Определение акцентуаций характера по методике

Исследование свойств темперамента

Лабораторная работа

Цели работы:изучение собственного темперамента с помощью опросника; составление психологической характеристики отдельных свойств темперамента и соотнесение их с традиционно выделяемыми типами темперамента; анализ выявленных свойств в отношении их влияния на успешность выполнения различных видов деятельности (конкретизация понятия индивидуальный стиль деятельности); рассмотрение возможностей изучения конституциональных свойств личности с помощью опросников.

Материал.Опросник темперамента, код опросника. Средние оценки и зоны выраженности свойств темперамента [9].

ХОД РАБОТЫ

Студенты работают с опросником индивидуально. Инструкция: «Читая опросник темперамента, нужно ответить на каждый вопрос (всего 48 вопросов) либо «да», либо «нет» и записать свой ответ рядом с номером вопроса. Не следует тратить много времени на обдумывание вопросов. Дайте тот ответ, который первым приходит в голову. Отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Чем искреннее вы это сделаете, тем точнее и правильнее сможете изучить свой темперамент».

Текст опросника

1. Вы любите часто бывать в компании?

2. Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, не прочны, хотя и красивы?

3. Часто ли у вас бывают подъемы и спады настроения?

4. Во время беседы вы очень быстро говорите?

5. Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей?

6. Бывает ли, что вы передаете слухи?

7. Считаете ли вы себя человеком очень веселым и жизнерадостным?

8. Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так что неохотно меняете ее на что-нибудь другое?

9. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые Вас понимают, могут ободрить или утешить?

10. У вас очень быстрый почерк?

11. Ищете ли вы сами себе работу, занятие, хотя можно было бы и отдохнуть?

12. Бывает ли так, что вы не выполняете своих обещаний?

13. У вас много очень хороших друзей?

14. Трудно ли вам оторваться от дела, которым вы поглощены и переключиться на другое?

15. Часто ли вас терзает чувство вины?

16. Обычно вы ходите очень быстро, независимо от того, спешите или нет?

17. В школе вы бились над трудными задачами до тех пор, пока не решали их?

18. Бывает ли, что иногда вы соображаете хуже, чем обычно?

19. Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми?

20. Часто ли вы планируете, как будете себя вести при встрече, беседе и т. д.?

21. Вы вспыльчивы и легко ранимы намеками и шутками над вами?

22. Во время беседы обычно вы быстро жестикулируете?

23. Чаще всего вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдохнувшим?

24. Бывают ли у вас такие мысли, что вы не хотели бы, чтобы о них знали другие?

25. Вы любите подшучивать над другими?

26. Склонны ли вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем их сообщить кому-либо?

27. Часто ли вам снятся кошмары?

28. Обычно вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал?

29. Вы настолько активны, что вам трудно даже несколько часов быть без дела?

30. Бывало ли, что, разозлившись, вы выходили из себя?

31. Вам не трудно внести оживление в довольноскучную компанию?

32. Вы обычно довольно долго раздумываете, принимая какое-то, даже не очень важное, решение?

33. Вам говорили, что вы принимаете все слишком близко к сердцу?

34. Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции?

35. Если у вас что-то долго не получается, то обычно вы все же пытаетесь сделать это?

36. Возникало ли у вас, хотя и кратковременно,чувство раздраженияк вашим родителям?

37. Считаете ли вы себя открытым и общительным человеком?

38. Обычно вам трудно взяться за новое дело?

39. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хужедругих?

40. Обычно вам трудно что-то делать с медлительными и неторопливыми людьми?

41. В течение дня вы можете долго и продуктивно заниматься чем-либо, не чувствуя усталости?

42. У вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться?

43. Вас принимают иногда за человека беззаботного?

44. Считаете ли вы хорошим другом только того, чья симпатия к вам надежна и проверена?

45. Вас можно быстро рассердить?

46. Во время дискуссии обычно вы быстро находите подходящий ответ?

47. Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо?

48. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

Обработка результатов опроса.Опросник темперамента позволяет диагностировать следующие полярные его свойства: экстраверсию - интроверсию, ригидность - пластичность, эмоциональную возбудимость - эмоциональную уравновешенность, темп реакций (быстрый - медленный), активность (высокую - низкую) и, кроме того, искренность испытуемого в ответах на вопросы. Каждое свойство темперамента оценивается с помощью кода опросника (таблица 27). При этом следует построчно сложить ответы «да» (в коде указаны их номера) и полученные суммы умножить на коэффициент (3, 2 или 1 балл), затем то же сделать ответами «нет». После этого вычисляется общая сумма баллов по каждой шкале, характеризующая конкретное свойство темперамента (таблица 28).

Интерпретация результатов производится в соответствии с таблицей 29 «Средняя оценка и зоны выраженности свойств темперамента». Оценка по шкале искренности производится следующим образом: высокая искренность - 13-20 баллов, средняя - 8-12 баллов, низкая - 0-7 баллов (ответы ненадежны).

Процедура интерпретации полученных показателей завершается краткой характеристикой Вашего темперамента, например: «Мой темперамент характеризуется очень высокой экстраверсией (24 балла), средней пластичностью (7 баллов) и т.д.»

Затем следует связать степень выраженности выявленных свойств темперамента с традиционными четырьмя типами темперамента - меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик. Для этого необходимо рассмотреть, какие полярные свойства более (или менее) характерны для определенных типов. Например: очень высокая и высокая экставерсия будут характерны для сангвинического и холерического темперамента, высокая и очень высокая эмоциональная уравновешенность - для флегматического и сангвинического темперамента и т.д.

В завершении процедуры интерпретации следует сделать вывод о том, черты какого типа темперамента преобладают, какие черты нехарактерны, а какие проявляются эпизодически.

Оформление работы.Отчет о выполненной лабораторной работе должен содержать: название, цели работы; краткое описание диагностической методики; результаты обработки и интерпретации результатов исследования, в том числе: характеристику отдельных свойств темперамента и вывод о соотнесении этих свойств с типами темперамента.

Таблица 27. Код опросника

  Свойства темперамента Ответы «да» (номера соответствующих вопросов) Балл Ответы «нет» (номера соответствую-щих вопросов) Балл
1. Экстраверсия 1,7,13,19,25,31,37 4, 43    
2. Ригидность 8,26,32 2,14,20,38,44 19, 46
3. Эмоциональная возбудимость 15,21,33,39,45 3, 9   _   _
4. Темп реакций 4,16,28 10,22,34,40,46 17,29,37   _   _
5. Активность 5,11,17,23,29,35, 41,47          
6. Искренность 30,36,42,48 6, 12 18, 24, 25        

Таблица 28. Средние оценки и зоны выраженности

свойств темперамента.

Экстраверсия Ригидность Эмоц. возбудимость Темп реакций Активность
22-26 оч. высокая 16-23 оч.выс. 18-20 оч.высокая 20-22 оч.быстр. 24-26 оч выс.
17-21 высокая 12-15 высок. 14-17 высокая 14-19 быстрый 21-23 высок.
12-16 средняя 7-11 средняя 8-13 средняя 9-13 средний 14-20 средн.
7-11 высокая интроверсия 3-6 высокая пластичность 4-7 высок. эмоц. уравновешен-ть 5-8 медленный 9-13 низкая
0-6 оч. высокая интроверсия 0-2 оч. высок. пластичность 0-3 оч. высокая эмоц. уравн-ть 0-4 очень медленный 0-8 очень низкая

Определение акцентуаций характера по методике

К. Леонгарда

Лабораторная работа

Цели работы: анализ адаптивных возможностей основных типов акцентуаций; определение собственного уровня акцентуированного выражения по методике К. Леонгарда; анализ результатов исследования и составление рекомендаций.

Материал:методика К. Леонгарда, ключ методики. Средние оценки и зоны выраженности акцентуаций [13].

ХОД РАБОТЫ

1 этап. Анализ особенностей проявления типов акцентуаций характера. Из предложенного ниже списка, характеризующего особенности общения и поведения индивида в зависимости от типа акцентуации характера, опишите каждый из предложенных в таблице типов акцентуаций, сгруппировав их определенным образом по следующему плану:

1. Привлекательные черты личности и поведения.

2. «Конфликтные», негативные черты личности и поведения.

3. Особенности общения и поведения.

