Индивидуальные особенности памяти

Индивидуальные особенности памяти людей зависят от целого ряда факторов: особенностей высшей нервной деятельности, уровня развития отдельных процессов памяти, особенностей воспитания и обучения, характера профессиональной деятельности.

Индивидуальность памяти проявляется в том, что человек успешнее запоминает, как он предпочитает запоминать, насколько прочно сохраняется материал, как быстро запоминает, насколько выражена готовность к воспроизведению. У разных людей память характеризуется разным уровнем показателей.

В зависимости от того, что человек лучше запоминает, выделяют 3 типа памяти:

- наглядно-образный;

- словесно-логический;

- промежуточный (гармонический).

Представители первого типа лучше запоминают картины, лица, цвета, предметы, звуки.

Представители второго типа лучше запоминают понятия, словесные формулировки, формулы.

Представители третьего типа одинаково хорошо запоминают и наглядно - образный и словесно - логический материал.

По способу введения информации для запоминания различают зрительный, слуховой, двигательный и смешанный (зрительно - слуховой, зрительно - двигательный, двигательно-слуховой) типы. Действительно, одни люди предпочитают запоминать информацию зрительно, другие — на слух, третьи — при помощи двигательных ощущений, а четвертые используют комбинированный способ. Следует подчеркнуть, что чаще встречаются комбинированные типы.

Учитывая индивидуальные особенности человека, следует рекомендовать ему использовать преимущественно тот или иной материал для запоминания, а также тот или иной способ введения информации.

Кроме индивидуальных особенностей памяти есть еще и возрастные особенности. Для каждой возрастной группы (для дошкольников, младших школьников и подростков) характерны свои особенности памяти. Степень владения памятью в любом возрасте различна, поэтому каждого ребенка нужно научить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания, а также способам применения сохраненного памятью в жизни.

Расстройства памяти

Нарушение памяти в психологии

Про случаи расстройства памяти слышал каждый, некоторые даже вспомнят научное название этого явления – амнезия. Но на самом деле видов нарушения памяти в психологии известно намного больше. Принято подразделять их на три большие группы.

Амнезии – расстройство способности запоминания, хранения и воспроизведения информации. Различают несколько видов амнезий.

Ретроградная – неспособность воспроизводить информацию, полученную до момента нарушения сознания, который произошел с человеком.

Антероградная – сложности воспроизведения событий, произошедших после эпизода нарушения сознания.

Антероретроградная – трудности воспроизведения информации касаются периода до и после случая с нарушением сознания.

Частичные нарушения памяти, чаще всего возникают при эмоциональных нарушениях, способствуя формированию маниакальных и депрессивных симптомов. Такие ситуации могут быть двух видов: снижение памяти (гипомнезия) и повышение памяти (гипермнезия).

Парамнезии – искаженные или ложные воспоминания.

Конфабуляция – обман памяти, приводящий к воспроизводству выдуманных событий из-за неспособности запомнить реальные.

Псевдореминисценция – нарушение памяти, при котором нарушается хронология событий. Таким образом, происшествия из прошлого могут восприниматься, как события настоящего.

Криптомнезия – искажение памяти, при котором человек присваивает чужие, действии или мысли.

Как видим, вариантов нарушений памяти множество, и их причины также весьма разнообразны. Для более простого понимания их разделяют на несколько групп.

Поражение головного мозга, например, инсульт, черепно-мозговая травма или его онкологические заболевания.

Ухудшения работы других важных органов, приводящие к нарушениям памяти.

Иные неблагоприятные факторы – расстройства сна, постоянные стрессы, повышение умственных нагрузок и переход к другому образу жизни.

Хроническое злоупотребление наркотиками, седативными лекарственными средствами, алкоголем и табакокурением.

Возрастные изменения.

Расстройства памяти многообразны, многие из них кратковременны и обратимы, обычно это те, нарушение памяти и их причины, что вызваны переутомлением, невротическими реакциями, влиянием лекарственных средств и алкоголя. Другие, вызванные более серьезными причинами, поддаются лечению гораздо сложнее. Очень тяжелым случаем является деменция – расстройство памяти в сочетании с нарушениями внимания и мышления, приводящее к снижению адаптации человека, делая его зависимым от окружающих. Поэтому при обнаружении расстройства памяти, требуется скорейшее обращение к специалисту, чем раньше будут выяснены причины и назначено соответствующее лечение, тем больше шансов на полное восстановление этой важной функции.

