Самостоятельное изучение модулей дисциплины

№ модуля Темы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов
Тема 1. Рефлекторная природа сенсорных процессов Тема 2. Философский и психологический аспекты изуче­ния процессов отражения.
Тема 3. Концепция сенсорно-перцептивного елинства Б.Г.Ананьева Тема 4. Структуралистическая теория восприятия
Тема 5. Механизмы стереоскопического зрения Тема 6. Кажущееся движение

Образовательные технологии

Формы обучения: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов.

Образовательные технологии: модульная технология с балльно-рейтинговой системой оценивания.

При проведении занятий используются активные и интерактивные формы занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 30% аудиторных занятий.

Семестр Вид занятий (Л, ПР) Используемые интерактивные технологии Кол-во часов
Л проблемная лекция, дискуссия
ПР дискуссия по заданным вопросам, групповой анализ конкретных ситуаций, обсуждение выполненных проектных заданий и эссе
Итого:  

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

6.1. Вопросы для собеседования:

1. Охарактеризуйте ощущения и восприятие как процессы непосредственно-чувст­венного отражения.

2. Дайте классификацию ощущений и сенсорных систем.

3. В чем заключаются особенности рецепторной теории?

4. Раскройте основные положения рефлекторной теории.

5. Дайте общую характеристику восприятия и его основных свойств.

6. В чем выражается сенсорная адаптация?

7. Что представляет собой явление сенсибилизации?

8. Как происходит взаимодействие органов чувств?

9. Охарактеризуйте общие свойства органических ощущений.

10. Какие виды кожных ощущений вам известны?

11. Каковы основные черты анатомии вкусовой и обонятельной сенсорной системы?

12. Что такое «музыкальный слух»?

13. Что представляет собой Цветовой круг Ньютона?

14. Что представляют собой «Биологические часы»?

и др.

6.2. Проектные задания:

1. Построить общую схему работы анализатора

2. Провести сравнительный анализ классификаций ощущений и сенсорных систем.

3. Провести сравнительный анализ разных видов кожной чувствительности.

4. Провести сравнительный анализ вкусовых и обонятельных ощущений.

5. Построить схему слухового анализатора и охарактеризовать функции его составляющих.

6. Построить кривую слышимости и проанализировать изменение слуховой чувствительности на различных участках звукового диапазона

7. Провести сравнительный анализ периферических теорий слуха и теорий центрального анализатора.

8. Построить схему зрительного анализатора и описать функции его составляющих.

9. Построить цветовой круг Ньютона и описать основные принципы смешения цветов.

10. Сравнить одностадийную, двухстадийную и трехстадийную модели цветового зрения.

11. Охарактеризовать экспериментальные устройства для изучения различных степеней сетчаточной диспаратности.

Эссе

1.Вклад И.М. Сеченова и И.П.Павлова в создание реф­лекторной теории.

2. Эффект кажущегося движения в кинематографе

3. Законы смешения цветов.

4. Концепция о сенсорно-перцептивном единстве Б.Г. Ананьева.

5. Особенности слухового восприятия пространства.

6.4. Тесты рубежного контроля:

1. Способность организмов реагировать на биологически значимые воздействия изменениями: А) Чувствительность; Б) Раздражимость; В) Рефлекс.

2. Трансформация энергии внешнего мира в нервный процесс возбуждения; А) Рефлексия; Б) Интуиция; В) Рецепция.

3. Нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма: А) Анализатор; Б) Нейрон; В) Синапс.

4. Активный психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира, а также внутреннего состояния организма в сознании человека при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств: А) ощущения; Б) восприятие; В) сенсибилизация.

5. Восприятие действительности благодаря этому его свойству опосредовано общественной практикой человечества: А) историчность; Б) осмысленность; В) обобщенность.

6. Ощущения, идущие из сердечно-сосудистой, дыхательной, половой систем, а также ощущения голода и жажды – это: А) кожные ощущения; Б) органические ощущения; В) кинестетические ощущения.

7. Ощущения движения отдельных частей тела – это: А) органические ощущения; Б) кожные ощущения; В) кинестетические ощущения.

8. Субъективный термический ноль связан с: А) Температурой тела человека; Б) Температурой окружающей среды; В) Отношением температуры тела человека и окружающей среды.

