Положительная оценка коллектива и своего места в нем
Любая организация имеет свои традиции. Соблюдение лучших традиций является значимым психологическим фактором, положительно мотивирующим сотрудников. Принадлежность к той или иной организации может стать поводом для гордости работающих в ней.
Такой мотивирующий элемент нужно использовать везде, где только возможно. Гордость за свой коллектив как мотивация широко практиковалась в советский период развития нашего общества.
Важнейшим мотивирующим свойством является самореализация работника. Это в большой степени зависит от руководителя, если он умен и понимает, что правильно мотивировать своих подчиненных необходимо. Нужно не загонять работников "в угол", а давать им возможность проявить себя там, где это представляется возможным. Каждый руководитель просто обязан находить такие задания для своих подчиненных, которые могли бы помочь им самореализоваться. Это является источником инициативы в работе, творческого подхода, желания принять на себя ответственность в труде, что полностью согласуется с известными мотивационными теориями X и У МакГрегора.
Таблица 1 Виды мотивации руководителей при объективно заданных целях
Тактика поведения руководителя при выборе способа решения управленческой задачи | Эмоции |
Мотив достижения успеха | |
Высокая произвольная активность | Желание действовать в направлении поставленной цели |
Проявление самостоятельности | Уверенность в своих возможностях |
Проявление риска | Уверенность в успехе |
Стремление принять нужное решение | Уверенность в правильности своих действий |
Принятие высокой степени ответственности | Уверенность в своих поступках |
Стремление найти адекватные средства реализации цели | Уверенность в правоте своих побуждений |
Мотив избегания неуспеха | |
Меньшее проявление активности | Боязнь действовать в направлении поставленной цели |
Тактика поведения руководителя при выборе способа решения управленческой задачи | Эмоции |
Уход от самостоятельного решения | Страх действовать без указаний "сверху" |
Стремление не рисковать | Боязнь неудачи |
Излишняя осторожность при принятии решений | Боязнь ответственности за принятие решения |
Уход от ответственности | Страх перед ответственностью |
Стремление "обойти" поставленную цель | Боязнь ошибки и наказания |
Мотивационная система является высшей формой детерминации человеческого поведения. Современные экономические и социальные условия вынуждают нас обращаться к прикладному аспекту , исследований в области мотивации.
В целях повышения эффективности управленческого труда необходимо определить через систему побуждений средства управляющего воздействия на личность, к которым относятся интеллектуальные, эмоциональные, психологические, социально-психологические, нравственные.
Эффективный руководитель несет ответственность за работу своих подчиненных не только в настоящее время, но и в будущем. Это - основная часть его работы. Важнейшей управленческой задачей руководителя является развитие своих подчиненных. Это требование относится и к самому руководителю. Основное направление здесь -личностный рост руководителя и подчиненных.
Мероприятия по поддержанию мотивации при выполнении основных организационных целей
1. Систематическая проверка срока работы персонала на одной
должности и горизонтальное перемещение по службе. Горизонтальные перемещения должны быть престижными. Перемещения "вниз" по служебной иерархии также должны носить престижный характер.
2. Мероприятия по обогащению содержания труда.
3. Структурное планирование организации и применение гибких организационных форм. 4. Развитие организационной деятельности, включающее ценность творческого подхода и обучения персонала и руководителей.
5. Развитие стратегии сотрудничества внутри групп с участием руководителей.
Резюме
Мотивация в практике управления занимает центральное место. Самой трудной из функций управления является мотивирование как руководителей, так и исполнителей. Сложность мотивирования связана с действием и проявлением человеческого фактора в организации.
Характер взаимоотношений между людьми и отношение исполнителей к своей работе проявляется в форме удовлетворенности или, наоборот, неудовлетворенности трудом.
Ситуацию "человек — организация" целесообразно рассматривать как единую систему, звенья которой самым тесным образом взаимодействуют друг с другом. Каждое звено этой системы имеет свою сложную структуру.
Правильная мотивация работников со стороны руководства
влечет за собой адаптацию работника с организацией, что является
залогом успешной деятельности последней.
В практических целях руководители всех уровней управления
должны иметь представление о возможных путях мотивирования
своих подчиненных, а также самих себя. Знание теорий трудовой
мотивации для руководителей являются необходимыми для применения в практической деятельности.
Ключевые слова:
Мотивация - Побуждения, вызывающие активность и определяющие направленность личности.
Мотив - Побуждение к деятельности.
Стимулирование - Побуждение к действию с помощью внешних факторов.
Удовлетворенность трудом - Положительное эмоциональное состояние, вызванное реализацией потребности в труде.
Положительная мотивация — Комплекс положительных побуждений, способствующих стремлению человека к труду.
Отрицательная мотивация — Комплекс отрицательных побуждений, препятствующих стремлениям человека трудиться.
Ситуация для анализа
В лаборатории одного из институтов Российской Академии естественных наук сложилась своеобразная обстановка. Заведующий лабораторией — доктор химических наук, дело свое знает, но подчиненных "не любит", он мало ориентирован на них. Он не знает, чем они "живут", какие испытывают нужды и потребности, его интересует только научная продукция хорошего качества. Шеф общается со своими подчиненными только языком наставлений, они часто слышат от него упреки, многими из сотрудников он не доволен? Они это чувствуют, считают себя униженными и не знают, что в дальнейшем делать. Уходить — но трудно найти достойное их знаниям место, т. к. сейчас у нас с работой очень сложно. Внутри самой лаборатории есть неформальный лидер, умница, отзывчивый человек, к которому они и тянутся. Между этим лидером и заведующим лабораторией существует явная неприязнь. И шеф вовсе не собирается найти с ним общий язык для пользы дела. Практически по всем вопросам науки сотрудники лаборатории идут к неформальному лидеру.
Как вы считаете, может ли заведующий лабораторией мотивировать каждого научного сотрудника и всю лабораторию в целом?
Как может реализоваться мотивация подчиненных?
Ответьте, пожалуйста, что нужно сделать в этой ситуации, чтобы сохранить научный потенциал сотрудников, если: а) вы — неформальный лидер этой группы; б) подчиненный?