Цель: сформировать знания о памяти и воображении, как познавательных психических процессах

Основные понятия: память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, узнавание, воспоминание, вспоминание, припоминание, ретроактивное и проактивное торможение, реминисценция, воображение, мечта, грезы.

Вопросы к занятию

1. Общая характеристика памяти.

2. Общая характеристика воображения.

3. Основные виды воображения.

4. Отличия представлений памяти от представлений воображения.

5. Дайте определение понятия «мечта».

6. Дайте определение понятия «греза».

Вопросы для самоконтроля:

1. Объясните механизм ретроактивного и проактивного торможения.

2. Объясните явление «фактор края» при запечатлении информации.

3. Что такое «эффект Зейгарник»?

4. Что такое представления?

5. Объясните явление реминисценции.

6. Что является существенным условием запоминания?

7. Объясните, как воображение может влиять на состояние организма человека.

Основная и дополнительная литература к теме

1. Клиническая психология [Электронный ресурс] : учебник / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 880 с.

2. Общая психология [Текст] : учеб. пособие / А. Г. Маклаков. - Москва ; Санкт-Петербург ; Нижний Новгород : Питер, 2014. - 582 с. : ил. - (Учебник для вузов).

3. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Т. Д. Марцинковская. - Москва : Академия, 2010. - 381,[1] с. - (Высшее профессиональное образование) (Учебное пособие). - Библиогр.: с.378-379

Тема 7. Мышление и речь.

Цель: сформировать знания о мышлении как познавательном психическом процессе, рассмотреть речь как особый психический процесс, осмыслить связь речи и мышления.

Основные понятия: мышление, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация, сравнение, классификация, наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, абстрактно-логическое мышление, понятие, суждение, умозаключение, язык, речь, кодирование, декодирование.

Вопросы к занятию

1. Природа и основные виды мышления.

2. Операции мышления.

3. Формы мышления.

4. Формирование и развитие мышления в онтогенезе.

5. Общая характеристика речи.

6. Функции речи.

7. Виды речи.

8. Процесс кодирование речевого высказывания.

9. Процесс декодирование речевого высказывания

10. Речь и мышление.

Вопросы для самоконтроля:

1. Приведите пример понятия, суждения, умозаключения.

2. Дайте характеристику функциям речи.

3. Какова роль внутренней речи в регуляции поведения человека?

Основная и дополнительная литература к теме

1. Клиническая психология [Электронный ресурс] : учебник / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 880 с.

2. Общая психология [Текст] : учеб. пособие / А. Г. Маклаков. - Москва ; Санкт-Петербург ; Нижний Новгород : Питер, 2014. - 582 с. : ил. - (Учебник для вузов).

3. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Т. Д. Марцинковская. - Москва : Академия, 2010. - 381,[1] с. - (Высшее профессиональное образование) (Учебное пособие). - Библиогр.: с.378-379

Тема 8. Общая характеристика эмоций.

Содержание темы: понятие эмоций, свойства эмоций, компоненты эмоций, виды эмоциональных переживаний по С.Л. Рубинштейну (уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности, предметные чувства: интеллектуальные, моральные, эстетические и обобщенные мировоззренческие чувства), функции эмоций, типы и виды эмоциональных проявлений.

Цель: сформировать систему знаний об эмоциональных процессах и состояниях.

Основные понятия: острые эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональное отношение к объекту, настроение, страсть, аффект, собственно эмоция, чувство, эмоциональный стресс, чувства.

Вопросы к занятию

1. Общая характеристика эмоций

2. Виды эмоций.

3. Виды чувств.

4. Основные проявления эмоций.

Вопросы для самоконтроля:

1. Объясните разницу между рациональной и эмоциональной ориентацией.

Основная и дополнительная литература к теме

1. Клиническая психология [Электронный ресурс] : учебник / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 880 с.

2. Общая психология [Текст] : учеб. пособие / А. Г. Маклаков. - Москва ; Санкт-Петербург ; Нижний Новгород : Питер, 2014. - 582 с. : ил. - (Учебник для вузов).

3. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Т. Д. Марцинковская. - Москва : Академия, 2010. - 381,[1] с. - (Высшее профессиональное образование) (Учебное пособие). - Библиогр.: с.378-379

4. Психологическая безопасность [Текст] : метод. рекомендации / И. Г. Мосягин, С. В. Маруняк, И. М. Бойко ; Сев. гос. мед. ун-т. - Архангельск : СГМУ, 2013. - 46 с. - Библиогр.: с. 44-46.

Тема 9. Воля.

Цель: рассмотреть волю как особый психический процесс, рассмотреть проявления воли в различных видах поведения и деятельности, сформировать представление о волевых качествах личности.

Основные понятия: импульсивные действия, привычные (навыки) действия, волевые действия, волевой акт, локус контроля.

Вопросы к занятию

1. Общая характеристика воли.

2. Структура волевого акта.

3. Волевые качества личности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте понятие локус контроля.

2. Раскройте психологическое содержание волевого акта. Приведите пример.

3. Дайте характеристику волевому действию.

Основная и дополнительная литература к теме

1. Клиническая психология [Электронный ресурс] : учебник / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 880 с.

2. Общая психология [Текст] : учеб. пособие / А. Г. Маклаков. - Москва ; Санкт-Петербург ; Нижний Новгород : Питер, 2014. - 582 с. : ил. - (Учебник для вузов).

3. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Т. Д. Марцинковская. - Москва : Академия, 2010. - 381,[1] с. - (Высшее профессиональное образование) (Учебное пособие). - Библиогр.: с.378-379

Тема 10. Направленность и мотивационно-потребностная сфера личности.

Цель: усвоить основные понятия и уметь доказать различия между понятиями «индивид», «индивидуальность», «личность», осмыслить биопсихосоциальную природу личности, уметь выделять основные структурные компоненты направленности личности.

Основные понятия: индивид, индивидуальность, личность, направленность личности, биологические потребности, высшие потребности, влечение, желание, интерес, склонность, идеал, мировоззрение.

Вопросы к занятию

1. Общие понятие о личности.

2. Взаимосвязь социального и биологического в личности.

3. Формирование и развитие личности.

4. Направленность личности и мотивы деятельности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как соотносится биологическое и социальное в личности?

2. Назовите структурные компоненты отношения по В.Н. Мясщеву

Основная и дополнительная литература к теме

1. Клиническая психология [Электронный ресурс] : учебник / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 880 с.

2. Общая психология [Текст] : учеб. пособие / А. Г. Маклаков. - Москва ; Санкт-Петербург ; Нижний Новгород : Питер, 2014. - 582 с. : ил. - (Учебник для вузов).

3. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Т. Д. Марцинковская. - Москва : Академия, 2010. - 381,[1] с. - (Высшее профессиональное образование) (Учебное пособие). - Библиогр.: с.378-379

Тема 11. Темперамент. Характер.

Наши рекомендации