Раздел II. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ ДИЗОНТОГЕНИЯХ ПО ТИПУ РЕТАРДАЦИИ

Глава 1. Психология умственно отсталого ребенка....................................... 49

II. 1.1. Предмет и задачи психологии умственно отсталых детей......... 49

II. 1.2. Исторический экскурс............................................................................ 50

II. 1.3. Причины умственной отсталости. Классификация

по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу............. 52

II. 1.4. Особенности развития познавательной сферы............................... 58

II. 1.5. Особенности развития личностности и эмоционально-
волевой сферы........................................................................................... 77

II.1.6. Особенности деятельности.................................................................... 82

Глава 2. Психология детей со слабовыраженными отклонениями
в психическом развитии (с задержкой психического
развития)..................................................................................................... 90

11.2.1. Предмет и задачи психологии детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии 90

11.2.2. Исторический экскурс............................................................................. 91

11.2.3. Причины и механизмы слабовыраженных отклонений. Классификация по степени тяжести

и этиопатогенетическому принципу................................................... 93

11.2.4. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР ... 101

11.2.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы 119

П.2.6. Особенности деятельности детей, имеющих слабовыраженные

отклонения в психофизическом развитии....................................... 129

11.2.7. Вопросы психологической диагностики и коррекции
при дизонтогениях по типу ретардации и дисфункции
созревания .............................................................................................. 135

Приложение к разделу II.................................................................................. 144

Раздел III. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ ДИЗОНТОГЕНИЯХ ДЕФИЦИТАРНОГО ТИПА

Глава 1. Психология лиц с нарушениями слуха (сурдопсихология) .... 151

111.1.1.Предмет и задачи сурдопсихологии................................................. 151

111.1.2.Исторический экскурс........................................................................... 152

III.1.3. Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая

классификация нарушений слуховой функции у детей.............. 152

III.1.4. Особенности развития познавательной сферы у детей

с нарушениями слуха............................................................................ 157

III.1.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой

сферы......................................................................................................... 176

111.1.6. Особенности деятельности.................................................................. 179

III.1.7. Психологическая диагностика и коррекция

при нарушениях слуховой функции у детей.................................. 183

Глава 2. Психология лиц с нарушением зрения (тифлопсихология)... 187

111.2.1.Предмет и задачи тифлопсихологии................................................ 187

111.2.2.Исторический экскурс.......................................................................... 188

111.2.3.Причины нарушений зрения. Классификация

нарушений зрительной функции у детей........................................ 189

111.2.4.Особенности развития познавательной сферы............................. 191

111.2.5.Особенности личности и эмоционально-волевой сферы............ 211

Ш.2.6. Особенности деятельности................................................................... 216

111.2.7. Психологическая диагностика детей с нарушениями
зрительной функции и коррекция этих нарушений...................... 221

Глава 3. Психология детей с нарушениями речи (логопсихология)........ 227

111.3.1.Предмет и задачи логопсихологии.................................................... 227

111.3.2.Исторический экскурс........................................................................... 228

111.3.3. Причины первичных речевых нарушений. Классификации речевых нарушений 229

111.3.4.Особенности развития познавательной сферы.............................. 235

111.3.5.Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы 254

111.3.6.Особенности деятельности.................................................................. 257

111.3.7.Психологическая диагностика и коррекция при тяжелых нарушениях речи у детей 259

Глава 4. Психология детей с нарушениями функций

опорно-двигательного аппарата....................................................... 267

Ш.4.1. Предмет и задачи психологии детей с нарушениями

функций опорно-двигательного аппарата...................................... 267

II 1.4.2. Исторический экскурс......................................................................... 268

III.4.3. Специфика двигательного развития при детском

церебральном параличе. Структура нарушения. Формы

детского церебрального паралича.................................................... 269

Ш.4.4. Особенности развития познавательной сферы ............................. 286

III.4.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой

сферы......................................................................................................... 302

Ш.4.6. Особенности деятельности.................................................................. 314

III.4.7. Психологическая диагностика детей при нарушениях
функций опорно-двигательного аппарата и коррекция
этих нарушений...................................................................................... 318

Раздел IV. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ АСИНХРОНИЯХ С ПРЕОБЛАДАНИЕМ РАССТРОЙСТВ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И ПОВЕДЕНИЯ

Глава 1. Психология детей с синдромом раннего детского аутизма .... 335

1У.1.1. Предмет и задачи психологии детей с РДА................................... 335

IV.!.2. Исторический экскурс........................................................................... 337

IV. 1.3. Причины и механизмы возникновения РДА.

Психологическая сущность РДА. Классификация состояний

по степени тяжести................................................................................ 338

IV.1.4. Особенности развития познавательной сферы ............................ 345

IV. 1.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой

сферы......................................................................................................... 349

IV.1.6. Особенности деятельности................................................................. 351

IV. 1.7. Психологическая диагностика и коррекция при раннем

детском аутизме..................................................................................... 353

Глава 2. Психология детей с дисгармоническим складом личности .... 359 УЧ.2Л. Предмет и задачи психологии детей с дисгармоническим

складом личности.................................................................................. 359

ГУ.2.2. Исторический экскурс......................................................................... 361

1У.2.3. Причины дисгармонического развития. Типология

патологических характеров............................................................... 362

IV.2.4. Диагностика и коррекция дисгармонического развития............ 369

Приложение к: разделу IV............................................................................... 372

Раздел V. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

V. 1. Предмет и задачи психологии детей со сложными

нарушениями развития......................................................................... 374

У.2. Исторический экскурс.......................................................................... 375

У.З. Причины сложных нарушений развития. Подходы к классификации детей со сложными нарушениями

развития.................................................................................................... 377

V.4. Особенности развития познавательной сферы............................. 384

У.5. Особенности личности и эмоционально-волевой сферы........... 386

У.6. Особенности деятельности................................................................. 387

V.". Психологическая диагностика и коррекция при сложных

нарушениях развития............................................................................ 389

Раздел VI. ПЕРВИЧНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ (ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ)

VI. 1. Первичное выявление детей с отклонениями в развитии

с использованием педагогического наблюдения.......................... 398

VI.2. Общие вопросы психолого-педагогической диагностики......... 402

Приложение к разделу VI............................................................................. 423

Раздел VII. МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ

ВТОРИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

Наши рекомендации