Для заполнения таблицы 29 воспользуйтесь представленными ниже описаниями проявлений различных типов акцентуаций характера. Проанализируйте основные типы акцентуаций характера, представленных в таблице с точки зрения их адаптивных возможностей.

Таблица 29. Особенности общения и поведения

в зависимости от типа акцентуации характера.

Типы акцентуаций Привлекательные черты «Конфликтные» негативные черты Особенности общения и поведения
Гипертимы      
Возбудимые      
Эмотивные, лабильные      
Педантичные      
Тревожные      
Циклотимные    
Демонстративные      
Застревающие (Неуравновешенные)      
Дистимичные      
Экзальтированные      

Привлекательные черты:энергичность, жажда деятельности, инициативность, чувство нового, оптимизм, серьезность, высокая нравственность, добросовестность, справедливость, альтруизм, сострадание, жалостливость, радость чужим удачам, исполнительность с высоким чувством долга, обходительность, упорство, целенаправленность, актерское дарование, способность увлечь других, неординарность, вне приступов гнева – добросовестность, аккуратность, любовь к детям, стремление добиваться высоких показателей в любом деле, высокое требование к себе, жажда справедливости, принципиальность, крепкие устойчивые взгляды, серьезность, надежность в делах и чувствах, ровное настроение, дружелюбие, самокритичность, исполнительность, художественный вкус, яркость чувств, привязаны к друзьям.

«Конфликтные», негативные черты:легкомысленность, склонность к аморальным поступкам, несерьезное отношение к обязанностям, раздражительность в кругу близких друзей, пассивность, пессимизм, грусть, замедленность мышления, «отрыв от коллектива», крайняя чувствительность, слезливость, провоцируют нападки невоспитанных или раздражительных людей, эгоизм, необузданность поступков, лживость, хвастливость, отлынивание от работы, склонность «заболевать» в самые ответственные и трудные моменты, склонность к интригам и высоким притязаниям, провоцирует конфликты, при этом активно защищается, вспыльчивость, неадекватные вспышки гнева и ярости с рукоприкладством, жестокость, ослабленный контроль над влечением, обидчивость, подозрительность, мстительность, честолюбие, самонадеянность, ревнивость, формализм, стремление переложить принятие важного решения на других, боязливость, чрезмерная впечатлительность, паникерство, подверженность отчаянию.

Особенности общения и поведения: чрезмерно приподнятое настроение; всегда весел; разговорчив; очень энергичен; самостоятелен; стремится к лидерству, риску, авантюрам; не реагирует на замечания; игнорирует наказания; теряет грань недозволенного; отсутствует самокритичность; постоянно пониженное настроение; грусть; замкнутость; немногословность; пессимистичность; тяготится шумным обществом; ценят тех, кто дружит с ними и склонен им подчиняться; общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения, и низкая в период подавленности); чрезмерная чувствительность; ранимость; глубоко переживают малейшие неприятности; излишне чувствительны к замечаниям, неудачам, поэтому у них чаще печальное настроение; редко вступают в конфликты, играют в них пассивную роль; обиды не выплескивают наружу; стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, скандалы, обморок, болезни, хвастовство; легко забывают о своих неблаговидных поступках; высокая приспособляемость к людям; повышенная раздражительность; склонность к хамству и нецензурной брани; активно и часто конфликтуют, не избегают ссор; неуживчивы в коллективе; «застревают» на своих чувствах, мыслях, не могут забыть обид; склонность к затяжным склокам; четко определяют круг друзей и врагов; выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей; изнуряют чрезмерной аккуратностью; пониженный фон настроения; опасения за себя, близких; робость, неуверенность в себе; крайняя нерешительность; редко вступают в конфликты; очень изменчивое настроение; ярко выражены эмоции; повышенная отвлекаемость на внешние события; словоохотливость; влюбчивость.

2 этап. Определение акцентуаций характера по методике К.Леонгарда. Студенты работают самостоятельно, согласно инструкции:«Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утвер­ждением, рядом с его номером в тетради поставьте знак «+» («да»), если нет - знак «—» («нет»). Над вопросами долго не ду­майте, правильных и неправильных ответов нет».

Текст опросника

1. У Вас часто веселое и беззаботное настроение?

2. Вы чувствительны к оскорблениям?

