Снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и инфекций

Симптомы Степень переутомления
Начинающееся Легкое Выраженное Тяжелое
Снижение ра­ботоспособно­сти Малое Заметное Выраженное Резкое
Усталость при умственной нагрузке При усиленной нагрузке При обыч­ной нагрузке При облег­ченной на­грузке Без видимой нагрузки
Эмоциональ­ные сдвиги Временное сни­жение интереса к работе Временная неустойчи­вость на­строения Раздражи­ тельность Угнетение, резкая раз­дражитель­ность
Расстройство сна Труднее засы­пать и просы­паться Трудно за­сыпать или просыпаться Сонливость днем Бессонница
Умственная работоспособность­ ность Не изменена Трудно со­средото­читься Временная забывчи­вость вость Заметное ос­лабление вни­мания и памя­ти
Вегетативные сдвиги Временная тя­жесть в голове Часто тя­жесть в го­лове Временами головные боли, потеря аппетита Частые голов­ные боли, по­теря аппетита

Указанные признаки не исчезают после кратковременного отдыха или сна, необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях - комплексное лечение (лекарства + физпроцедуры + ЛФК). Если занятия продолжаются на фоне переутомления, это неблагоприятно отражается на росте, развитии организма, на состоянии здоровья школьника.

Различают три фактора или группы факторов, способствующих переутомлению:

Неправильная организация труда, и учебного процесса, в целом.

Несоответствие нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям.

Игнорирование гигиенических требований к режиму и условиям труда и обучения.

Таким образом, профилактикой утомления и переутомления является строгое соблюдение правильного режима дня, гигиенических норм и правил.

14. Какие факторы способствуют переутомлению:

Неправильная организация труда и учебного процесса

Несоответствие нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям

Нарушение гигиенических требований к режиму и условиям труда и обучения

Формы нарушений психического здоровья человека.

Психи́ческое расстро́йство ( психи́ческое заболева́ние; душе́вная боле́знь) — в широком смысле — состояние психики, отличное от нормального, здорового. Противоположностью этого термина является Психическое здоровье.

По определению Всемирной организации здравоохранения (отдел охраны психического здоровья) психическому здоровью можно дать три определения:

Это отсутствие выраженных психических расстройств.

Определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения.

Состояние равновесия между человеком и окружающим миром, гармонии между ним и обществом.

Для учащихся основной социальной функцией является:

Выполнение всех требований школьной жизни.

2. Овладение знаниями и "умениями, предусмотренными учебной программой.

Соблюдение норм поведения во взаимоотношениях с педагогами и сверстниками.

полное соответствие этим требованиям служит свидетельством психического здоровья

С медицинских позиций психическое здоровье – это

Отсутствие психических заболеваний

Нормальное психическое развитие

Благоприятное функциональное состояние центральной нервной системы.

1. Отсутствие психических заболеваний---В массовой школе чаще приходится сталкиваться не с тяжелыми психическими болезнями, а с так называемыми:

1. Пограничными состояниями, главным образом неврозами и невротическими реакциями.

2. Некоторыми функциональными отклонениями, не лишающими детей и подростков возможности присущего их возрасту
социального существования.

2. Нормальное психическое развитие---Под нормальным развитием следует понимать психическое развитие, соответствующее возрасту и гармоничное.

Гармоничностьзаключается в примерно одинаковом уровне развития всех показателей интеллекта. Чрезмерное развитие одних при отставании других является неблагоприятным показателем психического здоровья. Каждому возрастному периоду свойственны свои достоинства, способствующие развитию и исчезающие впоследствии.

3.

3. Благоприятное функциональное состояние центральной нервной системы. Главным критерием, отражающим изменение функционального состояния, является снижение или повышение эффективности выполнения стоящих перед организмом задач.

Одним из ведущих показателей актуального функционального состояния психики служит умственная работоспособность, интегрирующая основные свойства психики — восприятие, внимание, память и др.

Показателем благоприятного функционального состояния служит, конечно же, высокая умственная работоспособность. Вот почему уровень умственной работоспособности служит одним из основных показателей психического здоровья учащихся и поддержание ее высокого уровня — ведущая задача сохранения психического здоровья школьников, т.е. психогигиены.

К критериям благоприятного состояния психики, т.е. психического здоровья относится также положительное эмоциональное состояние. то, что обычно именуется настроением.

В научной литературе термин настроение трактуется как - «преобладающее эмоциональное состояние (тревожное, веселое, грустное и др.), оказывающее влияние на психическую деятельность».
Эмоциональные реакции- это непосредственные ответы на какое-либо воздействие или ситуацию.

Состояние психического здоровья населения планеты и его динамика внушают определенную тревогу. «Информационный взрыв», стал одним из факторов инициирующих нервно-психические заболевания.

Наши рекомендации