Зрительной функции у детей

Всовременной педагогической практике во многих странах в ависимости от степени нарушения зрительной функции исполь-уют простое деление на слепых («ЪПпс1») и лиц с ослабленным рением, слабовидящих («1о\у У1$юп»).

Степень нарушения зрительной функции определяется по уров-1Ю снижения остроты зрения — способности глаза видеть две светя-Циеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нор­мальную остроту зрения равную единице — 1,0, принимается Способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии 5 м. Разница в способности

) 189

зрительной функции у детей - student2.ru различать знаки между последующей и предыдущей строками оз­начает разницу в остроте зрения на 0,1. Соответственно человек способный различить наиболее крупные знаки первой сверху стро­ки, имеет остроту зрения — 0,1, четвертой — 0,4 и т.п.

Для определения остроты зрения ниже 0,1 используется пере­счет пальцев. Способность к пересчету раздвинутых пальцев руки на расстоянии:

5 м соответствует остроте зрения в 0,09;

2м — 0,04;

0,5 м-0,01;

30 см - 0,005.

Способность к различению света от тьмы соответствует остро­те зрения на уровне светоощущения.

Неспособность к различению света от тьмы означает, что ост­рота зрения равна 0.

Таким образом, в зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу, при использовании очков, и со­ответственно от возможности использования зрительного анали­затора в педагогическом процессе выделяют следующие группы детей:

слепые — это дети с полным отсутствием зрительных ощуще­ний, либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения — 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции — очков), либо сохранившие способность к светоощущению;

абсолютно, или тотально, слепые — дети с полным отсутствием зрительных ощущений;

частично, или парциально, слепые — дети, имеющие светоощу­щения, форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона) с остротой зрения от 0,005 до 0,04;

слабовидящие — дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном сниже­нии остроты восприятия зрительный анализатор остается основ­ным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей:

слепорожденные — это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществ­ляется в условиях полного выпадения зрительной системы;

ослепшие — дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте й позже.

Глубина и характер поражений зрительного анализатора сказы­ваются на развитии всей сенсорной системы, определяют ведущий

гь познания окружающего мира, точность и полноту восприя-

образов внешнего мира. Анализ причин нарушений зрения показывает, что в 92% слу-гв слабовидение и в 88% случаев слепота имеют врожденный эактер. При этом среди причин детской слепоты заметна тенден-•01 возрастания частоты врожденных аномалий развития зритель­но анализатора: в 1964 г. — 60,9% таких аномалий (данные .И.Земцовой, Л.И.Солнцевой); в 1979 г. — 75% (А.И.Каплан); (1991 г. - 91,3% (Л.И.Кириллова); в 1992 г. - 92% (А.В.Хватова). Врожденные заболевания и аномалии развития органов зрения эгут быть следствием внешних и внутренних повреждающих фак­иров. Примерно 30% из них наследственной природы (врожден-глаукома, атрофия зрительного нерва, миопия'). В качестве генетических факторов нарушения зрительной функ-т могут выступить: нарушение обмена веществ, проявляющее-в виде альбинизма, наследственные заболевания, приводящие |нарушению развития глазного яблока (врожденный анофтальм2), «срофтальм3, наследственная патология сосудистой оболочки, кболевания роговой оболочки глаза, врожденные катаракты4, от­ельные формы патологии сетчатки.

I Аномалии зрения также могут возникнуть в результате внешних ^внутренних отрицательных воздействий, имевших место в пе-юд беременности. На развитии плода могут сказаться патологи-Вское течение беременности, перенесенные матерью вирусные |}болевания, токсоплазмоз, краснуха и др.

А. Г. Литвак пишет, что на психическое развитие слепых и сла-

эвидящих оказывает влияние «совокупность биологических, ано-

|альных и социальных факторов, находящихся в сложных взаи-

эотношениях». (Теоретические вопросы тифлопсихологии: Учеб.

Эсобие.-Л., 1973.-С. 49.)

Ш.2.4. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

Слепота и глубокие нарушения зрения вызывают отклонения

всех видах познавательной деятельности. Негативное влияние

арушения зрения проявляется даже там, где, казалось бы, этот

гфект не должен нанести ущерб развитию ребенка. Снижается

роличество получаемой ребенком информации и изменяется ее

'Миопия — близорукость.

2 Анофтальм — отсутствие глаза, редкая аномалия зрения.

3Микрофтальм — врожденная аномалия развития глаза, характеризую-

аяся уменьшением всех размеров глаза 4 К 1ика

4 Катаракта — заболевание глаз, характеризующееся помутнением хру-



качество. В области чувственного познания сокращение зритель­ных ощущений ограничивает возможности формирования обра. зов памяти и воображения. С точки зрения качественных особен­ностей развития детей с нарушениями зрения следует в первую очередь указать на специфичность формирования психологических систем, их структур и связей внутри системы. Происходят каче­ственные изменения системы взаимоотношений анализаторов возникают специфические особенности в процессе формирова­ния образов, понятий, речи, в соотношении образного и поня­тийного мышления, ориентировке в пространстве и т.д. Значи­тельные изменения происходят в физическом развитии: нарушается точность движений, снижается их интенсивность. Следовательно, у ребенка формируется своя, очень своеобразная психологичес­кая система, качественно и структурно не схожая с системой нор­мально развивающегося ребенка.

Внимание

Практически все качества внимания, такие, как его активность, направленность, широта (объем, распределение), возможность пе­реключения, интенсивность, или сосредоточенность, устойчивость оказываются под влиянием нарушения зрения, но способны к высокому развитию, достигая, а порой и превышая уровень раз­вития этих качеств у зрячих. Ограниченность внешних впечатле­ний оказывает отрицательное влияние на формирование качеств внимания. Замедленность процесса восприятия, осуществляемого с помощью осязания или нарушенного зрительного анализатора, сказывается на темпе переключения внимания и проявляется в неполноте и фрагментарности образов, в снижении объема и ус­тойчивости внимания.

Для успешного выполнения того или иного вида деятельности требуется развитие соответствующих свойств внимания. Так, при учебной деятельности важным условием является произвольность организации внимания, сосредоточенность на учебном материале при выполнении заданий, умение не отвлекаться, т.е. развитие сосредоточенности и устойчивости внимания.

В то же время в такой специфической деятельности, как про­странственная ориентация, а также в трудовой деятельности ус­ловием эффективности и результативности является распреде­ление внимания, умение переключать его в соответствии с ре­шением конкретных практических задач. Слепому и слабовидя­щему необходимо для компенсации зрительной недостаточно­сти активно использовать информацию, поступающую от всех сохранных и нарушенных анализаторов; концентрация же вни­мания на анализе информации, получаемой от одного из видов рецепции, не создает адекватного и полного образа, что приво-

зрительной функции у детей - student2.ru ;т к снижению точности ориентировочной и трудовой деятель­ности.

Чтобы адаптироваться в современных условиях технического югресса, от слепых и слабовидящих требуется большая самостоя-!ЛЬНость и активность, а это связывается с развитием таких ка-:ств, как произвольность организации деятельности, устойчи-»сть и интенсивность деятельности, широта объема внимания, мение его распределять и переключать в зависимости от условий требований деятельности.

Таким образом, развитие внимания связано с формированием Олевых, интеллектуальных и эмоциональных свойств личности, ротекает в условиях активной деятельности и имеет те же законо­мерности, что наблюдаются и у нормально видящих.

Наши рекомендации