Тема 1. Общие психологические аспекты феномена общения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГБОУ ВО РК
«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра (наименование кафедры)
«УТВЕРЖДАЮ»
Первый проректор по научно-педагогической работе
________(Э.М. Люманов)
«___»________20__года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Психология общения»
(шифр по ООП ВО (ВПО) наименование дисциплины)
направление подготовки37.03.01 Педагогическое образование
(шифр и наименование направления подготовки)
профиль Психология
(название профиля)
факультет Психолого-педагогический
(название факультета)
Симферополь, 2016
Рабочая программа дисциплины «Психология общения» для ____________бакалавр____ направления 37.03.01 Педагогическое образование профиля «Психология» составлена на
Основании ФГОС ВО (ВПО) и учебного плана по направлению бакалаврской подготовки Психология, утвержденного ректором
ГБОУ ВО РК «КИПУ» от «____»_ _______________№ ________;.
Составитель рабочей программы доц. каф. «Психологии» Тимощук И.Г.
Рабочая учебная программа утверждена на кафедре ___
Протокол № _______ от ________ ____________ 20____г.
Заведующий кафедрой Лучинкина А.И.
Рабочая учебная программа одобрена и утверждена на заседании УМК ___________________ факультета
Протокол № _______ от ________ ____________ 20____г.
Председатель УМК _ (ФИО)
Рабочая учебная программа переутверждена на заседании кафедры ______________________
Протокол № _______ от ________ ____________ 20____г.
Примечание: После рабочей программы прикладывается «Лист дополненийи изменений, внесенных в рабочую программу».
Заведующий кафедрой Лучинкина А.И.
Рабочая учебная программа переутверждена на заседании кафедры ______________________
Протокол № _______ от ________ ____________ 20____г.
Примечание: После рабочей программы прикладывается «Лист дополненийи изменений, внесенных в рабочую программу».
Заведующий кафедрой Лучинкина А.И.
Аннотация | ||
1.1 | Место дисциплины в структуре образовательной программы | |
1.2 | Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю) | |
1.3 | Объем дисциплины по семестрам и видам занятий(по учебному плану) | |
2. | Содержание дисциплины, структурированное по темам | |
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы студентов | ||
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) | ||
4.1 | Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в результате освоения учебной дисциплины (курса) | |
4.2 | Критерии оценивания сформированности компетенции на каждом этапе (шкалы и процедуры оценивания) | |
4.3 | Задания к тестовому контролю знаний | |
4.4 | Вопросы и задания к контрольным работам | |
4.5 | Вопросы к экзамену (зачету) | |
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля) | ||
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины (модуля) | ||
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю) | ||
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю) | ||
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) |
АННОТАЦИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
Программы бакалавриата, по направлению подготовки 37.03.01 Педагогическое образование
Место дисциплины (учебного курса) в структуре ООП ВО (ВПО)
Программа изучения нормативной учебной дисциплины «Психология общения» составлена в соответствии с образовательно-профессиональной программой подготовки бакалавров, направления социально-политические науки, специальности «Практическая психология».
Предметом изучения учебной дисциплины является общение, как процесс взаимосвязи и взаимодействия людей.
Она связана с рядом дисциплин, таких как психология развития,
Программа учебной дисциплины состоит из таких содержательных модулей:
1.
2.
3.
Планируемые результаты освоения дисциплины (учебного курса).
Целью преподавания учебной дисциплины «Психология общения» является получение студентами углубленных теоретических знаний, практических умений и навыков в области психологии общения в соответствии с современными научными представлениями. Приобретение таких знаний составляет важное условие для квалифицированного решения специалистом-психологом широкого спектра задач, при помощи применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность специалистов предусматривает социально-психологические связи и отношения, что неразрывно связано с формированием знаний и умений в сфере общения.
Основными задачами изучения дисциплины «Психология общения» являются:
• формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов;
• научиться применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
• научиться использовать знания в области психологии общения в предотвращении и регулировании конфликтных ситуаций;
• сформировать навыки соблюдения этических норм общения.
В результате изучения дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3)
способностью к проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-8)
Сформированность указанных компетенций определяется тем, что студент должен
знать:
- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
уметь:
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
- применять знания, умения и навыки в практике психологического консультирования;
владеть:
· Теоретическими знаниями в практике психологического консультирования;
· психосемиотическими, текстологическими знаниями в сфере психологических, возрастных, педагогических, социальных, социально-культурных феноменов;
- техниками и приемами эффективного общения в профессиональной деятельности.
1.3. Объем дисциплины по семестрам и видам занятий(по учебному плану)
Семестр | Общее количество часов | Количество зачетных единиц | Контактные часы | с/р | Итоговый контроль (экзамен, зачет) | ||||
Всего | л | п | с | Л/р | |||||
ДФО | |||||||||
Зачет | |||||||||
ЗФО | |||||||||
зачет |
Содержание дисциплины, структурированное по темам
Наименования тем (разделов, модулей) | Количество часов | Формы текущего контроля | |||||||||||
очная форма | заочная форма | ||||||||||||
всего | в том числе | всего | в том числе | ||||||||||
л | п | с | лаб | СР | л | п | с | лаб | СР | ||||
Тема1. Общие психологические аспекты феномена общения | Оформление конспектов | ||||||||||||
Тема 2. Базовые характеристики универсальных компонентов общения. | Коллоквиум | ||||||||||||
Тема3. Психологические аспекты невербальной коммуникации. | Устный опрос | ||||||||||||
Тема 4.От Д.Карнеги до А.Дорофея: феноменология манипулятивного и интимно-личностного общения. | Оформление конспектов | ||||||||||||
Тема 5.Профессиональное общение психолога-практика. | Коллоквиум | ||||||||||||
Тема 6. Личностный фактор в структуре общения и взаимодействия. | Выборочный опрос | ||||||||||||
Тема7. Коммуникативная компетентность, социальный интеллект и феномен общения. | Оформление конспектов | ||||||||||||
Тема8. Специфика общения психоаналитика. | Коллоквиум | ||||||||||||
Тема 9.Харизма, феномен влияния и воздействия в общении и взаимодействии. | Устный опрос | ||||||||||||
Тема 10.Проблематика эмпатийного слушания. | Оформление конспектов | ||||||||||||
Тема 11.Специфика коммуникации психолога-практика в процессе консультативно-терапевтического общения. | Коллоквиум | ||||||||||||
Тема 12. Анализ коммуникативных стратегий и специфики межличностного общения и взаимодействия. | Устный опрос | ||||||||||||
Тема 13.Экзистенциально-гуманистические аспекты общения и взаимодействия. | Коллоквиум | ||||||||||||
Тема 14.Феноменология межличностных отношений. | Оформление конспектов | ||||||||||||
Всего часов | |||||||||||||
Форма итогового контроля | Зачет -4 ч. | Зачет |
Л – лекции П - практические занятия С - семинарские занятия
Лаб. - лабораторные занятия СР - самостоятельная работа
ЛЕКЦИИ
Тема 1. Общие психологические аспекты феномена общения.
Общение как междисциплинарный научный предмет исследования. Объект, предметные сферы, цель и задачи дисциплины. Общение и речь. Язык и речь. Структура коммуникативного акта.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Волкова А.Н. Психология общения/Практикум по психологии. М.: 2009г.
2.Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013.
3.Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 576 c.