Называние предметов и действий

Исследование перцептивно-вербальных функций было бы не­полным без анализа номинативной функции речи. Оценка воз­можности к называнию предметов и действий позволит лучше понять механизм перцептивно-вербальных трудностей, уточнить уровень развития вербальной составляющей.

Материал. В этой пробе для называния предлагаются 10 карти­нок с изображениями предметов и 10 кар­тинок с изображениями действий. Картинки должны быть отобраны так, чтобы не вызывать трудностей опознания и неоднозначности толкования.

Для называния предметов и действий должны быть использованы слова со средней и низкой частотностью.

Анализ выполнения заданий. Дети дают следующие варианты ответов, которые могут быть оценены по трехбалльной системе:

- точное наименование — 3 балла;

- поиск слова с нахождением правильного названия или ответ словосочетанием - 2 балла;

- близкие вербальные замены, искажение звуковой структуры слова — 1 балл;

- отказ, далекая вербальная парафазия, замена глагола суще­ствительным - 0 баллов.

За каждое задание максимальная оценка 30 баллов.

Дети 7 лет в начале школьного обучения не добирают 3 — 4 баллов при назывании как предметов, так и действий.

Наиболее распространенным типом ошибок являлись близкие вербально-перцептивные замены (пальто — «шуба», «куртка»; вя­жет — «шьет», «плетет»; рубит — «распиливает»). Такие ошибки свидетельствуют о том, что у детей диффузно, недифференцировано значение слова, точнее — его предметная отнесенность. Это может быть обусловлено бедностью как словаря (одному слову соответствуют разные зрительные образы), так и зрительных пред­ставлений (нескольким словам соответствует диффузный зритель­ный образ).

Проба «невербализуемые фигуры»

Испытуемому предлагается для запоминания шесть фигур (один ряд фигур). Необходимо запомнить их как можно точнее и нарисовать. Нормативным является точное изображение всего ряда с третьего раза (рис. 13).

Проба Тейлора

1. Тест Тейлора (с 7 лет). Перед ребенком кладется фигура Тейлора и чистый лист. Инструкция: «Нарисуй такую же фигуру». Ребенку предлагается набор цветных карандашей, которые в процессе копирования экспери­ментатор меняет для последующего анализа рисунка (по порядку цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зе­леный, голубой, синий, фиолетовый). Развороты образца не допускаются; манипуляции с собственным листом бумаги строго фиксируются. На всем протяжении экспери­мента воздерживаться от любых замечаний. Вре­мя копирования фиксируется.

Называние предметов и действий - student2.ru

Рис. 21. Фигура Тейлора

По окончании копирования фигуры Тейлора ребенку предлагается скопировать фигуру Рея-Остеррица другой рукой.

Называние предметов и действий - student2.ru

Рис. 22. Фигура Рея-Остеррица

Нарушение акустического гнозиса у детей с речевой паталогией

Акустический гнозис обеспечивается височными отделами левого и правого полушария. Правым полушарием человек различает различные шумы, негармонические и музыкальные, просодический, мелодико-интонационный компонент речи. За фонематическое восприятие отвечает левая височная область.

Акустический гнозис.

1. Узнавание неречевых шумов(природных, включая голоса жи­вотных, и предметных) — можно использовать диктофонные за­писи шумов.

Комментарий: Неспособность узнавать и дифференцировать не­речевые шумы свидетельствует о наличии неречевой слуховой аг­нозии и соответственно о неполноценности функционирования височной доли правого полушария.

2. Узнавание знакомых мелодий.

Комментарий: Неспособность узнать знакомую мелодию свиде­тельствует о наличии амузии и соответственно неполноценности функционирования правой височной доли.

3. Исследование возможности воспроизведения ритмических структур

1) Инструкция: «Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на карточке».

Примечание: предварительно предъявляются кар­точки с разным количеством точек.

Называние предметов и действий - student2.ru

2) Инструкция: «Повтори за мной удары как можно точнее».

4. Исследование возможности воспроизведения рит­мического рисунка слова ударами

1) Инструкция: «Скажем вместе слово по частям (по слогам) и отхлопаем каждую часть (слог). Скажи, сколь­ко частей (слогов)?»

Двусложные слова трехсложные слова

Маша лето молоко ракета

Мыши мыло машина газета

Мука лапа лопата котята

Критерии оценки:

4 балла — сопряжено воспроизводит ритмическую струк­туру слов и правильно производит подсчет количества частей слова (слогов).

3 балла — сопряжено не воспроизводит ритмическую структуру слов 2 класса, но подсчет количества частей (сло­гов) осуществляет верно, ориентируясь на утрированное отхлопывание логопеда.

2 балла — сопряжено воспроизводит ритмическую струк­туру слов 1 класса, но подсчета количества частей (слогов) слов не производит.

1 балл — отхлопывает без учета ритмической структуры слов. Количество ударов не соответствует количеству слогов. Количество слогов не определяется.

0 баллов — не включается в сопряженную деятельность.
Отказ от выполнения.

2) Инструкция: «Назови картинку, а потом отхлопай слово по частям (слогам)».

Двусложные слова трехсложные слова

лыжи — бананы —

часы — собака —

луна — корова —

коза — лисица –

ваза — береза —

рыба — кубики —

бусы — радуга —

муха — сапоги —

Критерии оценки:

4 балла — ритмическую структуру слов воспроизводит правильно.

3 балла — воспроизводит ритмическую структуру слов не синхронно с произнесением.

2 балла — воспроизводит ритмическую структуру только слов 1 класса.

1 балл — количество ударов не соответствует количеству слогов.

0 баллов — не воспроизводит ритмический рисунок слова после многократных попыток.

Наши рекомендации