Тема 1.1 Портрет современного руководителя

Раздел 1. Психология руководства и лидерства

Руководство — это умственная и физическая деятельность, целью которой является выполнение подчиненными предписанных им дейст­вий и решение определенных задач.

Руководитель— это должность, которая позволяет человеку иметь определенные полномочия, использовать данную ему власть. Чтобы эффективно управлять организацией, руководитель должен обладать лидерским влиянием, определяемым личными качествами. Однако ру­ководитель не становится лидером только благодаря этим качествам.

Современные научные представления, основанные на исследовани­ях зарубежных и отечественных ученых-психологов, в обобщенный психологический портрет руководителя включают:

1. биографические характеристики;

2. способности;

3. личностные черты.

Биографические характеристики. Одним из важнейших биогра­фических показателей признается высокий уровень образования руко­водителей. Например, типичный менеджер в Японии имеет, как прави­ло, университетский диплом по инженерной специальности или по социальным наукам, а иногда два диплома по разным направлениям. Многие российские менеджеры стремятся также получить инженерное и гуманитарное (социально-экономическое, юридическое) образование. Отечественные ученые, занимающиеся психобиографическими иссле­дованиями, употребляют понятие, «психологический возраст».

Под способностямипонимают устойчивые свойства и качества людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в раз­нообразных видах деятельности. Человеческие способности имеют био­социальную природу. Это означает, что формируются они на основе анатомо-физиологических задатков человека, а складываются в процес­се его жизни под воздействием различных социальных факторов (преж­де всего обучения и воспитания).

Профессиональные качества:

1. компетентность в соответствующей и смежных профессиях на основе высокого уровня образования, опыта, зна­ния соответствующей и смежной профессий, широты взглядов, эрудиции;

2. постоянное стремление к самосовершенствованию, при­обретению новых знаний;

3. поиск и внедрение новых форм и методов работы с пер­соналом, помощь окружающим в обучении;

4. умение действовать по плану.

Личностные качества:

1. высокие этические нормы;

2.физическая и психологическая выносливость, умение нейтрализовать последствия стресса;

3. высокая внутренняя и внешняя культура;

4. формула «три Д» — доступность, доброжелательность, добропорядочность;

5. эмпатичность (сопереживание);

6. визуальная привлекательность.

Деловые качества:

1. умение организовать деятельность и выполнять основные функции управления; 2. здоровое честолюбие, стремление к власти, лидерству, независимости при любых обстоятельствах, завышенный уровень самооценки, активность, напористость в движе­нии к цели, умение отстаивать свои права;

3. коммуникабельность, обаятельность, умение получить кредит доверия, убедить и повести за собой;

4. креативность, инициативность, оперативность в реше­нии задач, умение определить приоритетные направле­ния деятельности, сконцентрироваться на них или легко перестроиться;

5. самообладание, самоконтроль, планирование рабочего времени, управление взаимоотношениями с окружающими;

6. стремление к инновациям, готовность идти на обосно­ванный риск, умение увлекать за собой подчиненных.

Гражданское мировоззрение руководителя включает следующие компоненты:

1.признание самоценности человеческой жизни и здоровья, отношение к каждой личности как к индивидуальности;

2. бережное обращение с природой и ее животным миром, активная экологическая деятельность;

3. неукоснительное соблюдение общечеловеческих нравствен­ных норм, незыблемость демократических прав и свобод;

4. законопочитание и законопослушание, уважительное от­ношение к правопорядку;

5. постоянное стремление к овладению научными знаниями, укрепление своих умений в их разумном техническом при­менении;

6. стремление к самоутверждению, вера в себя и людей, не­иссякаемость жизненного оптимизма.

Современный руководитель (менеджер) является одновременно:

1. управляющим,наделенным властью;

2. лидером,способным вести за собой подчиненных (используя свой авторитет, положительные эмоции, высокий профессионализм);

3. дипломатом,устанавливающим контакты с партнерами и вла­стями, успешно преодолевающим внутренние и внешние конфликты;

4. воспитателем,обладающим высокими нравственными качест­вами, способным создать коллектив и направляющим его развитие в нужное русло;

5. инноватором,понимающим роль науки в современном мире бизнеса, умеющим оценить и незамедлительно внедрить в производст­во «ноу-хау», изобретения, рациональные предложения;

6. просто человеком,обладающим глубокими знаниями, неорди­нарными способностями, высоким уровнем культуры, честностью, ре­шительностью характера, сильной волей, но в то же время, рассуди­тельностью, способностью быть образцом во всех отношениях.

В обобщенном виде требования, предъявляемые к личности менеджера, можно представить в следующем виде:

1. умение управлять собой;

2. четкие и ясные личные цели;

3. динамичное личное развитие;

4. способность принимать решения;

5. творчество в работе;

6. способность влиять на людей;

7. понимание специфики управленческого труда;

8. высокие организаторские способности;

9. способность обучать;

10. способность формировать и развивать коллектив.

Характеристика уровней руководства
Уровень руководства Место на лестнице иерархии Функции Порядок назначения Права Обязанности
Руково-дители высшего звеня Стоят во главе организации (члены совета директоров, президенты, вицепрези-денты, генеральные директора) Определяют миссию предприятия, его цели, политику, стандарты, структуру и систему управления. На основе контракта с собственником (государством, акционерами) Представляют интересы предприятия на переговорах с государствен-ными органами, главными контрагентами. Организация работы фирмы, распоряжение имуществом и всеми средствами, расторжение и заключение договоров, открытие счетов в банках, стимулирование подчиненных, ответственность за решения, реализация власти в соответствии со статусом.

Руково-дители среднего звена Во главе основных подразделе-ний, крупных цехов Выполнение заданий от вышестоящих руководите-лей, сохранность имущества Назначаются первым лицом или его заместителями Решение кадровых вопросов, поощрение или наказание подчиненных Выдача заданий исполнителям и контроль их выполнения, проведение мероприятий по совершенствованию организации и технологии производства, условий труда и дисциплины, подготовка информации для решений вышестоящему руководителю, поддержание хорошего психологического климата в коллективе

Руково-дители низово-го звена Во главе небольших коллективов (начальники участков, мастера, прорабы, бригадиры) Повседневное управление технологическим процессом и исполните-лями Назначаются руководителями среднего звена Премировать и налагать взыскания Распределение заданий, составление графиков работы, организация и координация труда персонала, обеспечение выполнение плана в срок, контроль за использованием оборудования, контроль за дисциплиной и безопасности труда, содействие рационализаторству, разрешение конфликтов.

Наши рекомендации