Раздел II. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ ДИЗОНТОГЕНИЯХ ПО ТИПУ РЕТАРДАЦИИ
Глава 1. Психология умственно отсталого ребенка....................................... 49
II. 1.1. Предмет и задачи психологии умственно отсталых детей......... 49
II. 1.2. Исторический экскурс............................................................................ 50
II. 1.3. Причины умственной отсталости. Классификация
по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу............. 52
II. 1.4. Особенности развития познавательной сферы............................... 58
II. 1.5. Особенности развития личностности и эмоционально-
волевой сферы........................................................................................... 77
II.1.6. Особенности деятельности.................................................................... 82
Глава 2. Психология детей со слабовыраженными отклонениями
в психическом развитии (с задержкой психического
развития)..................................................................................................... 90
11.2.1. Предмет и задачи психологии детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии 90
11.2.2. Исторический экскурс............................................................................. 91
11.2.3. Причины и механизмы слабовыраженных отклонений. Классификация по степени тяжести
и этиопатогенетическому принципу................................................... 93
11.2.4. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР ... 101
11.2.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы 119
П.2.6. Особенности деятельности детей, имеющих слабовыраженные
отклонения в психофизическом развитии....................................... 129
11.2.7. Вопросы психологической диагностики и коррекции
при дизонтогениях по типу ретардации и дисфункции
созревания .............................................................................................. 135
Приложение к разделу II.................................................................................. 144
Раздел III. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ ДИЗОНТОГЕНИЯХ ДЕФИЦИТАРНОГО ТИПА
Глава 1. Психология лиц с нарушениями слуха (сурдопсихология) .... 151
111.1.1.Предмет и задачи сурдопсихологии................................................. 151
111.1.2.Исторический экскурс........................................................................... 152
III.1.3. Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая
классификация нарушений слуховой функции у детей.............. 152
III.1.4. Особенности развития познавательной сферы у детей
с нарушениями слуха............................................................................ 157
III.1.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой
сферы......................................................................................................... 176
111.1.6. Особенности деятельности.................................................................. 179
III.1.7. Психологическая диагностика и коррекция
при нарушениях слуховой функции у детей.................................. 183
Глава 2. Психология лиц с нарушением зрения (тифлопсихология)... 187
111.2.1.Предмет и задачи тифлопсихологии................................................ 187
111.2.2.Исторический экскурс.......................................................................... 188
111.2.3.Причины нарушений зрения. Классификация
нарушений зрительной функции у детей........................................ 189
111.2.4.Особенности развития познавательной сферы............................. 191
111.2.5.Особенности личности и эмоционально-волевой сферы............ 211
Ш.2.6. Особенности деятельности................................................................... 216
111.2.7. Психологическая диагностика детей с нарушениями
зрительной функции и коррекция этих нарушений...................... 221
Глава 3. Психология детей с нарушениями речи (логопсихология)........ 227
111.3.1.Предмет и задачи логопсихологии.................................................... 227
111.3.2.Исторический экскурс........................................................................... 228
111.3.3. Причины первичных речевых нарушений. Классификации речевых нарушений 229
111.3.4.Особенности развития познавательной сферы.............................. 235
111.3.5.Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы 254
111.3.6.Особенности деятельности.................................................................. 257
111.3.7.Психологическая диагностика и коррекция при тяжелых нарушениях речи у детей 259
Глава 4. Психология детей с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата....................................................... 267
Ш.4.1. Предмет и задачи психологии детей с нарушениями
функций опорно-двигательного аппарата...................................... 267
II 1.4.2. Исторический экскурс......................................................................... 268
III.4.3. Специфика двигательного развития при детском
церебральном параличе. Структура нарушения. Формы
детского церебрального паралича.................................................... 269
Ш.4.4. Особенности развития познавательной сферы ............................. 286
III.4.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой
сферы......................................................................................................... 302
Ш.4.6. Особенности деятельности.................................................................. 314
III.4.7. Психологическая диагностика детей при нарушениях
функций опорно-двигательного аппарата и коррекция
этих нарушений...................................................................................... 318
Раздел IV. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ АСИНХРОНИЯХ С ПРЕОБЛАДАНИЕМ РАССТРОЙСТВ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И ПОВЕДЕНИЯ
Глава 1. Психология детей с синдромом раннего детского аутизма .... 335
1У.1.1. Предмет и задачи психологии детей с РДА................................... 335
IV.!.2. Исторический экскурс........................................................................... 337
IV. 1.3. Причины и механизмы возникновения РДА.
Психологическая сущность РДА. Классификация состояний
по степени тяжести................................................................................ 338
IV.1.4. Особенности развития познавательной сферы ............................ 345
IV. 1.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой
сферы......................................................................................................... 349
IV.1.6. Особенности деятельности................................................................. 351
IV. 1.7. Психологическая диагностика и коррекция при раннем
детском аутизме..................................................................................... 353
Глава 2. Психология детей с дисгармоническим складом личности .... 359 УЧ.2Л. Предмет и задачи психологии детей с дисгармоническим
складом личности.................................................................................. 359
ГУ.2.2. Исторический экскурс......................................................................... 361
1У.2.3. Причины дисгармонического развития. Типология
патологических характеров............................................................... 362
IV.2.4. Диагностика и коррекция дисгармонического развития............ 369
Приложение к: разделу IV............................................................................... 372
Раздел V. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
V. 1. Предмет и задачи психологии детей со сложными
нарушениями развития......................................................................... 374
У.2. Исторический экскурс.......................................................................... 375
У.З. Причины сложных нарушений развития. Подходы к классификации детей со сложными нарушениями
развития.................................................................................................... 377
V.4. Особенности развития познавательной сферы............................. 384
У.5. Особенности личности и эмоционально-волевой сферы........... 386
У.6. Особенности деятельности................................................................. 387
V.". Психологическая диагностика и коррекция при сложных
нарушениях развития............................................................................ 389
Раздел VI. ПЕРВИЧНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ (ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ)
VI. 1. Первичное выявление детей с отклонениями в развитии
с использованием педагогического наблюдения.......................... 398
VI.2. Общие вопросы психолого-педагогической диагностики......... 402
Приложение к разделу VI............................................................................. 423
Раздел VII. МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ
ВТОРИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