Конституционные типологии в психологии
К индивидным особенностям относятся также конституция (морфология, анатомия) тела. В психологии описана попытка установить связь между строением тела индивида и его психологическими особенностями. При этом исследователи пытались выделить наиболее характерные, типичные конституции и связать их с типичными проявлениями в поведении индивида. Широкую известность в психологии получили типологии Э.Кречмера и У.Шелдона.
В работе «Строение тела и характер» Э.Кречмер попытался увязать психологические особенности, в первую очередь психические заболевания, с особенностями строения тела человека.
Он утверждал, что определенной конституции соответствует определенный психологический склад человека. На основе клинических наблюдений он пришел к установлению связи между выделенными им типами телосложения, типами характера и психическими заболеваниями.
Свою типологию Э.Кречмер строил для потребностей медицинской практики; в особенностях телосложения чело века он пытался найти признаки, по которым в клинике можно было бы проводить диагностику психических заболеваний. Э.Кречмер выделял три постоянно повторяющиеся главных типа строения тела, которые назвал астеническим, атлетическим и пикническим.
Астенический тип — это худой, тонкий, «с узкими плечами, с сухими тонкомышечными руками, с тонкокостными костями, с длинной, плоской грудной клеткой... с тонким, лишенным жира животом, с такими же руками и ногами» [8]. Атлетический тип характеризуется сильным развитием скелета и мускулатуры. Пикнический тип отличается средним ростом, плотной фигурой, большим животом, круглой головой и маленькой плотной шеей. Для У.Шелдона исходным при построении конституционной типологии выступило не понятие типа как совокупности физических и психических черт по Э.Кречмеру, а понятие компоненты или параметра. На основе анализа большого количества фотографий человеческих фигур он выделил три варианта телосложения, максимально не похожих друг на друга.
Первый вариант характеризовался мягкостью, наличием большого живота, большого количества жира на плечах и бедрах, круглой головой, крупными внутренними органами, вялыми руками и ногами, неразвитыми костями и мышцами. Для второгохарактерны широкие плечи и грудная клетка, мускулистые руки и ноги, минимальное количество подкожного жира, массивная голова. Третий вариант олицетворял худой человек, с вытянутым лицом, высоким лбом, тонкими длинными руками и ногами, узкой грудной клеткой и животом, неразвитой мускулатурой, отсутствием подкожного жирового слоя, хорошо развитой нервной системой.
На основании этих вариантов У.Шелдон выделил три первичных компоненты телосложения, или параметра (поэтому его типология называется параметрической). Он обозначил параметры соответственно: эндоморфный, мезоморфный, экто-морфный. Сочетание трех названных параметров образует соматотип. При этом каждый из параметров оценивается по семибалльной шкале. Таким образом, телосложение каждого конкретного индивида оценивается коэффициентом, состоящим из трех цифр, характеризующих степень выраженности компонентов телосложения данного человека.
Трем основным соматотипам — эндоморфному, мезоморфному, энтоморфному — У.Шелдон на основе статистического метода приводил в соответствие три группы черт характера или темперамента. Эндоморфный тип телосложения соответствует висцеротоническому типу темперамента; мезоморфный соматотип — соматотоническому типу; эктоморфное телосложение коррелирует с церебротоническим типом темперамента [9]. Каждый из типов темперамента характеризовался набором из 20 черт.
Висцеротонику свойственны такие черты, как: расслабленность, любовь к комфорту, замедленность реакций, любовь к пище, социализация пищевой потребности, удовлетворение от пищеварения, потребность быть среди людей, приветливость со всеми, жажда похвалы и одобрения, ориентация на других людей, стабильность эмоциональных проявлений, терпимость, безмятежная удовлетворенность, хороший сон, бесхарактерность, легкость в обращении и выражении чувств, общительность и мягкость, потребность в людях в тяжелую минуту, ориентация на семью и детей.
Соматотонику присущи: уверенность в осанке и движениях, любовь к физическим нагрузкам и приключениям, энергичность, потребность в движениях, стремление к власти, любовь к риску, решительные манеры, храбрость, агрессивность, психологическая нечувствительность, боязнь замкнутого пространства, отсутствие жалости и такта, громкий голос, безразличие к боли, общая шумливость, соответствие внешнего вида более пожилому возрасту, экстраверсия, настойчивость, тяга к действию в тяжелую минуту, ориентация на юношеские Цели и занятия.
