По мотивам Сократа: «Говори, чтобы я тебя видел». Эссе
Однажды сын явился к маме
И стал с волненьем вопрошать:
«Скажи мне, мама, ты не знаешь,
Давно ль на свете жил Сократ?
В каком краю он жил и чем он славен?
Какие подвиги и доблести свершал?
Какие книги в память о себе оставил?
И почему для многих идеалом стал»?
Ответить на вопросы эти
Отнюдь не просто, не легко!
Таких людей на свете мало,
Кто знает о Сократе всё!
И смотрит мальчик тот с укором,
Никак не может маму он понять –
В вопросах этих, что ж такого,
Что маме сложно отвечать!
Судить не станем строго маму,
Ей отвечать и верно нелегко –
Ведь о Сократе нам известно мало,
Хотя и был он первым мудрецом!
Он не писал трудов, трактатов,
Он только речи говорил.
Не жаждал он ни славы, ни богатства,
Он душу в чистоте беречь учил.
Он первый из мыслителей античных
Призвал людей: «Познай себя».
Он душу чтил, как мира сущность,
И коль душа чиста, она – есть идеал!
И душу человека изучая,
Сократ всему основой речь считал:
Лишь речь одна даёт возможность
Учить и совершенствовать себя,
И только с нею человеку можно
Узнать, чиста ли, праведна ль душа,
И только речь всегда поможет
С людьми в делах согласие найти,
Лишь речь без скромности покажет,
Каков ты есть в глазах других!
Сократ сказал: «Одно есть только благо – это знание,
И есть одно лишь только зло – невежество людское».
Давным-давно всё это было –
В Афинах жил мудрец Сократ.
Его речей и мыслей сила,
Господ Афинских начала пугать.
Был суд неправедный устроен
И «акт винительный» провозглашён:
«Мол, говорит он слишком много,
Речами развращает молодёжь,
Богов не чтит, которых надо,
Души людской придумал божество».
И смертный приговор
Сократу был объявлен,
И яд цикуты принесён…
Он умер! Как давно всё это было!
Веков немало минуло с тех пор.
Пусть сядет рядом мама с сыном,
И малышу расскажет это всё.
Пусть впрок ему пойдут советы
Из древних греческих Афин,
Пусть учится искать ответы
Не только на страницах книг,
Пусть будет не ленив душою,
Пусть совершенствует себя,
Пусть сам руководит судьбою,
Как это всем велел Сократ.
По мотивам Декарта. Эссе
Леонович Н., студентка 2 курса
Жил один ученый – Декарт.
Искал он душу человека.
Узнать хотел, как выглядит она
Его душа как человека.
Решил, что звери без души,
И церковь согласилась с этим.
Декарт сказал, что звери
Механические игрушки,
И рвать и резать их можно без наркоза,
Но что шипят они, все это пустяки.
Но после смерти удивил Рене еще,
Что без головы был он похоронен.
И череп его, как сувенир,
По коллекциям лет 150 ходил.
И также сказать можно нам,
Что бихевиористам толчок он дал.
Когда-то жил мудрец. Эссе
На Самосе, возле гор,
Жил великий Пифагор.
С идейными друзьями вместе
Воспел божественную песню:
«Вещи в числа обращаются,
Вокруг «очага» весь мир вращается,
Всего основа – абсолют –
Божественного мира суть».
Однако Гераклит Эфейский
Свой аргумент продвинул детский:
Мол, из огня всё возникает,
Закономерно протекает.
Процесс движения, борьба.
Здесь диалектика видна.
Бог к этому и не причастен,
Над миром он совсем не властен.
«Нет!», – возмутился Ксенофон, –
В вопросах этих тот профан,
Кто в бытие не видит Бога,
Их путь - от печи до порога!
Но, через двести с малым лет
От Эмпедокла нам привет:
Всё сущее до наших дней
Слагалось из таких «корней»:
Воздух, вода быстротечная,
Огонь и земля наша вечная!
Анаксагор ещё добавил,
Что Солнце – раскалённый камень!
Его в безбожье обвинили,
И к смерти вмиг приговорили.
Но спас его глава Афин -
Перикл, прогресса славный сын,
Организовав его побег
Во имя будущих побед.
Когда-то жил мудрец учёный
И сочинил трактат он о душе.
А имя он носил – Платон.
Теорию развил о бытие.
Он утверждал, что мир весь познаваем.
И говорил: «Познай себя».
Божественной, бессмертной он душу называет,
И с этим полностью согласна я.
Для объяснения бытия
Развил теорию такую:
О бестелесных формах вещей,
Объясняющуюся видами его идей.
«Идеи вечны и не погибают», –
Так утверждал мудрец Платон.
Ну а потом, он говорил: «Душа вступает
Посредником между миром идей
И чувствительных вещей».
По мотивам Эпикура: «Невозможное спокойствие». Эссе
У человека, полагал Эпикур, всего лишь два врага есть.
Страх и всего-навсего надежда.
Бывает страх перед богами, это глупо,
Ведь боги слишком высоко.
Иль перед смертью, это тоже глупо.
Пока мы живы, смерти нет.
А когда смерть пришла, то нас уже нет.
Надежда, он считал, – «враг посильнее».
Ведь человек надеется на то,
Что завтра жизнь вся станет веселее.
И люди станут лучше и добрее,
Но нет, считал он, ничего подобного,
Не станет с ними в наши дни,
Пока не добьёшься сам невозмутимости.
Когда тебе не будет дела до других,
Когда изменишься ты сам,
Когда ты ничего и никогда не сможешь изменить в других.
Только тогда добьёшься ты его,
Того спокойствия невозмутимого.
Да Эпикур, он жил до нашей эры.
Но даже и тогда он видел смысл.
Когда ещё все люди были подобрее,
Ну а правители, возможно, были по-мудрее.
Судьба не распоряжается тем, что зависит от человека.
По мотивам Эпикура: «Нагибайся лишь затем,