Методические указания для студентов

Тетрадь для практических работ по ПСИХОЛОГИИ

Студента(ки) группы____________________________

ФИО__________

Содержание

1. Методические указания для студентов ……………………………….3 - 4

2. Разделы тетради для практических работ по психологии ……………5

3. Мой психологический портрет …………………………………………6

4. Тема «Методы психологического исследования» ……………………7 - 8

5. Тема «Психика. Сознание и самосознание» …………………………. 8 – 10

6. Тема «Деятельность как способ существования» ……………………10 – 11

7. Тема «Человек как индивид. Темперамент как характеристика

индивидных свойств человека» …………………………………………12 – 15

8. Тема «Человек как личность. Характер» ……………………………..15 – 21

9. Тема «Способности и задатки» ………………………………………. 21 – 23

10. Тема «Эмоции» ………………………………………………………. 26 – 27

11. Тема «Воля» ………………………………………………………….. 27 – 28

12. Тема «Внимание» ……………………………………………………. 29 – 31

13. Тема «Ощущение и восприятие» …………………………………… 31 – 32

14. Тема «Память» ………………………………………………………. 33 – 35

15. Тема «Мышление» …………………………………………………… 35 – 37

16. Тема «Воображение» ………………………………………………… 37 – 38

17. Оценочный лист ……………………………………………………….40

19. Заключение …………………………………………………………….41 – 42

20. Используемая и дополнительная литература ………………………..43

Методические указания для студентов

Практические работы по общей психологии проводятся на основе изученного теоретического материала по следующим разделам: введение в психологию, человек как индивид и личность, психические процессы.

Практические работы по психологии, организуемые с помощью данного учебного пособия, представляют собой аудиторную или внеаудиторную самостоятельную работу, включающую выполнение диагностических измерений и выполнение заданий репродуктивного, поискового и творческого характера. Задания к практическим работам по общей психологии составлены на основе рабочей программы по психологии.

Основная цель практических работ: способствовать развитию интереса к психологии, формированию психологического мышления, практических и исследовательских умений и навыков, а главное, формированию психолого-педагогической компетентности.

Результатом данной работы должно быть:

- более глубокое знание самого себя и других людей;

- умение пользоваться психологической информацией;

- овладение приёмами саморегуляции, межличностного взаимодействия;

- умение разрабатывать психологические рекомендации;

- отношение к другому человеку как к самостоятельной, равноценной, уникальной личности.

Тетрадь для практических работ по общей психологии включает следующие разделы: «познай себя», практические задания, «будущему учителю», рефлексию.

Работа по каждому из разделов ставит определённые учебные задачи:

1. «Познай себя» - Мой психологический портрет

Учебная задача: познание самого себя с помощью диагностических методик и составление своего психологического портрета.

2. Практические задания

Учебная задача: применение теоретических положений на практике и формирование психологического мышления, практических умений и навыков.

3. Рефлексия

Учебная задача: анализ собственного отношения, чувств, мыслей, поведения, действий, опыта.

Технология работы по тетради следующая:

1. В конце изучения темы по общей психологии на занятии (или дома) вам предлагается выполнить диагностический(е) тест(ы), результат которого(ых) заносится в таблицу «Мой психологический портрет»и обсуждается на занятии.

2. Затем на занятии или дома, получив соответствующие инструкции, выполняете практические задачи или задания.

Практикумы включают учебные задания различного типа: задания на актуализацию психологических явлений; задания на распознавание психологических явлений; задания на прогнозирование наступления возможных явлений, поведения, реакций человека; задания на актуализацию личной субъективной картины психических явлений; задания на проектирование возможных способов действия в данной ситуации, способов достижения заданных целей; задания на разработку психологических рекомендаций по способам обращения с человеком.

Результаты работы фиксируются в тетради (практической или лекционной) и обсуждаются на занятии.

3. В заключение работы по данной теме (иногда в начале изучения темы) проводится рефлексия по заданным формулировкам или же в свободной форме.

«Кто воздвигнет тебя к небесам?

- Только сам

Кто низвергнет тебя с высоты?

- Только ты

Где куются ключи к твоей горькой судьбе?

- Лишь в тебе

Чем расплатишься ты за проигранный бой?

- Лишь собой!»

Разделы тетради для практических работ по психологии:

I. ۞ «Познай себя» - Мой психологический портрет

II. ☼ Практические задания

III. ♥ Рефлексия

Золотая россыпь мудрости:

ü «Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей»

Н.Г. Чернышевский

ü «Только неглубокие люди знают себя до самых глубин»

О.Уайль

ü «Самое сложное для человеческого существа познать и изменить себя»

А.Адлер

ü «Человек должен знать своё «я» и знать, что ведёт его к величию или низости, к стыду или чести, к богатству или бедности»

Восточная мудрость

ü «Если тебе нужна рука помощи, ищи её на конце собственной руки»

Восточная мудрость

ü «Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, кем он является потенциально»

Э.Фромм

ü «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным»

Сенека

ü «Если ты знаешь средство укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок, - значит ты воспитатель»

Ш. Летурно

ü «Дари себя детям! Знай, к чему стремишься. Постоянно ищи в ребёнке богатство его души! Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребёнке!»

Ш.А. Амонашвили

۞ «Познай себя»

Наши рекомендации