Треугольник Карпмана. Как выйти
Попадая в треугольник Карпмана, как выйти из него, люди часто не знают и страдают в нем годами, примеряя на себя роли Жертвы Избавителя и Преследователя.
Чтобы выйти из треугольника судьбы, нужно:
1. Осознать, что Вы вовлечены в деструктивные отношения, которые не несут в себе позитива.
2. Определить, кто Вы: Жертва, Избавитель или Преследователь сейчас, и кем Вы бываете чаще всего.
3. Понять, какую выгоду Вы получаете, играя роли, и найти другие источники ее получения.
4. Принять для себя твердое решение выйти из треугольника Карпмана.
5. Перестать играть нынешнюю роль без перехода в другие.
6. Взять на себя ответственность за развитее ситуации и не ждать от других изменений, перекладывая на них груз ответственности. Это Вам больше не нравится игра, и именно Вы не хотите больше в нее играть.
7. Изменить отношение к связям: Жертва должна стать учеником, Спасатель – наблюдателем, а Преследователь – добрым учителем, который не терроризирует своего ученика.
Как перестать быть Спасателем
v Не берите на себя ответственность за то, что Вы не в состоянии полностью изменить или даже просто контролировать.
v Не делайте вместо Жертвы то, что она может сделать сама. Даже если у нее получится хуже, чем у Вас, пускай учится. Жертва должна научиться самостоятельно проживать свою жизнь.
v Не давайте прямых руководств к действию в виде добрых советов. Если Жертва, действительно, не знает, как поступить в какой-то ситуации, Вы можете предложить несколько вариантов на выбор. Но выбирать один из них должен не Спасатель, а Жертва.
v Не давая советов, Вы можете просто рассказать, как Ваш один знакомый вышел из подобной ситуации. Делитесь просто информацией.
v Не обещайте и не гарантируйте. Если Вы все-таки соглашаетесь поучаствовать в жизни Жертвы, то к согласию обязательно добавляйте: «я постараюсь», «не обещаю, что получится, но я попробую», «если будет время».
v Не предлагайте, а, тем более, не навязывайте свои услуги, когда Вас об этом не просят. Вы тем самым уже изначально ставите Жертву в состояние никчемности и неспособности самостоятельно действовать.
v Не стесняйтесь сказать «нет» пустому нытью и беспочвенным жалобам Жертвы. Выслушивая их часами, Вы помогаете Жертве еще больше в них увязнуть.
v Найдите другие способы повышения своей самооценки взамен того, что Вы постоянно ее поднимаете, чувствуя свою значимость в глазах Жертвы.
v Перенаправьте свое стремление быть нужной с решения проблем Жертвы на заботу о своих детях, родителях, возможно, даже займитесь благотворительностью.
v Помогайте не советами, а энергетикой. Взбодрите человека и внушите ему, что он сам обязательно справится со своими проблемами. Но не переусердствуйте, чтоб не стать жертвой энергетического вампиризма.
v Предложите Жертве обратиться к тому, кто реально может помочь, например, к психологу. Расскажите о своей некомпетентности в данном вопросе и укажите Жертве на то, что она обратилась «не по адресу».
Как перестать быть Жертвой
v Перестаньте винить других в своих несчастьях и неудачах.
v Не ожидайте, что кто-то обязательно Вам поможет, а Вы будете просто «лежать на печи» и одобрять или не одобрять советы.
v Поднимайте свою самооценку, развивайте способность принимать решение самостоятельно.
v Поймите, что Вы всегда в ответе за то, что выбираете. Это не люди вас обижают, а Вы сами решаете обидеться. Это не люди Вам не помогают, а Вы сами себе не можете помочь.
v Перестаньте требовать внимание и заботу к себе. Станьте такой, чтоб к Вам люди тянулись не с жалостью, а с восхищением.
v В любой ситуации задавайте себе вопрос: «Что именно Я сделаю для решения СВОЕЙ проблемы?».
v Принимайте людей такими, какие они есть. Никто не обязан быть таким, как хочется Вам видеть его! Никто не обязан решать Ваши проблемы! Никто не обязан любить Вас больше себя!
v Перестаньте навязываться друзьям со своими вечными жалобами. Расскажите о неприятностях, но не заставляйте их быть Вашими Спасателями.
v Научитесь мыслить позитивно! Станьте самодостачной женщиной!
v В любой ситуации ищите положительное!
v Не накручивайте себя, если кто-то не так что-то сказал или не так посмотрел.
v Любите себя и цените тех, кто рядом!
