Нарушение семейных взаимоотношений, как фактор развития гиперактивности у детей дошкольного возраста

Проблема гиперактивности уже давно изучается психологами, психиатрами и невропатологами. Все больше родителей обращаются к психологу детского сада с проблемой гиперактивности своего ребенка.

Причины возникновения гиперактивности окончательно не выяснены, несмотря на значительное число исследований в данном направлении. [7]

Причины гиперактивности очень разнообразны и могут объясняться биологическими, психологическими, физиологическими факторами, а также издержками воспитания. [8]

Причины возникновения гиперактивности у детей кроются в неблагоприятных факторах во время протекания беременности:

- угроза прерывания;

- гипоксия плода;

- курение;

- неправильное питание;

- стрессы.

У ребенка может развиться синдром гиперактивности в результате неблагоприятных факторов при родах:

- недоношенность (рождение крохи до 38-й недели);

- стимуляция родов;

- стремительные роды;

- затяжные роды.

Причины гиперактивности могут быть в совершенно иных факторах:

- наличие у ребенка неврологическихзаболеваний;

- большая разница в возрасте родителей;

- отравление свинцом;

- плохой рацион ребенка;

- наследственность;

- материальное состояние семьи;

- дефицит внимания;

- социально–психологические проблемы (неблагоприятный микроклимат в семье, отсутствие одного из родителей, алкоголизм родителей, плохие условия проживания, неправильная линия воспитания (чрезмерная требовательность и строгость, либо, наоборот, излишняя опека) [25]

По мнению многих исследователей, важную роль в формировании гиперактивности играют социально-психологические факторы, в том числе внутрисемейные и внесемейные. Влияние биологических факторов, имеет решающее значение в младшем возрасте, но затем возрастает роль социально-психологических факторов, и, прежде всего внутрисемейной ситуации.

Заваденко Н.Н. в своих исследованиях отмечал влияние следующих негативных внутрисемейных факторов 10.

• воспитание в неполных семьях (отсутствие отца, матери или обоих родителей);

• повторный брак у родителей;

• частые конфликты в семье;

• различные подходы к воспитанию ребёнка у родителей;

• низкий уровень образования у матери и/или отца;

• продолжительная разлука с родителями;

• тяжелое длительное заболевание;

• смерть одного из родителей;

• алкоголизм или наркомания у родственников;

• низкая материальная обеспеченность семьи;

• неблагоприятные бытовые условия. [27]

Разберем подробнее факторы, связанные с неблагоприятными отношениями в семье и с самой семьей, то есть социальные факторы.

1) Большая разница в возрасте родителей

Согласно исследованиям, ребенок с гиперактивностью может родиться у пар с большой разницей в возрасте. Опасным считается союз, где возраст мамы не достигает 19 лет, а отец был старше 39. То есть разница в возрасте мамы и папы более чем в 30 лет может быть причиной синдрома гиперактивности ребенка. Вторая причина, касающаяся совместимости пар – это резус-фактор крови, который может быть несовместимым. Чаще всего такая кровная несовместимость может быть при отрицательной группе крови у мамы, и положительной – у отца.

2) Наследственность

Не стоит удивляться, что ребенок гиперактивен, если его родители тоже были гиперактивными в детстве. До 60% дошкольников, у которых родители страдали от гиперактивного поведения, будут копировать его.

3) Материальное состояние семьи

В нашей стране ни по телевидению, ни в психологической литературе не принято акцентировать внимание на бытовых проблемах семьи как причине состояния здоровья. Поэтому можно взять во внимание исследования западных ученых Кинга и Ношпича, которые пишут о связи материального состояния семьи и последствий физиологических отклонений. Так вот, ученые пишут о том, что в семьях с высоким достатком последствия сложных родов, повлекших за собой отклонения в здоровье плода, снижаются или вообще пропадают к тому моменту, как ребенок пойдет в школу. Такая закономерность не наблюдается у тех детей, где родители еле сводят концы с концами.

4) Дефицит внимания

Психологи утверждают, что гиперактивность и дефицит внимания – очень распространенная парочка. Дети, испытывая недостаток внимания и любви со стороны взрослых, часто проявляют гиперактивность, чтобы обратить на себя внимание родителей и учителей, выделиться. [8]

5) Социальные причины

Развитие ребёнка во многом определяется характером его ближайшего окружения. Большое влияние оказывает психологический микроклимат в семье. Ссоры, конфликты, алкоголизм, аморальное поведение родителей сами по себе не вызывают СДВГ, но отражаются на психике ребёнка. Бывает даже, что окончательно поставить диагноз не удаётся, пока такая обстановка сохраняется.

