Теоретические основы психологии
Психология как наука. Взаимоотношения души и тела: этические выводы.
Сознание как высшая ступень развития психики. Познавательные процессы личности. Эмоционально-волевая сфера.
Знаете ли вы психологию? Лучший учитель психологии - сама жизнь, и ее уроки каждый неплохо усваивает еще до того, как прочитает первую книгу о ней. Это знакомая незнакомка.
Слово «психология»используют в нескольких разных значениях. Наиболее распространенное: оно обозначает сложный и в то же время необыкновенно близкий каждому человеку мир явлений его внутренней жизни. В практике живого общения люди постигают немало психологических законов. В каком-то смысле можно сказать, что каждый человек - психолог. Каждый из нас умеет различать настроения других людей, особенности их характера.
Психология относится к гуманитарным наукам, объектом исследований которых являются человек и общество.
Психология - это наука о психике, о закономерностях ее проявления и развития. В переводе с древнегреческого (psyche - душа, logos - слово) психология означает «слово о душе». Наука о душе? Что это? В различные исторические эпохи ученые вкладывали в это слово разное содержание. По религиозному учению душа - это непостижимое, бесплотное, духовное начало, которое бог вдунул в сотворенное им из праха тело первого человека. При этом душа дана человеку, так сказать, во временное пользование: когда тело перестает существовать, душа «отлетает в мир иной».
Материалисты вкладывают в это слово совсем другое содержание. Оно употребляется как синоним слова «психика» для обозначения совокупности психических явлений, которые представляют собой свойство высокоорганизованной материи.свойство мозга.
Учение о душе является, по выражению П.П.Блонского. «примитивной биологической гипотезой, и. по мере развития наших биологических знании, эта гипотеза обречена на исчезновение, поскольку ответ: «Живое существо дышит, растет, размножается и движется, потому что у него есть душа» - наивен и пуст для биолога XX века». (Блонский П.П. Избр. психологические произведения. М.. 1964. с.34)
Одним из крупных представителей идеалистического взгляда на психику был Платон (428/427 - 347 г.г. до н.э.). Но его воззрения служили интересам рабовладельческого общества. Он ввел понятие о частях души, выделив в качестве таковых: а) разум,б) мужество, в) вожделение - и разместил их в различных частях тела (голове, груди, брюшной полости). Части души, учил Платон, распределены у людей неравномерно, и преобладание одной из них над другими определяет принадлежность индивида к той или иной социальной группе. Так. простые труженики отличаются господством низшей части души - вожделения. Их извечный удел - служить аристократам, философам, у которых господствует разумная,высшая часть души. Здесь ярко проступает классовая подоплека воззре-
ний Платона. Большое влияние имело его учение об «идеях» как вечных и неизменных сущностях, образующих незримый, но высший мир, лежащий по ту сторону природы. Разумная часть души причастна к этому миру до своего вселения в бренное тело. Попав в тело, она начинает вспоминать виденное до рождения. Чем ярче воспоминания, тем более истинное знание ей открывается.
Платон является родоначальником ДУАЛИЗМА, т.е. учения, трактующего материальное и духовное, тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала.
Ученик Платона Аристотель возвратил психологическую мысль на естественнонаучную почву, на почву биологии и медицины. Труд Аристотеля «О душе» свидетельствует о том, что психология к тому времени уже выделялась как своеобразная область знания. Ее успехи были обусловлены наблюдением, описанием и анализом конкретных жизненных проявлений как у животных, так и человека. Аристотель отстаивал опытный, объективный метод изучения душевной деятельности. Аристотель впервые в истории человеческой мысли выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа не может делиться на части, но она проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной. Первая способность специфична для растений, вторая и третья - для животных, четвертая - для человека. Учение о растительной, животной и разумной душе вносило принцип развития: высшие способности возникают из низших и на их основе; в человеке представлены предшествующие уровни развития жизни и психики. По Аристотелю, возможности, полученные от природы, организм реализует только посредством его собственной активности. Он выдвинул теорию о формировании характера в реальной деятельности. Справедливым и умеренным человек становится мере! частое повторение справедливых и умеренных действий.
Длительный период времени психологическая наука как бы «топталась на месте», давая возможность каждому выбирать между идеалистическим и естественнонаучным подходами к изучению «души».