Как перестать быть Преследователем
v Повышайте самокритику. Кто Вы есть, чтоб поучать других и заставлять их делать то, что именно Вы считаете правильным?
v Понижайте критику к другим. Все люди разные и они имеют право не соответствовать Вашим ожиданиям.
v Научитесь справляться со своей агрессией и гневом.
v Развивайтесь духовно.
v Признайте право других иметь свое личное мнение и свое личное отношение к жизненным ситуациям.
v Найдите любимое дело или хобби, которое поможет Вам реализоваться и повысить свою значимость.
v Перестаньте винить Жертву в Ваших проблемах.
v Не лезьте в чужие дела! И решайте только те вопросы, которые имеют прямое отношение к Вам, не ущемляя интересов других.
v Перестаньте манипулировать другими и саи найдите выход из треугольника Карпмана!
v Если очень хочется кого-то изменить, то измените себя!
Последний пункт, пожалуй, могут взять на вооружение также и Жертва и Избавитель.. Начните работать над собой – и изменится Ваше окружение! Ведь, получив информацию о том, как выйти из треугольника Карпмана, только вы решаете, применить эти знания в реальности или нет. Только от Вас зависит, будете Вы счастливы или несчастны во взаимоотношениях с окружающими!
Статья вся отсюда: http://happydiva.ru/lichnostnyj-rost/81-treugolnik-karpmana-kak-vyjti
Треугольник Карпмана
Треугольник Карпмана - типичная связь трех основных проблемных ролей в человеческих отношениях. Автор этой идеи - Стивен (или Стефан) Карпман, продолжатель идей Эрика Берна.
Чем более без головы ведут себя люди, тем чаще они попадают в треугольник Карпмана.
Согласно этому взгляду, все многообразие ролей, лежащее в основе игр, в которые играют люди, может быть сведено к трем основным – Преследователя виноватых, Жертвы преследования и Спасателя. Треугольник, в который объединяются эти роли, символизирует их связь и постоянную смену.
Карпман пишет: «Три драматические роли этой игры – Спасатель, Преследователь и Жертва – являются на самом деле мелодраматическим упрощением реальной жизни. Мы видим себя щедрыми Спасателями благодарной или неблагодарной Жертвы, праведными Преследователями нечестивых и Жертвами жестоких Преследователей.
Погружаясь в любую из этих ролей, мы начинаем игнорировать реальность, как актеры на сцене, которые знают, что живут вымышленной жизнью, но должны делать вид, что верят в ее подлинность, чтобы создать хороший спектакль. При этом мы никогда надолго не задерживаемся в одной роли».
Тут нужно уточнить терминологию. В синтон-подходе есть противопоставление Автор-Жертва, но тогда как понятие Жертвы в синтон-подходе соотносится с Жертвой в треугольнике Карпмана? Человек в позиции Жертвы - это человек, который ощущает, что от него ничего не зависит, который верит, что в данной ситуации он не может выбирать свое поведение: «Это все из-за них, а что я мог поделать?» Тогда очевидно, что все три роли из треугольника Карпмана, а именно «Спасатель», «Жертва» и «Преследователь» - это все три разновидности позиции Жертвы.
Если вам жалуется подруга, все понятно - она в роли Жертвы. Преследователь - тоже в позиции Жертвы. Почему? Если вы видите того, кто обзывается, кто требует, кричит и допекает бедную Жертву, и вы спросите его «Почему ты это делаешь?», в ответ вы обычно услышите «А что же мне еще делать, если он сам обзывается, («не варит кашу», «нас всех подводит», «все время опаздывает») - что же я должен делать в этой ситуации?». Если человек-Преследователь ощущает что не может действовать по-другому, он находится в позиции Жертвы.
Здесь уместно вспомнить формулировки Перлза «собака снизу и собака сверху». "Собака снизу" - ситуация, несчастная Жертва кусает окружающих своей тоской, воет так, что всем становится больно он ее воя; «собака сверху» - это когда человек вслух громко кусает: орет, ругается.
Если вы когда-нибудь поговорите со Спасателем на тему «А зачем ты этим занимаешься, почему, и стоит ли это делать», вы можете ощутите к себе ненависть, потому что: «А как же можно здесь не помочь?! Ведь человека обижают, преследуют, он страдает, ему плохо!». Спасатель - тоже заложник, человек в роли Спасателя также опустился в позицию Жертвы.
Основное содержание игры
Жертва провоцирует окружающих, чтобы кто-то выступил в роли Преследователя. Вариант: Преследователь находит того, кто в чем-то виноват, и начинает Жертву преследовать: обвинять, требовать, наказывать. Далее Жертва доказывает, что она здесь ни при чем, что во всем виноваты все другие, включая самого Преследователя, и ищет своего Спасателя, демонстрируя свои страдания и свою беспомощность. Спасатель включается в игру, старается помочь Жертве и защитить ее от Преследователя, но, поскольку это только игра в спасание, он ничего не добивается. За это Жертва обвиняет Спасателя, после чего он превращается в Жертву преследования, а он в Преследователя.