины. Труд Аристотеля «О ду­ше» свидетельствует о том, что психология к тому времени уже выделялась как своеобразная область знания. Ее успехи были обусловлены наблюдением, опи­санием и анализом конкретных жизненных проявлений как у животных, так и человека. Аристотель отстаивал опытный, объективный метод изучения ду­шевной деятельности. Аристотель впервые в истории человеческой мысли вы­двинул идею неразделимости души и живого тела. Душа не может делиться на части, но она проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной. Первая способность специфична для растений, вторая и третья - для животных, четвертая - для человека. Учение о растительной, животной и разумной душе вносило принцип развития: высшие способности возникают из низших и на их основе; в человеке представлены предшествующие уровни развития жизни и психики. По Аристотелю, возмож­ности, полученные от природы, организм реализует только посредством его собственной активности. Он выдвинул теорию о формировании характера в реальной деятельности. Справедливым и умеренным человек становится мере! частое повторение справедливых и умеренных действий.

Длительный период времени психологическая наука как бы «топталась на месте», давая возможность каждому выбирать между идеалистическим и естест­веннонаучным подходами к изучению «души».

Новое время, особенно XII век открывает новую эпоху в развитии биоло­гических и психологических знаний. Коренной переворот происходит во взгля­дах как на тело, так и на душу. Тело предстает в виде машины, устроенной на тех же началах, которые лежат в основе технических конструкций, и. стало быть, так же, как и они, не нуждающейся в регуляции со стороны души. С этой идеей было тесно связано открытие французским ученым Декартом (1596-1650) рефлекторной природы поведения. Так зародилось понятие о рефлексе как за­кономерном ответе организма на внешнее воздействие. (Латинское слово «рефлекс» означает отражение).

Нидерландский ученый, философ-материалист Спиноза (1632-1677). был страстным защитником идеи единства мира, он считал сознание ничуть не менее реальным, чем протяженную материю. «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей» - гласила одна из теорем его главного произведения «Этика». И тела, и их идеи включены в один и тот же железный порядок приро­ды.

Крупнейший немецкий мыслитель XVII века Лейбниц (1646-171 16), впервые в истории науки выдвинул понятие о бессознательной психике

Английский философ и педагог Джон Локк (1632-1704) считается родона­чальником эмпирической (опытной) психологии.

XVIII век ознаменовался новыми крупными достижениями в исследовании нервной системы. Складывается представление о том, что психика должна мыс­литься не по образцу механического движения, а по образцу других жизненных функций организма. Созревает учение о психике как функции мозга. Оно было выдвинуто французскими материалистами XVIII века, которые доказывали, что начальным моментом процесса мышления являются поступающие извне впе­чатления, конечным - выражение мысли в слове или жесте, а между этими дву­мя моментами совершаются неизвестные нервные процессы в мозгу. Мнение о том. что организму свойственны два разряда движений произвольные (сознательные) и непроизвольные (бессознательные, рефлекторные), становится в первой половине прошлого века общепринятым.

Эксперименты биолога Пфлюгера в 50-х годах прошлого века показали, что понятие о рефлексе оказывается бессильным не только перед объяснением поведения человека, но и животных, способных активно приспосабливаться к окружающим условиям. Многочисленные факты заставили сомневаться в том что все поведение можно объяснить понятием о рефлексе. Вместе с тем в этом понятии содержалась ценная идея, согласно которой активность организма оп­ределяется материальными влияниями на материальный орган. Отбросить эту идею значило возвратиться к старому представлению о душе как двигателю те-лп. В науке сложилась сложная ситуация: с одной стороны, только понятие о рефлексе давало причинное объяснение активности живых существ, с другой стороны, наблюдение за этой активностью показывало, что из простой меха­нической связи нервов вывести ее невозможно.

Выход ш этого тупика был найден во второй половине XIX века выдаю­щимся русским ученым И.М.Сеченовым (1829-1905).

В работе «Рефлексы головного мозга»(1863) И.М.Сеченов пришел к выво­ду, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхож­дения суть рефлексы».

И.М.Сеченов указывал, что неправомерно обособлять мозговое звено рефлекса от его естественного начала (воздействия на органы чувств) и конца (ответного движения). Рождаясь в целостном рефлекторном акте, будучи его продуктом, психическое явление вместе с тем выступает в качестве фактора, ко­торый предваряет собой исполнительный результат (действие, движение).

В чем же заключается роль психических процессов? Это функция Сигнала или Регулятора, который приводит действие в соответствие с изменяющимися условиями и тем самым обеспечивает полезный, приспособительный эффект. Психическое является регулятором ответной деятельности, разумеется, не само по себе, а как свойство, функция соответствующих отделов мозга, куда течет. где хранится и перерабатывается информация о внешнем мире.

В рефлекторный акт таким образом, включаются знания человека, пред­ставления об окружающем, т.е. все богатство индивидуального опыта.

Психические явления - это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние ( состояния организма как физиологической системы) воздействия. Психические явления - это постоянные регуляторы деятельности, возникающие

в ответ на раздражения, которые действуют сейчас ( ощущения, восприятия) или были когда-то, т.е. в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия и предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение), усиливающие или ослабляющие, вообще активизирующие деятельность под влиянием одних воздействий и тормозящие ее под влиянием других (чувства и воля), обнаруживающие различие в поведении людей (темперамент, характер и т.п.).

Все эти психические процессы свойственны конкретному человеку, субъек­ту, который познает, общается, действует в окружающем мире, человеку, кото­рый есть сын своего времени, член данного общества, личность.