9. Камфорный, мускусный, цветочный, эфирный, едкий,гнилостный - являются: А) основными вкусами; Б) основными запахами; В) химическими реагентами.

10. "Ключ и замок" – термин: А) стереохимической теории обоняния; Б) вибрационной теории; В) теории вкуса.

11. 20 Гц – 20000 Гц – диапазон частот, воспринимаемых анализатором: А) зрительным; Б) слуховым; В) вибрационным.

12. Теории, утверждающие, что звуковысотное различение происходит в структурах внутреннего уха, носят название: А) периферические теории; Б) телефонные теории или теории центрального анализатора; В) теории Мюллера.

13. С помощью колбочкового аппарата сетчатки глаза осуществляется: А) фотопическое зрение; Б) скотопическое зрение; В) мезопическое зрение.

14. Впервые идею о трехкомпонентности цветового зрения высказал: А) Т.Юнг; Б) М.В.Ломоносов; В) Г.Гельмгольц.

15. Кажущееся движение луны за облаками: А) автокинетический эффект; Б) индуцированное движение; В) стробоскопический эффект.

16. Теория, которая описывает процесс восприятия, используя понятия: "знак объекта", "бессознательные умозаключения": А) Теория Дж.Брунера; Б) Теория Г.Гельмгольца; В) Теория Дж.Гибсона.

6.5. Перечень вопросов, выносимых на экзамен:

1. Ощущения и восприятие как процессы непосредственно-чувственного отражения действительности (философский и пси­хологический аспекты).

2. Классификация ощущений и сенсорных систем.

3. Рецепторная теория. Закон специфических энергия органов чувств И.Мюллера.

4. Рефлекторная теория. Вклад И.М.Сеченова в создание рефлекторний теории

5. Адаптация и ее биологическое значение.

6. Явление сенсибилизации

7. Взаимодействие органов чувств.

8. Резервы чувствительности, упражняемость органов чувств.

9. Общая характеристика восприятия и его основные свойства.

10. Константность восприятия. Виды константности.

11. Органические ощущения и их свойства.

12. Статические и кинестетические ощущения.

13. Кожные ощущения, их виды.

14. Обонятельные и вкусовые ощущения.

15. Основные черты анатомии слухового анализатора.

16. Слуховая чувствительность.

17. Субъективные качества слуховых ощущений, их физи­ческие корреляты.

18. Теории слуха.

19. Слуховое восприятие пространства.

20. Речевой и музыкальный слух.

21. Основные черты анатомии зрительной системы.

22. Субъективные качества зрительных ощущений и их фи­зические корреляты.

23. Яркостный, цветовой, одновременный и последователь­ный контрасты.

24. Цветовой круг Ньютона, законы смешения цветов.

25. Анатомия цветового зрения.

26. Механизмы стереоскопического зрения.

27. Корреспондирующие и диспорантные точки сетчатки.

28. Гороптер.

29. Виды стереоскопов, их устройство и назначение.

30. Роль аккомодации и конвергенции в оценке удаленнос­ти.

31. Монокулярные признаки глубины, оптические иллюзии.

32. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера.

33. Перцептивная группировка.

34. Фигура и фон.

35. Восприятие реального движения.

36. Кажущееся движение.

37. Механизмы восприятия времени.

38. Врожденные и приобретенные свойства восприятия.

39. Структуралистическая теория восприятия.

40. Теория бессознательных умозаключений Г.Гельмгольца.

41.Теория восприятия в гештальтпсихологии.

42. Психофизическая теория и теория перцептивного науче­ния Дж.Гибсона. 43. Теория восприятия Дж.Брунера.

44. Гипотеза уподобления А.Н.Леонтьева.

45. Теория перцептивных действий А.В.Запорожца.

46. Концепция Б.Г.Ананьева о сенсорно-перцептивной орга­низации человека.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Ощущения и восприятие»:

7.1. Основная литература:

1. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. СПб.: Питер, 2009.

2. Общая психология /Под ред. Гамезо М.В.- М.: Ось-89, 2008.

3. Психология ощущений и восприятия. /Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Любимова В.В., Михалевской М.Б.. М.: АСТ, 2009.