Природа и виды мышления

Понятие о мышлении.

Мышление – психолого-познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношении между предметами и явлениями окружающего мира. Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования. Понятие мышления является высшим познавательным процессом, что существенно отличает его от других процессов, помогающих человеку ориентироваться в окружающей среде; так как в данном понятии прослеживается совокупность всех познавательных процессов. Мышление является процессом, причём сложным, протекающим в сознании человека и возможно без проявления видимых действий.

Отличие мышления от остальных психических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Процесс мышления непрерывен и протекает на протяжении всей жизни, попутно трансформируясь, в связи с влияниями таких факторов как возраст, социальное положение, стабильность среды обитания. Особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление различают по видам, протекающим процессам и операциям. С понятием мышления неразрывно связано понятие интеллект. Интеллект - общая способность к познанию и решению проблем без проб и ошибок т.е. «в уме». Интеллект рассматривается как достигнутый к определённому возрасту уровень психического развития, который проявляется в устойчивости познавательных функций, а так же в степени усвоения умений и знаний (по сл. Зинченко, Мещерякова). Интеллект как неотъемлемая часть мышления, его составная часть и в своём роде обобщающее понятие.

Вид и формы мышления

Виды мышления.

В зависимости от расположения слов, действия или образа а в мыслительном процессе, а также их взаимодействия между собой, различают несколько видов мышления. Каждый из них имеет свои особенности (теоретические или практические). Рассмотрим более подробно основные виды мышления:

Наглядно-действенное – данный вид мыслительной деятельности индивида опирается непосредственно на восприятие конкретного предмета;

Предметно-действенное – данный вид мышления направлен на решение вопросов и задач в условиях конструктивной, производственной, организаторской, а также всех видах практической деятельности граждан. В данном случае практическое мышление выступает в качестве конструктивного технического, позволяя каждому человеку решать технические задачи самостоятельно. Сам процесс представляет взаимодействие практических и умственных компонентов работы. Каждый момент абстрактного мышления тесно взаимосвязан с практическими действиями индивида. Среди характерных особенностей можно выделить: внимание к деталям, четко выраженная наблюдательность, умение использовать внимательность и навыки в конкретной ситуации, умение быстро переходить от размышления к действию, оперирование пространственными схемами и образами. Только так единство воли и мысли проявляется максимально в данном виде мышления;

Наглядно-образное – весь процесс мышления характеризуется опорой на образы или представления, отвлеченные мысли, что позволяет человеку в конкретных образах воплощать обобщения;

Словесно-логическое (абстрактное) мышление – данный вид мышления осуществляется за счет логических связей и структур логических операций и понятий. Оно направлено на выявление конкретных закономерностей в окружающем мире и человеческом обществе, поскольку отражает общие отношения и связи. В данном случае понятия играют главенствующую роль, а образы выступают в качестве второстепенной.

Все виды тесно взаимосвязаны друг с другом.

Формы мышления

Познание реальности, и объективное её отражение, это сложный многоуровневый процесс, одной из структурных единиц которого является понятие. Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет – значит, раскрыть его сущность.

Понятие - есть отражение существенных признаков и свойств предметов и явлений. При этом – уникальные характеристики каждого явления собираются воедино, синтезируются. Чтобы этот процесс понять, отобразить, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Образование понятий – результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления. Понятие – усвоенная конечная характеристика, даже абстрактная или обобщённая. При возникновении нового понятия происходит его усвоение. Усвоить понятие – это значит осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.

Ещё одной формой мышления принято называть умозаключение. Умозаключение – выведение субъективно нового суждения из уже известных суждений, имеющихся на данный момент в общественно-историческом опыте человечества и личном практическом опыте субъекта мыслительной деятельности. Умозаключение как форма получения знания возможно только при соблюдении законов логики. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Суждение – это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Суждения образуются двумя основными способами:

непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;

опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений. Суждения могут быть:

- истинными;

- ложными;

- общими;

- частными;

- единичными.

Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением.

Рассуждение - имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли. Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод – дедуктивным. Дедукция есть вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или единичному. При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали.

Наши рекомендации