Значение имеют также и особенности воспитания. Гиперопека, эгоцентрическое воспитание по типу «кумира семьи» или наоборот педагогическая запущенность, могут создать условия для развития психопатологии.

На развитии ребёнка сказывается воспитание в неполных семьях, повторный брак родителей, продолжительная разлука с родителями, тяжёлая болезнь или смерть родителей, различные подходы к воспитанию ребёнка у родителей и проживающих с семьёй бабушек и дедушек.

В силу аффективного (до взвинчивания) реагирования и повышенной утомляемости эмоционально неустойчивая мама постоянно «заряжает» ребёнка тревогой, напряжённостью, ожиданием опасности. Таким образом, у ребёнка формируется неадекватное, аффективное отношение к миру.

Психологи отмечают, что у гиперактивных детей не удовлетворена главная детская потребность - в материнской любви и ласке. Любовь к матери играет главную роль в их эмоциональном развитии. Они постоянно испытывают дефицит эмоционального и физического контакта с мамой.

Психологический микроклимат в семье, особенности личности родителей и система воспитания создают условия, в которых психические отклонения либо нормализуются - и происходит компенсация дефицита внимания и двигательного контроля, либо трансформируются во вторичные, более тяжёлые нарушения. [24]

Роль семьи, и, прежде всего эмоциональной связи с ребёнка с матерью, в закреплении, а иногда и в возникновении гиперактивности как определённого способа взаимодействия ребёнка с миром чрезвычайна высока. Именно неудовлетворённость ребёнка общением с близкими взрослыми часто является причиной такого поведения, ибо взрослый для дошкольника – центр его эмоциональной жизни: отношений, контактов с другими людьми, привязанностей.

Во многих семьях гиперактивные дети находятся под неослабным контролем матери. Они контролируют, делают много указаний, но менее ласковы к детям, мало поощряют и хвалят их.

В некоторых случаях дети с гиперактивностью могут провоцировать родителей к резко агрессивным реакциям, особенно если сами родители неуравновешенны и неопытны. Гиперактивность у детей может быть выражена из-за недостаточного или неадекватного воспитания, а с другой стороны, ребёнок с гиперактивностью сам создаёт условия, которые становятся причиной трудностей взаимоотношений в семье.

Гиперактивные дети имеют огромный дефицит физического и эмоционального контакта с матерью. Из-за отсутствия этих важных контактов чаще всего и возникают нарушения в эмоциональной сфере: тревожность, неуверенность, возбудимость, негативизм. А они, в свою очередь, отражаются на умении ребёнка контролировать себя, сдерживаться, быть внимательным, переключатся на другое. Раннее выявление гиперактивности позволяет своевременно проводить профилактические и коррекционные мероприятия. [27]

Чтобы помочь ребенку, необходима благоприятная обстановка в семье – хорошие, доверительные взаимоотношения и взаимопонимание между родителями и ребенком, разумные требования родителей, единая, последовательная линия воспитания.

Необходимо с пониманием относится к проблеме ребенка и оказывать ему всяческую поддержку. Ребенку нужно искреннее, доброе, заинтересованное и внимательное отношение, открытое проявление любви.

Импульсивный и несдержанный родитель «заражает» и провоцирует гиперактивного ребенка на неадекватное поведение. Однако, понятно, что мама гиперактивного ребенка не в состоянии всё время сдерживать себя (да это и не нужно). Всё же нужно стараться в большинстве случаев подавать своему сыну/дочери пример спокойного, доброжелательного, сдержанного, позитивного и мягкого общения. Разговариваривать с ребенком тихо и спокойно.

Гиперактивные дети особенно нуждаются в привычной обстановке – это их успокаивает. Поэтому нужно стараться придерживаться четкого распорядка дня, обязателен дневной сон (или хотя бы отдых в кровати) (он будет давать ребенку возможность выспаться и успеть восстанавливать свои силы). Соблюдать режим приема пищи и диету. [26]

Выводы по 1 главе

Наши рекомендации