4. Терёхин В.А. Сенсорно-перцептивня организация человека – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского областного ИПКиПРО, 2010.

5. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. СПб.: Питер, 2008.

7.2. Дополнительная литература:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб: Питер, 2011.

2. Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия. М.: Наука, 1990.

3. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. – СПб: Питер, 2008.

4. Большой психологический словарь /Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – СПб: «прайм-Еврознак», 2006.

5. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия – М.: МГУ, 1973.

6. Восприятие и действие. /Под ред. А.В. Запорожца. М.: «Просвещение», 1976.

7. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию, М.: Прогресс,1988.

8. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. /Пер. с франц. – М.: Мир, 1992.

9. Грегори Р.Л. Разумный глаз. – М.: Едиторал УРСС, 2003.

10. Гусев А.Н. Общая психология /в 7 томах. Т. 2. – М.: ИЦ «Академия», 2007.

11. Котова И.Б., Канаревич О.С. Общая психология: Учебное пособие. – М.: Академцентр, 2009.

12. Кравченко А.И. Общая психология. – М.: Проспект, 2010.

13. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2000.

14. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. - М.: МГУ, 1981.

15. Носуленко В.Н. Психология слухового восприятия. – М.: Наука, 1988.

16. Петровский А.В. Психология и время. – СПб: Питер,2006.

17. Познавательные процессы: ощущения, восприятие. /Под ред. Запорожца А.В., Ломова Б.Ф., Зинченко В.П.. М.: Педагогика, 1982.

18. Психология /Под ред. Дружинина В.Н. – СПб: Питер, 2009.

19. Психология ощущений и восприятия. – М.: «ЧеРо», 2002.

20. Психофизиология / Под ред. Александрова В.А.- СПб: Питер, 2010.

21. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Книга 1, Книга 2; /Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1980.

22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2005.

23. Свенцицкий А.Л. Взаимосвязь ощущений и восприятий. Восприятие как целостное отражение предметов. _ СПб: Питер, 2000

24. Старовойтенко Е.Б., Шадрикова В.Д. – Психология ощущений и восприятия. – М.:АСТ, Астрель, 2009.

25. Тихомиров О.К. Психология. Учебник /Под ред. Гордеевой О.В. – М.: Высшее образование, 2006.

26. Узнадзе Д.Н. Общая психология. – СПб: Питер, 2004.

27. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. V1, М.: «Прогресс», 1978.

28. Шишкоедов П.Н. Общая психология. – М.: ЭКСМО, 2009.

29. Штеймец А.Е. Общая психология – М.: Академия, 2010.

30. Язык запахов: психология восприятия запахов. – СПб.: Питер, 2011.

Литературные источники представлены:

- в зональной научной библиотеке ЮФУ;

- в библиотеке гуманитарного корпуса ЮФУ;

- на кафедре психологии управления и акмеологии ЮФУ.

7.3. Список авторских методических разработок:

1. Терехин В.А. Сенсорно-перцептивня организация человека – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского областного ИПКиПРО, 2010.

2. Терехин В.А. Ощущения и восприятие /Электронный учебник (http://incampus.ru/)ЮФУ, 2014.

3. Терехин В.А. Ощущения и восприятие. / Учебно-методическое пособие. – Изд-во ЮФУ, 2011.

7.4. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Учебная дисциплина обеспечена учебно-методическими материалами:

- электронные каталоги Зональной научной библиотеки ЮФУ (http://www.library.sfedu.ru/):основной фонд, публикации учёных ЮФУ, авторефераты диссертаций, диссертации, журнальные статьи, иностранная литература, редкие книжные издания, библиотека МИОН;

- полнотекстовые подписные электронные ресурсы ЮФУ: JSTOR, SpringerLink, Elibrary, Аcademic Search Premier, Библиотека Оксфордского Российского фонда и др;

- учебно-методические ресурсы (УМКД, учебное пособие «Сенсорно-перцептивная организация человека», учебно-методическое пособие «Ощущения и восприятие» (краткий курс лекций)), размещенные в информационном интегрирующем комплексе (http://dbs.sfedu.ru/)и цифровом кампусе (http://incampus.ru/)ЮФУ.

Для проведения занятий по дисциплине используется авторский методический инструментарий.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Наши рекомендации