Кинестетические выражения

Они наладили контакт с поставщиками.

Что-то я «не догоняю».

У нее язык, как бритва.

Держаться обеими руками.

Нырнуть в Интернет.

Меня просто до костей пробрало.

В воздухе повисло напряжение.

Он так мягкосердечен. Его выдавливают с этой работы.

С холодным сердцем. Ты толстокожий.

Прилипла к нему, как банный лист.

Твои слова царапают мне душу.

Да я и пальцем не прикоснусь.

Разбитое сердце.

Держать себя в руках.

Прочная основа. Горячий спор.

Гладкая речь.

Идея дозрела.

Дойти до ручки.

Ломать привычные рамки.

Дел по горло.

Влезть в проблему по самые уши.

Она — его уязвимое место.

Он все делает из-под палки.

Они очень привязаны друг к другу.

Нежный возраст.

Прорыв в науке.

Обонятельные слова

Душистый, свежий, вонючий, ароматный, принюхивать­ся, чуять, нюх, пахучий, затхлый, дымный, пряный, тухлый.

Вкусовые слова

Пряный, кислый, сладкий, жвачка, горький, едкий, пи­кантность, желчь, сочный, аппетитный, тошнотворный, сахарный, вкусный.

Обонятельные и вкусовые выражения

Чуять недоброе.

Понюхать пороху.

Горькая пилюля.

Свежа, как майская роза.

Вкус к (хорошей) жизни.

Сладкая мина.

Горький хлеб бедности.

У него глаза, как у тухлой рыбы.

Аппетитная штучка.

У нее кислый вид.

От этого дела плохо пахнет.

У него нюх на деньги.

Запах святости.

Желчный человек.

Едкое замечание.

Пикантный наряд.

Соленый анекдот.

Несенсорные слова и выражения

Большинство слов не несет в себе никакого сенсорного подтекста. Это — так называемые «цифровые» слова (сло­ва с отвлеченным значением). Их можно использовать, когда вы хотите дать собеседнику возможность самому выбрать образ мышления и систему представления.

Цифровые слова

Решать, думать, вспоминать, внимать, знать, медитиро­вать, признавать, внимать, понимать, оценивать, обраба­тывать, учить, мотивация, изменять, сознание, рассматри­вать, предполагать, выбирать, результат, цель, модель, программа, ресурсы, вещи, теории, идеи, представление, признавать, последовательность, результат, логика, воспо­минание, будущее, прошлое, настоящее, условие, связь, компетентность, последовательность

Документ 5. Основные характеристики Эго-состояний

«Родителя», «Взрослого», «Ребенка» (по Э. Берну)

Таблица 9.

Основные характеристики Эго-состояний

  Родитель Взрослый Ребенок
Характерные слова и выражения Все знают, что… Ты не должен никогда… Ты всегда должен… Я не понимаю, как это допускают… и т.д. Как? Что? Когда? Где? Почему? Возможно… Вероятно… Я сердит на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно!
Интонации Обвиняющие, снисходительные, критические Связанные с реальностью Очень эмоциональные
Состояние Надменное, сверхправильное, очень приличное Внимательность, поиск информации Неуклюжее, подавленное, угнетенное, игривое
Выражение лица Нахмуренное, неудовлетворительное, обеспокоенное Спокойное, максимум внимания Угнетение, удивление
Позы Руки на бедрах, указывающий перст. Руки сложены на груди. Наклон к собеседнику и ориентация на него Спонтанная подвижность (ходьба, сжатие кулаков).

Документ 6. Навыки наблюдения в консультировании

В данном документе вашему вниманию предлагается отрывок из книги Флемминга Фанча «Преобразующие диалоги», содержащий упражнения, процедуры, техники и рекомендации по выработке навыков наблюдения[8].

Наблюдение

Фасилитатор наблюдает, рассчитывает и действует. То есть сеанс - это повторяющийся цикл:

- заметьте, что происходит с клиентом

- выберите подход к этому

- сделайте или скажите что-то

Наблюдение здесь - одна из ключевых составляющих.

Фасилитатору нужно использовать все доступные восприятия. Это значит, что в идеальном случае вы специалист по языку тела и ясновидящий. Если это не так, не отчаивайтесь, просто стремитесь стать таким в будущем.

Просто смотря на человека и слушая его, вы можете узнать о нем очень многое, если вы знаете, на что обращать внимание. Это одна из причин, по которым лично я не веду подробных записей во время сеанса и не занимаюсь другими отвлекающими ритуалами. Для меня гораздо ценнее смотреть на человека и наблюдать за тем, что происходит.

Некоторые из элементов языка тела, за которыми вы можете наблюдать, это:

- поза

- оттенок кожи

- дыхание

- движения глаз

- жесты рук

- движения головы

Некоторые слуховые показатели, к которым вы можете прислушиваться, это:

- высота голоса

- скорость

- ритм

- использование определенных слов

С помощью этих разнообразных показателей, вы можете узнать, например:

- Какая из нескольких возможных областей больше всего заряжена?

- Клиент смотрит на картинки, разговаривает с собой, или что-то ощущает?

- Он вовлечен в происшествие или отстранен от него?

- Какие у него стратегии мышления?

- Ответы на вопросы да/нет.

- Когда процесс завершен.

Тело клиента может ответить на большинство ваших вопросов. Он может не осознавать этого, и вы вполне можете замечать больше, чем он.

Чем больше информации вы получаете от человека, тем лучше вы можете оценить, что делать дальше. И часто та информация, которую вы получаете прямым наблюдением, лучше той, которую человек рассказывает вам.

Упражнение Понаблюдайте за несколькими другими людьми. Запишите все, что вы можете заметить об их языке тела, способе дыхания, жестах, и так далее. Прислушайтесь к тому, как они говорят, и запишите особенности их способа речи.

Наши рекомендации