Тема 1.8. Развитие способностей у детей
В развитии способностей, выделяют следующие уровни: задатки, способности, одаренность, мастерство, талант, гениальность
Тема 1.10. Понятие о личности. Формирование личности.
Человек – общественное существо. Устойчивость свойств личности. Единство личности - устойчивость личности. Общественная природа личности.
Различные концепции развития личности. Решающая роль обучения и воспитания в процессе формирования личности. Роль общественно-полезного труда в развитии личности.
Направленность личности. Потребности и мотивы. Интересы, как познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным отношением к ним. Характеристика интересов по содержанию, широте, глубине, устойчивости, действенности. Идеалы и убеждения
Тема 1. 10. Понятие о деятельности. Основные виды деятельности.
Деятельность — категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Человек как личность ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности. Основные виды деятельности: игра, труд и учеба.
Тема 1.12. Общение.
Общение как психологическая категория: взаимодействие субъектов как коммуникативный процесс. Коммуникативная сторона общения как установление и развитие контактов и связей между людьми. Суть построения процесса общения и его интерактивные формы. Коллектив. Группа — это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например классовой принадлежности, наличия и характера совместной деятельности, особенностей организации и т. д. Соответственно строится и классификация групп: группы малые и большие, которые в свою очередь подразделяются на реальные (контактные) и условные, формальные (официальные) группы и неформальные (неофициальные), различного уровня развития — развитые (коллективы) и недостаточно или низкоразвитые группы (ассоциации, корпорации, диффузные группы).
Тема 1.13. Группа и ее виды
Социометрическое исследование студенческой группы.
Социометрическая структура группы представляет собой совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе межличностных отношений. Система межличностных отношений включает в себя совокупность симпатий и антипатий, предпочтений и отвержений всех членов группы.
Социометрический метод исследования группы позволяет выявить
важнейшие социометрические характеристики группы:
-социометрический статус членов группы;
-взаимность эмоциональных предпочтений;
-наличие устойчивых групп межличностного предпочтения;
-характер отвержений в группе.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО 1 РАЗДЕЛУ
1. Научное и житейское понимание психических явлений.
2. Связь, современной педагогической практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в различных отраслях психологии.
3. Моделирование как метод психологических исследований.
4. Критический анализ рефлекторного объяснения поведения человека и его психических процессов.
5. Мозг и психика: связь основных структур мозга с
психическими процессами и состояниями человека.
6. Роль коры головного мозга подкорковых структур в управлении психическими процессами и состояниями.
Раздел II. Познавательные процессы
Тема 2. 1. Внимание.
Понятие о внимании. Внимание как направленность и сосредоточенность со-знания на определённых объектах или деятельности при отвлечении от всего остального.
Внешние признаки внимания.
Значение внимания в жизни человека, в учебной и трудовой деятель-ности.
Физиологические основы внимания.
Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизволь-ное. Условия появления и сохранения непроизвольного внимания: сила и неожиданность, новизна, необычность, контрастность, подвижность раздражителя. Зависимость непроизвольного внимания от интереса, чувств, потребностей, прошлого опыта. Условия произвольного внимания: Осознание долга и обязанности, чёткое понимание конкретной задачи, привычные условия работы, косвенные интересы. Условия появления послепризвольного внимания: творческие задания.
Основные свойства внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем внимания, распределение внимания.
Недостатки внимания: рассеянность, малый объём, инертность.
Тема 2.2 Развитие внимания у детей.
Воспитание внимания у школьников. Учёт возрастных особенностей внимания. Тренировка волевого усилия. Закалка внимания. Чёткая организация урока, оптимальный темп, условия для самостоятельной, творческой деятельности. Специальные дидактические игры на внимание Развитие наблюдательности. Учёт индивидуальных особенностей внимания детей.