Новое время, особенно XII век открывает новую эпоху в развитии биологических и психологических знаний. Коренной переворот происходит во взглядах как на тело, так и на душу. Тело предстает в виде машины, устроенной на тех же началах, которые лежат в основе технических конструкций, и. стало быть, так же, как и они, не нуждающейся в регуляции со стороны души. С этой идеей было тесно связано открытие французским ученым Декартом (1596-1650) рефлекторной природы поведения. Так зародилось понятие о рефлексе как закономерном ответе организма на внешнее воздействие. (Латинское слово «рефлекс» означает отражение).
Нидерландский ученый, философ-материалист Спиноза (1632-1677). был страстным защитником идеи единства мира, он считал сознание ничуть не менее реальным, чем протяженную материю. «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей» - гласила одна из теорем его главного произведения «Этика». И тела, и их идеи включены в один и тот же железный порядок природы.
Крупнейший немецкий мыслитель XVII века Лейбниц (1646-171 16), впервые в истории науки выдвинул понятие о бессознательной психике
Английский философ и педагог Джон Локк (1632-1704) считается родоначальником эмпирической (опытной) психологии.
XVIII век ознаменовался новыми крупными достижениями в исследовании нервной системы. Складывается представление о том, что психика должна мыслиться не по образцу механического движения, а по образцу других жизненных функций организма. Созревает учение о психике как функции мозга. Оно было выдвинуто французскими материалистами XVIII века, которые доказывали, что начальным моментом процесса мышления являются поступающие извне впечатления, конечным - выражение мысли в слове или жесте, а между этими двумя моментами совершаются неизвестные нервные процессы в мозгу. Мнение о том. что организму свойственны два разряда движений произвольные (сознательные) и непроизвольные (бессознательные, рефлекторные), становится в первой половине прошлого века общепринятым.
Эксперименты биолога Пфлюгера в 50-х годах прошлого века показали, что понятие о рефлексе оказывается бессильным не только перед объяснением поведения человека, но и животных, способных активно приспосабливаться к окружающим условиям. Многочисленные факты заставили сомневаться в том что все поведение можно объяснить понятием о рефлексе. Вместе с тем в этом понятии содержалась ценная идея, согласно которой активность организма определяется материальными влияниями на материальный орган. Отбросить эту идею значило возвратиться к старому представлению о душе как двигателю те-лп. В науке сложилась сложная ситуация: с одной стороны, только понятие о рефлексе давало причинное объяснение активности живых существ, с другой стороны, наблюдение за этой активностью показывало, что из простой механической связи нервов вывести ее невозможно.
Выход ш этого тупика был найден во второй половине XIX века выдающимся русским ученым И.М.Сеченовым (1829-1905).
В работе «Рефлексы головного мозга»(1863) И.М.Сеченов пришел к выводу, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы».
И.М.Сеченов указывал, что неправомерно обособлять мозговое звено рефлекса от его естественного начала (воздействия на органы чувств) и конца (ответного движения). Рождаясь в целостном рефлекторном акте, будучи его продуктом, психическое явление вместе с тем выступает в качестве фактора, который предваряет собой исполнительный результат (действие, движение).
В чем же заключается роль психических процессов? Это функция Сигнала или Регулятора, который приводит действие в соответствие с изменяющимися условиями и тем самым обеспечивает полезный, приспособительный эффект. Психическое является регулятором ответной деятельности, разумеется, не само по себе, а как свойство, функция соответствующих отделов мозга, куда течет. где хранится и перерабатывается информация о внешнем мире.
В рефлекторный акт таким образом, включаются знания человека, представления об окружающем, т.е. все богатство индивидуального опыта.
Психические явления - это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние ( состояния организма как физиологической системы) воздействия. Психические явления - это постоянные регуляторы деятельности, возникающие
в ответ на раздражения, которые действуют сейчас ( ощущения, восприятия) или были когда-то, т.е. в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия и предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение), усиливающие или ослабляющие, вообще активизирующие деятельность под влиянием одних воздействий и тормозящие ее под влиянием других (чувства и воля), обнаруживающие различие в поведении людей (темперамент, характер и т.п.).
Все эти психические процессы свойственны конкретному человеку, субъекту, который познает, общается, действует в окружающем мире, человеку, который есть сын своего времени, член данного общества, личность.
Душа, психика - это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира. Вкладывают и другое содержание: способность человека к сочувствию, сопереживанию, его умению поставить себя на место другого, радоваться и страдать.
Психика - субъективный образ объективного мира, отражение действительности в мозгу.
Психологией называют не только науку о психических процессах и свойствах личности, но и совокупность тех явлений, которые изучают. «У каждого своя психология». В этих словах - особенности психики отдельного человека или группы людей.
Психология - это познание человечеством своей собственной природы. Субъект и объект исследования при этом совпадает.
