Уотсон (Watson) Джон Бродес 11 страница

Естественным путем к удовлетворению этой потребности было бы завершение прерванного задания. В самом деле, испытуемые часто хватаются за прерванную работу, если она по недосмотру осталась лежать на столе, чтобы закончить ее (см. опыты М. Ов-сянкиной).

.. - ВН

У младших детей, для которых отношение ВЗ гораздо

больше, чем у взрослых, сильнее также потребность в завершении действия, а значит, и тенденция к возобновлению. Часто слу­чалось так, что дети, приходя к экспериментатору спустя 2 или 3 дня, просили дать им закончить задание.

В наших опытах естественный путь для разрядки напряженной системы, т. е. завершения задания, закрыт экспериментатором. На­пряжения продолжают существовать. Если для наших результатов являются определяющими не сами впечатления от момента пре­рывания, а фактическая незавершенность в момент опроса, то из этого следует, что причиной преобладания в памяти незавер­шенных действий является продолжающая существовать квази­потребность.

Потребностные напряжения вызывают не только непосредствен­но тенденцию к завершению задания, но и способствуют впослед­ствии их лучшему воспроизведению. Воспроизведение выступает здесь в роли индикатора потребностного напряжения.

Как могут проявиться подобные напряжения в таком, казалось бы, совершенно другого рода процессе, как воспроизведение, мо­жет быть понято только на основе общей теории психической ди-

9—957

           
    Уотсон (Watson) Джон Бродес 11 страница - student2.ru
  Уотсон (Watson) Джон Бродес 11 страница - student2.ru
      Уотсон (Watson) Джон Бродес 11 страница - student2.ru
 
 

намики, причем особенно важно установить, происходит ли при воспроизведении одновременно разрядка отдельных напряжений.

Итак, мы видим, что лучшее запоминание незавершенных дей­ствий обусловлено не связанными с моментом прерывания пережи­ваниями, а с суммой тех сил, которые проявляются в момент опроса.

Но потребностные напряжения, вытекающие из прежней рабо­ты, не являются единственными динамическими факторами. Име­ется инструкция экспериментатора о перечислении заданий, и в соответствии с ней у испытуемых возникает тенденция к воспро­изведению (Reproduktioswille), иначе говоря, квазипотребность в перечислении всех заданий.

С динамической точки зрения общая ситуация в конце опыта представляет собой следующее: в результате инструкции экспери­ментатора возникает квазипотребность в перечислении всех зада­ний, при этом для незавершенных заданий существуют дополни­тельные квазипотребности, а именно неудовлетворенные потреб-" ностные напряжения.

Преобладание незавершенных действий при опросе как след­ствие этих напряжений зависит от соотношения сил обоих основ­ных факторов. Если преобладает тенденция к воспроизведению, возникающая в результате инструкции, то относительное преобла­дание незавершенных заданий (ВН) должно отодвинуться на вто,-рой план (ВН должно быть приблизительно равно ВЗ). С другой стороны, относительное пребладание незавершенных заданий, воз­никающее на основе возможных квазипотребностей этих действий, проявляется тем резче, чем слабее тенденция к воспроизведению, т. е. чем слабее специальное намерение перечислить все задания. В этом случае степень преобладания незавершенных действий над завершенными существенно зависит от силы квазипотребности, наличие которой для отдельных испытуемых и отличает незавер­шенные действия от завершенных.

В связи с этим возникают два вопроса:

1) О значении тенденции к воспроизведению. 2) О природе и возникновении потребностных напряжений при незавершенных действиях.

Наши рекомендации