Диагностика мотивационной направленности личности

Цель работы: изучение и выработка навыков выявления структуры мотивационной направленности личности в процессе профессионального самоопределения.

Основные понятия.

Одной из ведущих ролей в профессиональном самоопределении личности принадлежит направленности, включающей многообразие мотивационных проявлений. В настоящее время направленность чаще всего рассматривается по трем критериям: знаку, форме и виду. Социально-психологические потенциалы личности рассматриваются с позиций деятельностной продуктивности и самореализации в деятельности.

Мотивация – процесс вмешательства или внутреннего состояния личности, побуждающего или ведущего его к действию. Мотивационные состояния специфичны для определенных влечений и потребностей и должны всегда анализироваться в терминах определенных целей и направленности. Мотивация характеризуется представлением о том, что определенное поведение или поведенческая тенденция наблюдается по причине наличия определенного мотивационного состояния.

Мотивационные состояния возникают в результате многочисленных взаимодействий большого числа других переменных, к которым относятся потребности, интенсивность влечений, побудительная ценность цели, доступность соответствующих реакций, бессознательных факторов.

Мотивации тесно связаны с эмоциями. Эмоции – субъективные переживания, аффективно нагруженных состояний.

Эмоциональные состояния имеют тенденцию обладать мотивационными свойствами, а побуждающие элементы имеют эмоциональную окраску.

Задание:

1. Выявить мотивационную структуру личности в контексте профессиональной направленности с помощью опросника.

2. Обработать результаты, представить отчет письменно

Инструкция: Из предложенных вариантов ответов выберите один и запишите соответствующее ему число баллов перед номером утверждения. Затем заполните матрицу, поставив на место номеров утверждений соответствующие им баллы ответов.

Ответы оцениваются по шкале:

«безусловно, да» - 2 балла

«пожалуй, да» - 1 балл

«пожалуй, нет» - 0 баллов

«безусловно, нет»- минус 2 балла

Опросник:

1. Я часто беспокоюсь за близких друзей.

2. Испытываю потребность делиться с другими людьми своими мыслями и переживаниями.

3. Мне очень приятно, когда все обращают на меня внимание.

4. Для меня всегда важно добиться успеха в работе.

5. Я люблю острые ощущения.

6. Я охотно побывал(а) бы в каком-нибудь новом, неизвестном месте.

7. Испытываю большую радость, самостоятельно разрешив трудную проблему.

8. Люблю сладкое и красивое чувство, возникающее при восприятии стихов и музыки.

9. Предпочитаю простые радости (вкусно поесть, сладко поспать).

10. Люблю заниматься коллекционированием.

11. Хочу приносить людям радость и счастье.

12. Для меня важно одобрение окружающих.

13. Приятно чувствовать превосходство над соперниками.

14. Я увлекаюсь любой работой, которую выполняю.

15. Охотно иду на риск.

16. Иногда мне кажется, что должно произойти что-то необыкновенное.

17. Люблю разбираться в причинах событий, явлений.

18. Я могу прийти в восторг от красоты природы.

19. Люблю состояние покоя и свободы от обязанностей.

20. Радуюсь, когда пополняю свою коллекцию.

21. Я всегда жалею неудачников.

22. Я не смог(ла) бы обойтись без друзей.

23. Я могу пойти на многое, чтобы завоевать признание окружающих.

24. Приятно чувствовать, что день прошел недаром.

25. Я человек решительный.

26. Люблю все таинственное и необычное.

27. Стремлюсь приводить свои знания в систему.

28. Произведение искусства может тронуть меня до слез.

29. Люблю приятное, бездумное времяпрепровождение.

30. Люблю делать покупки.

31. Радуюсь, когда кто-то добивается успеха.

32. Среди моих родных и знакомых есть люди, которых я обожаю.

33. Я самолюбив(а).

34. Я чувствую радостное возбуждение и духовный подъем, когда работа идет хорошо.

35. Я люблю преодолевать опасности.

36. Иногда меня тянет вдаль.

37. Я люблю читать о научных открытиях, поисках и находках.

38. Я испытываю наслаждение, слушая любимую музыку.

39. Я склон(на)ен к лени.

40. Я люблю рассматривать свою коллекцию.

41. Я стремлюсь помогать людям.

42. Я чувствую большую благодарность к людям, которые делают мне приятное.

43. Мне хочется как можно скорее взять реванш при неудачах.

44. Мое настроение поднимается от сознания того, что работа выполнена добросовестно.

45. Азарт, спортивная злость улучшают результаты моей деятельности.

46. Я люблю мечтать.

47. Самое приятное переживание – радость открытия истины, чувство близости решения.

48. Я испытываю чувство возвышенности и отрешенности при соприкосновении с прекрасным.

49. Мне хотелось бы жить беззаботно и безмятежно.

50. Я охотно расстаюсь со своими вещами.

Бланк ответов:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

___

I II III IV V VI VII VIII IX X

Обработка и интерпретация результатов:

Подсчет баллов необходимо производить при помощи данной таблицы

I Альтруистическая направленность 1,11,21,31,41
II Коммуникативная направленность 2,12,22,32,42
III Глористическая направленность – на самоутверждение 3, 13,23,33,43
IV Практическая направленность – радость от процесса работы 4, 14,24,34,44
V Пугностическая направленность – удовлетворение от преодоления опасности 5,15,25,35,45
VI Романтическая направленность 6,16,26,36,46
VII Гностическая направленность 7, 17,27,37,47
VIII Эстетическая направленность 8,18,28,38,48
IX Гедонистическая направленность – на удовольствия 9,19,29,39,49
X Акхизитивная направленность – на коллекционирование, накопление 10,20,30,40,50

Контрольные вопросы:

  1. Дать определение понятиям: мотив; мотивация; мотивационная иерархия; профессиональная мотивация.
  2. В чем вы видите связь мотивации и профессиональной успешности?
  3. Как вы понимаете классификацию направленности личности по критериям: знаку, форме и виду?

Наши рекомендации