Душа, психика - это внутренний мир личности, который возникает в про­цессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе ак­тивного отражения этого мира. Вкладывают и другое содержание: способность человека к сочувствию, сопереживанию, его умению поставить себя на место другого, радоваться и страдать.

Психика - субъективный образ объективного мира, отражение действи­тельности в мозгу.

Психологией называют не только науку о психических процессах и свойст­вах личности, но и совокупность тех явлений, которые изучают. «У каждого своя психология». В этих словах - особенности психики отдельного человека или группы людей.

Психология - это познание человечеством своей собственной природы. Субъект и объект исследования при этом совпадает.

Наличие психики позволяет строить последовательную программу дейст­вий и производить операции сначала во внутреннем плане (например, осущест­влять перебор возможных вариантов поведения) и только потом действовать.

Возникнув в процессе биологической эволюции как особый аппарат управления поведением, психика человека становится качественно иной. Под воздействием законов общественной жизни организмы преобразуются в лично­сти, каждая из которых несет на себе печать исторической обстановки, ее сформировавшей. Соответственно и поведение человека приобретает личност­ный характер.

Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует СОЗНАНИЕ. Это высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. Сознание есть не что иное, как осознанное бытие. Человеческое сознание включает в себя сово­купность знаний об окружающем нас мире.

В структуру сознания входят: важнейшие познавательные процессы, с по­мощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих про­цессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отраже­нии воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувствен­ная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память

позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно стано­вится расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое разли­чение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Человек, единственный среди живых существ способен осуществлять самопо­знание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя.

Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятель­ности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые ре­шения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы.

Четвертая характеристика - включение в его состав определенного отно­шения. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отраже­ние сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений.

Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является ЯЗЫК.

Низший уровень психики образует БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ: (подсознательное). Бессознательное представляет собой такую форму отраже­ния действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях. утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения): ответные реакции, которые вызываются неошущаемыми, но 'реально воздействующими раздражителями: движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые: некоторые побуждения к деятельности, в которых от­сутствует сознание цели, и др.

Итак, по мере развития психологической науки объектом изучения стала не сама душа, а ее проявления, так называемые «душевные», или психические, явления. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: психи­ческие процессы, психические свойства личности и психические состояния.

Психические процессы - это разные формы субъективного отражения объ­ективной действительности. Психические процессы называют также психиче­скими функциями. С помощью психических процессов (функций) осуществля­ются познание окружающего мира, усвоение знаний и навыков, обучение и дея­тельность. Различают следующие основные виды психических процессов: ощу­щение, восприятие, память, представления, воображение, мышление, речь, чув-ства(эмоции), воля, которые группируются в три основных класса - познава­тельные, эмоциональные и волевые.

Психические свойства - это индивидуально-психологические особенности личности, которые отличают людей друг от друга, определяют их типологиче­ские и индивидуальные различия. К психическим свойствам относят темпера­мент, характер, способности, потребности и мотивы.

Психические состояния характеризуют временную динамику психической деятельности Это важная сторона внутреннего мира человека, оказывающая существенное влияние на успешность обучения и деятельности. Например, тре­вожность, возбуждение, усталость и апатия значительно влияют на производи­тельность труда.Выделяют утомление, эмоциональное напряжение(стресс). мо-нотонию, другие психические состояния.

Все психические явления тесно взаимосвязаны. Так, психические процессы всегда протекают на фоне определенных психических состояний, а индивиду­альные различия в течение психических процессов выступают в качестве харак­теристик психических свойств.

Психологическая наука на современном этапе развития представляет собой сложную и разветвленную систему научных дисциплин. В настоящее время можно выделить следующие направления психологии:

- общая психология,содержанием которой являются общие закономерно­
сти психической деятельности взрослого нормального человека, основные
принципы науки, ее методы, система понятий, обобщенная и абстрагированная
на основе исследований, проведенных в различных отраслях психологии;

- возрастая психология,изучающая закономерности психического разви­
тия человека, процесс становления различных психических процессов и психи­
ческих свойств личности. Ее задачей является раскрытие возрастных особенно­
стей, установление закономерностей переходов от одного возраста к другому:

- педагогическая психология,исследующая психологические основы обу­
чения и воспитания, а также вопросы взаимоотношений учителя и учащихся:

- психология труда, занимающаяся исследованием психологических основ
трудовой деятельности, изучающая профессионально важные качества лично­
сти применительнок той или иной специальности, вопросы научной организа­
циитруда, исследующая психологические основы повышения производитель­
ности труди и отношений в трудовом коллективе.

- инженерная психология.Один из разделов психологии труда. Исследует
вопрос о взаимодействии человека с машиной, причем главным образом в ус­
ловиях высокой степени механизации и автоматизации производства, в авто­
матизированных системах управления.

- социальная психология.Изучает психические проявления различных со­
циальных общностей: групп, коллективов (их настроения, общественное мне­
ние, подражание и т.д.), характер взаимоотношений людей в группах и коллек­
тивах, положение личности в ней. Внимание к социальной психологии посто­
янно возрастает.

- психология деловых отношений- сравнительно молодая отрасль психо­
логической науки, возникшая как безусловная необходимая область исследова­
ния в процессе современного преобразования социального, политического и
производственного уклада жизни.

- патопсихологияисследует разные формы нарушения нормальной психи­ческой деятельности людей, различные нарушения нормального психического развития.

Наука психология использует различные методы изучения психической деятельности человека. Выбор того или иногометода обычно определяется за­дачами, которые ставятся в исследовании.

Существуют методы: наблюдения, эксперимента (лабораторный и естест­венный), беседы, метод изучения продуктов деятельности, анкетирование, тес­ты, моделирование.

Наши рекомендации