Церебротоник наделен такими качествами: сдержанность манер и движений, скованность в осанке, чрезмерная физиологическая реактивность, повышенная скорость реакций, склонность к одиночеству; чрезмерное умственное напряжение, повышенный уровень внимания, тревожность; скрытность чувств, эмоциональная сдержанность; беспокойные движения глаз и лица; страх перед социальными контактами; застенчивость; трудность приобретения новых привычек; боязнь открытого пространства; неумение предвидеть отношение к себе других людей; тихий голос, боязнь вызвать шум; чрезмерная чувствительность к боли; плохой сон, хроническая усталость; юношеская живость манер и внешнего облика; концентрированное, скрытое и субъективное мышление; устойчивость к действию алкоголя и других депрессантов, потребность в уединении в тяжелую минуту, ориентация на пожилой возраст.
Конституциональные типологии Э.Кречмера и У.Шелдона и их попытки связать тип телосложения с психологическими особенностями индивида критиковались за стремление напрямую связать тип телосложения, обусловленный генотипически, с характером и темпераментом человека, т.е. с психологическим складом личности. Исследователи указывают на неправомерность попыток вместить многообразие систем интеграции свойств человеческого организма в жесткую схему нескольких вариантов.
В то же время отмечается ошибочность самого подхода, когда за основу целостных психологических структур (темперамент, характер) берется часть биологической подсистемы, а также неразработанность самой проблемы типологии конституции организма. «К сожалению, — пишет В.М.Русалов, — мы еще далеки от знания точного количества типов общих конституций человеческого организма... До сих пор предметом многомерной классификации являются лишь наборы отдельных признаков, относящихся к тем или иным подсистемам человеческого организма, а не к общей конституции в целом, в которую следует включать и генетические, и биологические, и соматические, и физиологические, и нейрофизические данные человека» [10].
Но нельзя и отрицать связи типов телосложения с определенными чертами характера и социальным поведением индивида. Однако не следует искать природу этой связи в наследственной обусловленности. Сами по себе особенности телосложения не определяют развитие психических качеств человека. Они могут выступать в качестве органических предпосылок, опосредованно влияющих на становление психических особенностей. Их реальное влияние проявляется в системе межличностных отношений носителей телесных качеств.
В исследованиях американских психологов отмечено, что конституционные особенности могут влиять на поведение и психику человека. Но это влияние неоднозначно и зависит от возраста индивида. В конкретно-психологических исследованиях была выявлена зависимость поведения и характера подростков и юношей от их телосложения. Отмечено, что тот или иной тип телосложения имеет определенную социальную ценность, вызывает у окружающих людей соответствующие чувства и ожидания. Указывается, что три соматотипа У.Шелдона (эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный) обладают в глазах людей неодинаковой привлекательностью. Во всех возрастах наиболее привлекателен мезоморфный, а наименее — эндоморфный тип. Со стройным, мускулистым телом подростки ассоциируют качества вожака, спортивность, активность. Напротив, полный и упитанный подросток является предметом насмешек сверстников. Такие подростки редко занимают ведущее положение среди сверстников, имеют меньше возможностей выбора друзей и чаще испытывают потребность в поддержке.
Не конституция сама по себе определяет особенности поведения и характера человека, а оценка телесных свойств окружающими (а в большей степени — самовосприятие их индивидом). В психиатрии описан «синдром дисморфофобии», или «дисморфомании», проявляющийся в опасении или страстной убежденности наличия у себя физического недостатка, неприятного для других. Данный синдром свойствен преимущественно подростковому возрасту — более 80% случаев падает на период полового созревания.
Чаще всего недостаток видится у себя на лице — крупный уродливый нос, оттопыренные уши, круглое лицо, большой рот, «некрасивая кожа» и т.п. В других случаях внимание сосредоточено на чрезмерной полноте или худобе, толстых или тонких ногах и т.п.
Как отмечает специалист в области подростковой психиатрии А.Е.Личко, у подростков-мальчиков дисморфофобии часто сочетаются с задержанным или недостаточным сексуальным развитием. Поэтому темой для переживаний служат и малый рост, и евнуховидные пропорции тела, и слаборазвитые вторичные половые признаки. У девочек данный синдром, наоборот, чаще развивается на фоне акселерации и болезненно переживаются большой рост, крупные грудные железы, волосистость на руках и ногах и т.д. «В основе дисморфофобии и дисморфомании, — пишет А.Е.Личко, — могут лежать действительные, но незначительные дефекты, отнюдь не создающие неблагоприятного отношения у окружающих. Значение этих недостатков чрезвычайно преувеличивается. В других случаях эти дефекты целиком являются воображаемыми» [11].