Наличие психики позволяет строить последовательную программу действий и производить операции сначала во внутреннем плане (например, осуществлять перебор возможных вариантов поведения) и только потом действовать.
Возникнув в процессе биологической эволюции как особый аппарат управления поведением, психика человека становится качественно иной. Под воздействием законов общественной жизни организмы преобразуются в личности, каждая из которых несет на себе печать исторической обстановки, ее сформировавшей. Соответственно и поведение человека приобретает личностный характер.
Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.
Высший уровень психики, свойственный человеку, образует СОЗНАНИЕ. Это высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. Сознание есть не что иное, как осознанное бытие. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире.
В структуру сознания входят: важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память
позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Человек, единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя.
Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы.
Четвертая характеристика - включение в его состав определенного отношения. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений.
Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является ЯЗЫК.
Низший уровень психики образует БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ: (подсознательное). Бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях. утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения.
В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения): ответные реакции, которые вызываются неошущаемыми, но 'реально воздействующими раздражителями: движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые: некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др.
Итак, по мере развития психологической науки объектом изучения стала не сама душа, а ее проявления, так называемые «душевные», или психические, явления. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: психические процессы, психические свойства личности и психические состояния.
Психические процессы - это разные формы субъективного отражения объективной действительности. Психические процессы называют также психическими функциями. С помощью психических процессов (функций) осуществляются познание окружающего мира, усвоение знаний и навыков, обучение и деятельность. Различают следующие основные виды психических процессов: ощущение, восприятие, память, представления, воображение, мышление, речь, чув-ства(эмоции), воля, которые группируются в три основных класса - познавательные, эмоциональные и волевые.
Психические свойства - это индивидуально-психологические особенности личности, которые отличают людей друг от друга, определяют их типологические и индивидуальные различия. К психическим свойствам относят темперамент, характер, способности, потребности и мотивы.
Психические состояния характеризуют временную динамику психической деятельности Это важная сторона внутреннего мира человека, оказывающая существенное влияние на успешность обучения и деятельности. Например, тревожность, возбуждение, усталость и апатия значительно влияют на производительность труда.Выделяют утомление, эмоциональное напряжение(стресс). мо-нотонию, другие психические состояния.
Все психические явления тесно взаимосвязаны. Так, психические процессы всегда протекают на фоне определенных психических состояний, а индивидуальные различия в течение психических процессов выступают в качестве характеристик психических свойств.
Психологическая наука на современном этапе развития представляет собой сложную и разветвленную систему научных дисциплин. В настоящее время можно выделить следующие направления психологии:
- общая психология,содержанием которой являются общие закономерно
сти психической деятельности взрослого нормального человека, основные
принципы науки, ее методы, система понятий, обобщенная и абстрагированная
на основе исследований, проведенных в различных отраслях психологии;
- возрастая психология,изучающая закономерности психического разви
тия человека, процесс становления различных психических процессов и психи
ческих свойств личности. Ее задачей является раскрытие возрастных особенно
стей, установление закономерностей переходов от одного возраста к другому:
- педагогическая психология,исследующая психологические основы обу
чения и воспитания, а также вопросы взаимоотношений учителя и учащихся:
- психология труда, занимающаяся исследованием психологических основ
трудовой деятельности, изучающая профессионально важные качества лично
сти применительнок той или иной специальности, вопросы научной организа
циитруда, исследующая психологические основы повышения производитель
ности труди и отношений в трудовом коллективе.
- инженерная психология.Один из разделов психологии труда. Исследует
вопрос о взаимодействии человека с машиной, причем главным образом в ус
ловиях высокой степени механизации и автоматизации производства, в авто
матизированных системах управления.
- социальная психология.Изучает психические проявления различных со
циальных общностей: групп, коллективов (их настроения, общественное мне
ние, подражание и т.д.), характер взаимоотношений людей в группах и коллек
тивах, положение личности в ней. Внимание к социальной психологии посто
янно возрастает.
- психология деловых отношений- сравнительно молодая отрасль психо
логической науки, возникшая как безусловная необходимая область исследова
ния в процессе современного преобразования социального, политического и
производственного уклада жизни.
- патопсихологияисследует разные формы нарушения нормальной психической деятельности людей, различные нарушения нормального психического развития.
Наука психология использует различные методы изучения психической деятельности человека. Выбор того или иногометода обычно определяется задачами, которые ставятся в исследовании.
Существуют методы: наблюдения, эксперимента (лабораторный и естественный), беседы, метод изучения продуктов деятельности, анкетирование, тесты, моделирование.