Личность и интеллектуальная личность

Личность – это человек, обладающий определённым набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества; внутреннее отличие одного человека от остальных.

Наиболее многогранной и востребованной в современном обществе способностью личности является интеллект ( интеллектуальная личность).

Это объясняется тем, что мыслительная деятельность человека неоднозначна и ее уровень состоит из совокупности многих факторов. Спорной представляется и сама концепция интеллекта: что именно считать интеллектом? Способность в короткие сроки решить большое число сложных задач, либо способность найти нетривиальное решение? Насколько важно, к примеру, развитие дивергентного, «латерального» мышления, и как взаимосвязаны уровень способностей и творческая отдача? Эти вопросы изучаются теорией интеллектуальных различий.

Исследователи широко расходятся в дефиниции интеллекта, и еще нет ни одного стандартного определения, с которым бы все согласились. Например, одни исследователи акцентируют внимание на том, что интеллект это способность к приобретению новых умений, другие же изучают социальные аспекты интеллекта. Очевидно, что концепция интеллекта заключает в себе много уровней и дефиниций интеллекта.

В настоящее время существует несколько трактовок понятия интеллекта:

1. Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации».

2. Педагогическая трактовка: «способность к обучению, обучаемость», Например, теория Glaser, 1986 г.

3. Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект, как «способность адаптации средств к цели». С точки зрения структурного подхода интеллект – это совокупность тех или иных способностей.

4. Трактовка Гарднера: нет одного интеллекта, у человека есть несколько независимых видов интеллекта.

5. Структура интеллекта по Сноу: интеллект имеет многостороннюю структуру. Трактовка интеллекта Гарднера

Гарднер утверждал, что интеллект – не просто явление, состоящее из многообразных способностей, но наоборот: есть много различных видов интеллекта, каждый из которых важен по-своему и независим от других

В настоящее время наиболее широкое распространение получили разработки в области определения IQ Ганса Юргена Айзенка. По Айзенку, фундаментальным базисом интеллектуальных различий является скорость протекания психических процессов.

По Айзенку, между сложностью задачи и временем, затраченным на ее решение, существует логарифмическая зависимость. Общий уровень способностей определяется с помощью комплекса тестов с использованием словесного, цифрового и графического материала. Задания различаются на два типа:

– закрытые задания: необходимо выбрать верное решение

– открытые задания: найти ответ. При этом ответов может быть 2,3 и т.д. Максимально открытая задача состоит в том, чтобы найти наибольшее количество ответов за фиксированный промежуток времени.

Исследования показали, что разные люди по-разному справляются с этими двумя типами задач. Особенно ярко это выражено у детей. Так, один ребенок может хорошо справляться с закрытыми задачами, но в то же время задачи открытого типа могут вызывать у него затруднения, и наоборот. В связи с этим в тест необходимо включать задачи обоих типов.

Как отмечал один из ведущих специалистов в области методик тестирования при отборе студентов в ВУЗы Д. Фарно, на разработках которого основаны работы Айзенка, между реальным уровнем способностей и результатами тестирования могут быть существенные различия. От каких причин это зависит? Снизить результат тестирование могут нижеперечисленные факторы. Во-первых, низкий мотив достижения. Во вторых, общая несобранность, снижающая детекцию ошибок. Исследования показали, что в этом отношении экстраверты хуже справляются с заданием, чем интроверты. И в-третьих, это оригинальность мышления, которая дает преимущества при решении задач открытого типа, но снижает результативность решения закрытых задач из-за увеличения ошибок, небрежности и т.п. С другой стороны, завысить результат теста может эффект тренировки: разница при прохождении первого и пятого тестирования может достигать 10 очков, хотя надо отметить, что уже после 3-го теста различия довольно малы. Это основное обстоятельство в значительной мере, как подчеркивает Д. Фарно, создает трудности при отборе пограничного (маргинального) контингента, когда пара лишних очков может иметь решающее значение.

Сделаю вывод, что интеллектуальные личности, или личности, имеющие высокий IQ ценились во все времена, ученые разработали методы как определить и как повысить свой IQ. Еще в школе можно определить уровень интеллекта своего ребенка, тем самым не упустить момент помочь ребенку, поднять уровень интеллекта, опираясь на результат IQ, тем самым обеспечив интеллектуальность личности своего ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Источник: Немов Р.С. Психология

2. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. т. 20, с. 490.

3. Геллерштейн С. Г. "Чувство времени> и скорость двигательных реакций", М., 1958.

4. Источник: http://freeref.ru/wievjob.php?id=649556

5. Общая психология: курс лекций. Е.И.Егоров. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

6. Психология: кн.1: Общие основы психологии. Р.С.Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

7. Общая психология. А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2002. 27

8. Немов Р.С. Психология в 3-х т. T. 1, 3. M., 1993.

9. Источник: http://freeref.ru/wievjob.php?id=649556

10. Матюгин И.Ю. Тактильная память. М.: Центр Эйдос, 1991.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. – М.: Педагогика, 1989. С. 377.

12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. – М.: Педагогика, 1989. С. 378.

13. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Минск, 1990

14. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001

15. Общая психология (курс лекций)” cоставитель И. Е. Рогов. Москва “Владос”

1998 г.

16. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989, N 6, с. 29 - 33.

17. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001

18. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. -М., 1961- 455 с

19. Богословский В.В. Общая психология. -М., 1981- 383 с

20. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. -М., 1999- 176 с

21. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. -М., 1995- 383 с

22. Кон И. С. Психология ранней юности. -М., 1989. -М., 2002- 256 с

23. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. -М., 1974- 550 с

24. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. -М., 1978- 247 с

25. Немов Р.С. Психология. -М., 1998- 496 с

Наши рекомендации