3. Бывает ли так, что у Вас на глаза наворачиваются слезы в кино, театре, в беседе и пр.?

4. Сделав что-то. Вы сомневаетесь, все ли сделано пра­вильно до тех пор, пока еще раз не убедитесь в том, что все сделано правильно?

5. В детстве Вы были таким же отчаянным и смелым, как все Ваши сверстники?

6. Часто ли у Вас меняется настроение от состояния безразличия до отвращения к жизни?

7. Являетесь ли Вы центром внимания в коллективе, в компании?

8. Бывает ли так, что Вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не раз­говаривать?

9. Вы серьезный человек?

10. Способны ли Вы восторгаться, восхищаться чем-либо?

11. Предприимчивы ли Вы?

12. Вы быстро забываете, если Вас кто-то оскорбит?

13. Мягкосердечны ли Вы?

14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало?

15. Стремитесь ли Вы считаться в числе лучших со­трудников?

16. Бывало ли Вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой, а может, такое чувство бывает и теперь?

17. Стремитесь ли Вы во всем и всюду соблюдать порядок?

18. Зависит ли Ваше настроение от внешних обстоя­тельств?

19. Любят ли Вас Ваши знакомые?

20. Часто ли у Вас бывает чувство сильного внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?

21. У Вас часто бывает несколько подавленное настроение?

22. Бывали ли у Вас хотя бы один раз истерики или нервные срывы?

23. Трудно ли Вам усидеть на одном месте?

24. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, энергично ли Вы отстаиваете свои интересы?

25. Можете ли Вы зарезать курицу, овцу?

26. Раздражает ли Вас, если дома занавес или ска­терть висят неровно и Вы сразу же стремитесь попра­вить их?

27. В детстве Вы боялись оставаться один в доме?

28. Часто ли у Вас беспричинно меняется настроение?

29. Всегда ли Вы стремитесь быть достаточно сильным специалистом в своем деле?

30. Быстро ли Вы начинаете злиться или впадать в гнев?

31. Можете ли Вы быть очень веселым?

32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья бук­вально пронизывает Вас?

33. Как Вы думаете, получился бы из Вас ведущий, конферансье в концерте, представлении?

34. Вы обычно высказываете свое мнение достаточно откровенно и недвусмысленно?

35. Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у Вас неприятного ощущения?

36. Любите ли Вы работу, где необходима высокая лич­ная ответственность?

37. Склонны ли Вы защищать тех, по отношению к которым поступили, на Ваш взгляд, несправедливо?

38. Вам трудно, страшно спускаться в темный подвал?

39. Предпочитаете ли Вы работу, где необходимо дей­ствовать быстро, но не требуется высокого ее качества?

40. Общительный ли Вы человек?

41. В школе Вы охотно декламировали стихи?

42. Убегали ли Вы в детстве из дома?

43. Кажется ли Вам жизнь трудной?

44. Бывает ли так, что после конфликта или обиды Вы были до того расстроены, что заниматься делом казалось просто невыносимо?

45. Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувства юмора?

46. Предпринимаете ли Вы первым шаги к примире­нию, если Вас кто-нибудь обидел?

47. Вы очень любите животных?

48. Возвращаетесь ли Вы, чтобы убедиться, что остави­ли дом или рабочее место в порядке?

49. Преследуют ли Вас неясная мысль о том, что с Вами, Вашими близкими может случиться что-то страшное?

50. Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво?

51. Трудно ли Вам докладывать, выступать перед аудиторией?

52. Можете ли Вы ударить обидчика, если он Вас оскорбит?

53. У Вас большая потребность в общении с другими людьми?

54. Вы относитесь к тем, кто при разочаровании впада­ет в глубокое отчаяние?

55. Вам нравится работа, требующая энергичной орга­низаторской деятельности?

56. Настойчиво ли Вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу пре­пятствий?

57. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступят слезы?

58. Часто ли Вам трудно уснуть из-за того, что проблемы преды­дущего или будущего дня все время крутятся у Вас в голове?

59. В школе Вы иногда подсказывали своим товари­щам или давали им списывать?

60. Требуется ли Вам большое напряжение, чтобы но­чью пройти через кладбище?

61. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы каждая вещь в Вашей квартире была точно на одном и том же месте?

