Тема 4. Деятельность и общение как способы социальной жизни человека

Деятельностное бытие человека. Многомерность категории «дея­тельность». Деятельность как производство, как труд, как самодеятель­ность и как практика. Философское определение деятельности. Практи­ка как генетический источник человеческой субъективности. Социаль­ность, предметность, сознательность человеческой практики.

Деятельностный подход к психологии. Деятельность как объясни­тельный принцип и как предмет исследования. Совместная — индиви­дуальная деятельность; внешняя — внутренняя деятельность. Процесс интериоризации — экстериоризации в деятельности.

Человек как субъект деятельности. Психологическое строение ин­дивидуальной деятельности: потребности, мотивы, цели. Деятельность, действия, операции. Процессы деятельности: мотивирование, целеполагание, проектирование, программирование, планирование, реализация, контроль, коррекция, оценка.

Психология освоения деятельности человеком. Психологические условия освоения деятельности. Знания, умения и навыки как продукты освоения деятельности. Деятельностные способности человека: преобра­зования, организации, управления, регуляции. Основные виды деятель­ности и их роль в становлении психологии человека.

Понятие общения в психологии- Многоплановый характер обще­ния. Единство общения и деятельности. Структура общения. Общение как коммуникация. Модель коммуникативного общения. Средства ком­муникации, вербальные и невербальные средства общения. Понятие коммуникативных барьеров. Общение в контексте взаимодействия лю­дей. Виды взаимодействия: содружество, конкуренция, конфликт. Взаи­модействие как организация совместной деятельности. Типы совмест­ной деятельности.

Межличностное познание в общении. Общение как восприятие людьми друг друга. Взаимоотношения и взаимопонимание в процессе об­щения. Механизмы взаимопонимания в общении: идентификация, эм­патия, рефлексия. Содержание и эффекты межличностного восприятия.

Тема 5. Человек среди людей

Типы и формы социальных объединений. Социальная структура и неструктурированная общность. Классификация социальных объедине­ний в психологии. Группы первичные и вторичные; формальные и не­формальные; группы членства и референтные группы.

Единицы анализа форм организации человеческих общностей. Понятия связей и отношений. Единство места, действия и субъективной картины мира как интегративная единица психологического анализа общности. Понятия статуса, роли, позиции в анализе общности.

Социальная организованность — объединение с целевой детерми­нацией деятельности. Малая группа — форма социальной организован­ности. Характер связей и отношений в организации. Уровень развития социальных организованностей: диффузная группа, просоциальная ор­ганизация, коллектив, асоциальная ассоциация, корпорация.

Социально-психологические явления в малой группе. Процессы интеграции и дифференциации в группе. Социометрическое направле­ние в изучении малых групп. Лидерство, сплоченность, организован­ность в группе.

Категория со-бытия. Co-бытийная общность как ценностно-смы­словое объединение людей. Понятие общности в психологии. Со-бытийная общность, природа, функции, строение.

Тема 6. Сознание как интегративный способ бытия человека

Понятие о сознании в философии и психологии. Бытие (онтоло­гия) сознания. Сознание как осознанное бытие, как атрибут социаль­ных систем. Практика сознания как предмет психологического анализа.

Психологическая структура сознания. Сознание и бессознательное. Учение З.Фрейда о бессознательном. Бессознательное как арефлексивное сознание. Бессознательное как семантическая реальность (В.В.На­лимов). Бытийный и рефлексивный слои сознания. Биодинамическая ткань движения и действия, чувственная ткань образа как образующие бытийного слоя сознания. Значение и личностный смысл как состав­ляющие рефлексивного слоя сознания. Сознание как целое.

Самосознание как сознание самости. Самосознание как психиче­ский процесс восприятия себя в различных ситуациях. «Образ Я». Са­мопознание как компонент самосознания. Самопознание как соотно­шение себя с Другим. Самопознание и самооценка. Понятие о механиз­мах психологической защиты.

Рефлексивное сознание как сознание сознания. Рефлексия как осознание субъектом средств и оснований собственной деятельности. Механизм рефлексии. Основные компоненты психологического меха­низма рефлексивного процесса. Рефлексивный выход как компонент рефлексивного процесса. Направленность на деятельность как компо­нент рефлексивного процесса. Виды рефлексивного сознания: полагаю­щее, сравнивающее, определяющее, синтезирующее, грансцендирующее сознание; их отнесенность к различным проекциям духовной жизни че­ловека. Трансцендирующее сознание как осознание эквивалентности человека и мира, тождества индивида и рода. Трансцендирующее созна­ние как абсолютное, вселенское сознание.

Наши рекомендации