Нарцисс Ах, Кюльпе, Мессер, Отто Зельц Вюрцбургская психологическая школа

1. Мышление есть акт усмотрения субъектом отноше­
ний: а) сначала между материальными элементами чувст­
венного опыта; б) позднее между представлениями и мыс­
лями.

2. Мышление нельзя сводить к простой ассоциации пред­
ставлений. Мышление всегда имеет направление, которое
задается определенной целью (интенциональность мышле­
ния).

• Существует особая психическая способность «детермини­рующая тенденция» — целевая структура, направляющая динамику мыслительного процесса.

3. Протекание некоторых мыслительных операций воз­
можно без включения образных представлений — существу­
ют особые формы «безобразного» мышления.

4. Мышление представляет собой систему моторных и
интеллектуальных операций, которые направлены на реше­
ние задачи — достижение цели в определенных условиях.

Отто Зельц

Теория антиципирующей схемы в процессах решения

Задач

1. Решение задачи требует выделения: а) отношений меж­ду характеристиками известного; б) места неизвестного (ис­комого) в системе выделенных отношений; в) отношений между данным и искомым — и детерминируется двумя встречными процессами:

• формированием и уточнением антиципирующей схемы —
неосознаваемой организацией отношений между условия­
ми задачи и искомым, которые уточняются и конкретизи­
руются по мере неудачных попыток найти решение и тре­
буют своей завершенности;

• необходимой для завершения схемы внешней подсказки, в
качестве которой могут выступать самые разные события и
фрагменты текущего повседневного опыта.

2. Существует три основных типа интеллектуальных опера­
ций, комбинации из которых образуют методы решения задач:

• операция дополнения антиципирующей схемы каким-ли­
бо элементом;

• абстракция — выделение различных характеристик пред­
метов и связей между ними;

• репродукция сходства — расчленение предмета или поня­
тия в соответствии с определенными известными основа­
ниями.

3. Актуализация операций восполнения антиципирую­
щей схемы может иметь:

• репродуктивный характер — путем рутинной актуализа­
ции известных средств решения;

• продуктивный характер: а) путем репродуктивной абст­
ракции средств решения; б) путем случайно обусловлен­
ной абстракции средств решения.

Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер, Курт Коффка,

КарлДункер

Гештальтпсихология: мышление как акт

Переструктурирования проблемных ситуаций

1. Психические явления подчинены принципу целост­
ных форм, принципу структурной неаддитивности (геш-
тальт) — несводимости сложных психических явлений к
простой сумме составляющих их элементов и единиц.

2. Мыслительный процесс есть последовательная смена
разных типов целостного видения проблемной ситуации —
смена гештальтов.

• Мышление — это процессы переструктурирования проблем­
ной ситуации в сознании (феноменальном поле) субъекта,
ведущие к непосредственному усмотрению (инсайту) иско­
мого решения.

• Основной механизм мышления — установление новых от­
ношений между данными, составляющими проблемную
ситуацию, путем их переструктурирования.

3. Существует несколько основных законов переструкту­
рирования, которые ведут к структурной завершенности
гештальта при разрешении проблемной ситуации: а) изменя­
ются отношения между «фигурой и фоном»; б) формируются
наиболее симметричные, простые, упорядоченные гешталь-
ты и т. п.

Торндайк, Уотсон Бихевиоризм

1. Мышление есть совокупность навыков — двигатель­ных реакций организма в ответ на внешние раздражители (связи «стимул — реакция»), которые представляют собой:

• преимущественно скрытые речевые реакции, у которых исчезает внешняя звуковая форма (вербальные реакции «речь минус звук»);

17. Заказ №4624.


 

скрытые, сокращенные реакции рук (мануальные реак­ции); скрытые висцеральные, вегетативные реакции.

2. Мышление формируется путем научения на основе:

классического обусловливания, когда ситуационные сти­мулы приобретают характер сигналов, которые свидетель­ствуют о вероятном (возможном) получении подкрепле­ния или удовлетворения определенной потребности и вы­зывают определенную реакцию;

оперантного обусловливания, когда следствия собствен­ного поискового поведения случайно приводят к биологи­чески полезному результату и действуют как подкрепляю­щие стимулы, повышая частоту такого поведения в буду­щем.

Теории мышления в современной зарубежной психологии

Дж. Гилфорд

Структурная теория интеллекта и интеллектуальных

Способностей

1. Интеллект — это совокупность множества относитель­
но самостоятельных способностей.

2. Любой мыслительный акт может быть представлен в си­
стеме отношений между тремя составляющими: а) содержа­
ние — то, о чем мыслит субъект; б) операции — как субъект
мыслит; в) что субъект получает в качестве результата.

Содержание материала интеллектуальной деятельности:

• конкретный — реальные предметы или их изображения;

• символический — буквы, знаки, цифры;

• семантический — значения слов;

• поведенческий — поступки другого человека и свои собст-

венные.

Тип выполняемой умственной операции:

• опознание и понимание определенного материала', узнать
предмет по неопределенному силуэту;

• память — запоминание и воспроизведение информации: за­
помнить и назвать ряд цифр;

• конвергентная продуктивность — поиск решения в одном на­
правлении с целью получения единственного правильного от­
вета: обобщить одним словом несколько понятий;

• дивергентная продуктивность — поиск в разных направлени­
ях при получении нескольких в равной мере правильных отве­
тов: назвать возможные способы использования знакомо­
го предмета;

• контроль и оценка — суждение о правильности, логичности
заданной ситуации: найти фактическое или логическое не­
соответствие на изображении.

Разновидности конечного продукта:

• единицы объектов: вписать недостающие буквы в слова;

• классы объектов: разложить предметы на группы;

• отношения: установить связи между объектами;

• системы: выявить правило организации множества объек­
тов;

• трансформации: изменить и преобразовать заданный мате­
риал;

• импликации: прогноз результата в рамках ситуации «что
произойдет, если...».

Жан Пиаже

Наши рекомендации