62. Бывает ли так, что перед сном у Вас хорошее на­строение, а утром Вы встаете мрачным?

63. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?

64. Бывают ли у Вас головные боли?

65. Вы часто смеетесь?

66. Можете ли Вы быть приветливым с теми, кого явно не цените, не любите, не уважаете?

67. Вы подвижный человек?

68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?

69. Вы настолько любите природу, что можете назвать себя ее другом?

70. Уходя из дому или ложась спать. Вы проверяете, погашен ли везде свет и заперты ли двери?

71. Вы очень боязливы?

72. Изменится ли Ваше настроение при приеме алкоголя?

73. Раньше Вы охотно участвовали в кружках художе­ственной самодеятельности, а может, и сейчас участвуете?

74. Вы расцениваете жизнь скорее пессимистично, не­жели радостно?

75. Часто ли Вас тянет попутешествовать?

76. Может ли Ваше настроение измениться так резко, что состояние радости вдруг сменяется угрюмой подавлен­ностью?

77. Легко ли Вам удается поднять настроение подчи­ненных или сотрудников?

78. Долго ли Вы переживаете обиду?

79. Переживаете ли Вы долгое время горести других людей?

80. Часто ли, будучи школьником. Вы переписывали, страницы в Вашей тетради, если в ней допускали помарки?

81. Относитесь ли Вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?

82. Часто ли Вы видите страшные сны?

83. Бывает ли, что Вы остерегаетесь того, что можете броситься под колеса проходящего поезда?

84. В веселой компании вы обычно веселы?

85. Способны ли Вы отвлечься от трудной проблемы, требующей обязательного решения?

86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, если примете алкоголь?

87. В беседе Вы скупы на слова?

88. Если бы Вам необходимо было играть на сцене, Вы смогли бы так войти в роль, что забыли бы о том, что это только игра?

Обработка результатов. Оценивание уровня акцентуированного выражения личности производится в соответствии с таблицей 30. Подсчитайте количество ответов «Да» (+) на одни ука­занные вопросы и количество ответов «Нет» (—) на другие, затем сумму умножьте на соответствующее данной шкале число. Результаты исследования представьте графически с учетом выраженности акцентуаций характера (рис.7).

Таблица 30. Ключ опросника

Типы акцентуаций Варианты ответов № вопросов Коэффициент
Гипертимы да (+) 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77 3 (значе-ние шкалы умножается на 3)
  нет (-)   -
Возбудимые да (+) 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81  
нет (-) 12,46,59
Эмотивные, лабильные да (+) 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79  
нет (-)
Педантичные да (+) 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83  
нет (-)
Тревожные да (+) 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82
нет (-)
Циклотимные да (+) 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84
нет (-) -
Демонстративные да (+) 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88  
нет (-)
Застревающие (Неуравновешенные) да (+) 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86
нет (-) -
Дистимичные да (+) 9, 21, 43, 75, 87  
нет (-) 31, 53, 65
Экзальтированные да (+) 10, 32, 54, 76  
нет (-) -

Рис. 7. Зоны выраженности акцентуаций

Определение акцентуаций характера по методике - student2.ru

Интерпретация результатов. Интерпретация результатов должна включать оценку выраженности всех типов акцентуаций по зонам; краткую характеристику черт личности и характера, особенностей общения и поведения испытуемого с опорой на соответствующие результаты исследования. При составлении характеристики черт личности и поведения уместно использовать материалы таблицы 29.

Зона выраженной акцентуации включает в себя значения от 12 до 24 баллов. Признаком акцентуации, т. е. сильной выраженности данного свойства, считается показатель, превышающий 12 баллов. Значения от 8 до 12 соответствуют средним значениям, а значения ниже 8 характеризуют отсутствие выраженности акцентуации.

Если ни одно свойство не превышает показателя 12 баллов, можно подсчитать средний показатель по всем свойствам и обратить внимание на те из них, показатель которых выше среднего значения.

Оформление работы. Отчет о выполненной лабораторной работе должен содержать: название, цели работы; краткое описание диагностической методики; результаты обработки и интерпретации результатов исследования, в том числе: количественные данные, график выраженности типов акцентуаций, характеристику черт личности и характера, особенностей поведения испытуемого, психологические рекомендации испытуемому, вывод.

Наши рекомендации