Тема 1.1 Портрет современного руководителя
Раздел 1. Психология руководства и лидерства
Руководство — это умственная и физическая деятельность, целью которой является выполнение подчиненными предписанных им действий и решение определенных задач.
Руководитель— это должность, которая позволяет человеку иметь определенные полномочия, использовать данную ему власть. Чтобы эффективно управлять организацией, руководитель должен обладать лидерским влиянием, определяемым личными качествами. Однако руководитель не становится лидером только благодаря этим качествам.
Современные научные представления, основанные на исследованиях зарубежных и отечественных ученых-психологов, в обобщенный психологический портрет руководителя включают:
1. биографические характеристики;
2. способности;
3. личностные черты.
Биографические характеристики. Одним из важнейших биографических показателей признается высокий уровень образования руководителей. Например, типичный менеджер в Японии имеет, как правило, университетский диплом по инженерной специальности или по социальным наукам, а иногда два диплома по разным направлениям. Многие российские менеджеры стремятся также получить инженерное и гуманитарное (социально-экономическое, юридическое) образование. Отечественные ученые, занимающиеся психобиографическими исследованиями, употребляют понятие, «психологический возраст».
Под способностямипонимают устойчивые свойства и качества людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в разнообразных видах деятельности. Человеческие способности имеют биосоциальную природу. Это означает, что формируются они на основе анатомо-физиологических задатков человека, а складываются в процессе его жизни под воздействием различных социальных факторов (прежде всего обучения и воспитания).
Профессиональные качества:
1. компетентность в соответствующей и смежных профессиях на основе высокого уровня образования, опыта, знания соответствующей и смежной профессий, широты взглядов, эрудиции;
2. постоянное стремление к самосовершенствованию, приобретению новых знаний;
3. поиск и внедрение новых форм и методов работы с персоналом, помощь окружающим в обучении;
4. умение действовать по плану.
Личностные качества:
1. высокие этические нормы;
2.физическая и психологическая выносливость, умение нейтрализовать последствия стресса;
3. высокая внутренняя и внешняя культура;
4. формула «три Д» — доступность, доброжелательность, добропорядочность;
5. эмпатичность (сопереживание);
6. визуальная привлекательность.
Деловые качества:
1. умение организовать деятельность и выполнять основные функции управления; 2. здоровое честолюбие, стремление к власти, лидерству, независимости при любых обстоятельствах, завышенный уровень самооценки, активность, напористость в движении к цели, умение отстаивать свои права;
3. коммуникабельность, обаятельность, умение получить кредит доверия, убедить и повести за собой;
4. креативность, инициативность, оперативность в решении задач, умение определить приоритетные направления деятельности, сконцентрироваться на них или легко перестроиться;
5. самообладание, самоконтроль, планирование рабочего времени, управление взаимоотношениями с окружающими;
6. стремление к инновациям, готовность идти на обоснованный риск, умение увлекать за собой подчиненных.
Гражданское мировоззрение руководителя включает следующие компоненты:
1.признание самоценности человеческой жизни и здоровья, отношение к каждой личности как к индивидуальности;
2. бережное обращение с природой и ее животным миром, активная экологическая деятельность;
3. неукоснительное соблюдение общечеловеческих нравственных норм, незыблемость демократических прав и свобод;
4. законопочитание и законопослушание, уважительное отношение к правопорядку;
5. постоянное стремление к овладению научными знаниями, укрепление своих умений в их разумном техническом применении;
6. стремление к самоутверждению, вера в себя и людей, неиссякаемость жизненного оптимизма.
Современный руководитель (менеджер) является одновременно:
1. управляющим,наделенным властью;
2. лидером,способным вести за собой подчиненных (используя свой авторитет, положительные эмоции, высокий профессионализм);
3. дипломатом,устанавливающим контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающим внутренние и внешние конфликты;
4. воспитателем,обладающим высокими нравственными качествами, способным создать коллектив и направляющим его развитие в нужное русло;
5. инноватором,понимающим роль науки в современном мире бизнеса, умеющим оценить и незамедлительно внедрить в производство «ноу-хау», изобретения, рациональные предложения;
6. просто человеком,обладающим глубокими знаниями, неординарными способностями, высоким уровнем культуры, честностью, решительностью характера, сильной волей, но в то же время, рассудительностью, способностью быть образцом во всех отношениях.
В обобщенном виде требования, предъявляемые к личности менеджера, можно представить в следующем виде:
1. умение управлять собой;
2. четкие и ясные личные цели;
3. динамичное личное развитие;
4. способность принимать решения;
5. творчество в работе;
6. способность влиять на людей;
7. понимание специфики управленческого труда;
8. высокие организаторские способности;
9. способность обучать;
10. способность формировать и развивать коллектив.
Характеристика уровней руководства | |||||
Уровень руководства | Место на лестнице иерархии | Функции | Порядок назначения | Права | Обязанности |
Руково-дители высшего звеня | Стоят во главе организации (члены совета директоров, президенты, вицепрези-денты, генеральные директора) | Определяют миссию предприятия, его цели, политику, стандарты, структуру и систему управления. | На основе контракта с собственником (государством, акционерами) | Представляют интересы предприятия на переговорах с государствен-ными органами, главными контрагентами. | Организация работы фирмы, распоряжение имуществом и всеми средствами, расторжение и заключение договоров, открытие счетов в банках, стимулирование подчиненных, ответственность за решения, реализация власти в соответствии со статусом. |
Руково-дители среднего звена | Во главе основных подразделе-ний, крупных цехов | Выполнение заданий от вышестоящих руководите-лей, сохранность имущества | Назначаются первым лицом или его заместителями | Решение кадровых вопросов, поощрение или наказание подчиненных | Выдача заданий исполнителям и контроль их выполнения, проведение мероприятий по совершенствованию организации и технологии производства, условий труда и дисциплины, подготовка информации для решений вышестоящему руководителю, поддержание хорошего психологического климата в коллективе |
Руково-дители низово-го звена | Во главе небольших коллективов (начальники участков, мастера, прорабы, бригадиры) | Повседневное управление технологическим процессом и исполните-лями | Назначаются руководителями среднего звена | Премировать и налагать взыскания | Распределение заданий, составление графиков работы, организация и координация труда персонала, обеспечение выполнение плана в срок, контроль за использованием оборудования, контроль за дисциплиной и безопасности труда, содействие рационализаторству, разрешение конфликтов. |