Психологический тест: «Уровень мотивации достижения

Успеха»

1. Думаю, что успех в жизни, скорее зависит от случая, чем от расчете.

2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл.

3. Для меня в любом деле важнее его исполнение, а не конечный результат.

4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.

5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.

6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.

7. Эмоциональные люди мне нравится больше, чем деятельные.

8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.

9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.

10. Мои близкие считали (считают) меня ленивым.

11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.

12. Мои родители слишком строго контролировали меня.

13. Терпения во мне больше, чем способностей.

14. Лень, а не сомнения в успехе вынуждают меня часто отказываться от своих намерений.

15. Думаю, что я уверенный в себе человек.

16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.

17. Я не усердный человек.

18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.

19. Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.

20. Мои близкие обычно не одобряют моих товарищей.

21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.

22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

Оценка результата

В один балл оцениваются ответы «да» на вопросы 2,6,7,8,14,16,18,19,21,22 и ответы «нет» на вопросы 1,3,4,5,9,10,11,12,13,15,17,20.

Свыше 15 баллов – высокий уровень мотивации достижения успеха, то есть вы отличаетесь сильным стремлением к успеху и при достаточно большой активности, упорстве и настойчивости вы сможете стать хорошим специалистом своего дела. Как правило, по мере достижения профессиональных успехов, самооценка человека повышается, он становится более уверенным в своем стремлении к жизненному успеху.

От 12 до 15 баллов – средний уровень мотивации достижения успеха, и в таком случае необходимо несколько активизировать себя. Если хотите быть высококвалифицированным специалистом, работайте над собой. Вырабатывайте в себе уверенность и целеустремленность!

До 11 баллов – низкий уровень стремления к успеху. В таком случае деятельность торгового работника окажется для вас трудной. Однако и в этой ситуации нет оснований отчаиваться. Постарайтесь увлечься каким - нибудь делом! Чем больше интереса вы к нему проявите, тем больше у вас появится шансов достичь профессионального мастерства и, следовательно, успеха. Действуйте!

ОПРОСНИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ

РАЗВИТИЯ СИЛЫ ВОЛИ

Отвечая на вопросы, выберите один из вариантов ответа: «да», «не знаю (иногда)», «нет»:

1. В состоянии ли ты завершить начатую работу, которая тебе неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться и потом снова вернуться к ней?

2. Преодолеваешь ли ты без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное тебе (например, пойти на дежурство в выходной день)?

3. Когда ты попадаешь в. конфликтную ситуацию - на работе (учебе) или в быту - в состоянии ли взять себя в руки на столько, чтобы взглянуть на ситуацию трезво с максимальной объективностью?

4. Если тебе прописана диета, сможешь ли преодолеть кулинарные соблазны?

5. Найдешь ли ты утром силы встать раньше обычного, как было запланировано вечером?

6. Останешься ли ты на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания? .

7. Быстро ли ты отвечаешь на письма?

8. Если у тебя вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеешь ли ты без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будешь ли ты принимать очень неприятное лекарство, которое тебе настойчиво рекомендует врач?

10. Сдержишь ли ты с горяча данное слово, даже если его выполнение принесет тебе немало хлопот, иными словами - являешься ли ты человеком слова?

11. Без колебаний ли ты отправляешься в командировку (деловую поездку) в незнакомый город?

12. Строго ли ты придерживаешься распорядка дня: время пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?

13. Относишься ли ты неодобрительно к библиотечным должникам?

14. Самая интересная телепередача не заставит тебя отложить выполнение срочной работы. Так ли это? 15.Сможешь ли прервать ссору и замолчать, каким бы обидным не показались тебе слова «противной стороны»?

Ключ к опроснику

СУМИРУЙ ПОЛУЧЕННЫЕ ОТВЕТЫ ПО БАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ: «ДА» - 2 БАЛЛА; «НЕТ» - О БАЛЛОВ;« НЕ ЗНАЮ» -1 БАЛЛ.

0-12 БАЛЛОВ. С силой воли дела у тебя обстоят неважно. Ты просто делаешь то, что легче и интереснее, даже если это в чем-то может повредить тебе. К обязанностям относишься нередко спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей для тебя. Твоя позиция выражается известным изречением «что мне больше всех надо?...». Любую просьбу, любую обязанность ты воспринимаешь, чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только вслабой воле, но и в эгоизме. Постарайся взглянуть на себя с учетом такой оценки, может быть, это поможет тебе изменить свое отношение к окружающим и кое-что «переделать» в своем характере. Если удастся - от этого ты не только выиграешь.

13-21 БАЛЛ. Сила воли у тебя средняя. Если столкнешься с препятствием, то начнешь действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидишь обходной путь, тут же воспользуешься им. Не переусердствуешь, но и данное тобой слово сдержишь. Неприятную работу постараешься выполнить, хотя и поворчишь. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмешь. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к тебе руководителей, не с лучшей стороны и в глазах окружающих людей. Если хочешь достичь в жизни большего, тренируй волю.

22 - 30 БАЛЛОВ. С силой воли у тебя все в порядке. На тебя можно положиться - ты не подведешь. Тебя не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда твоя твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли - это очень хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.

Приложение 5

Задача 1

Ниже описано проявление четырех типов темперамента. Определите тип темперамента в каждом варианте. Обоснуйте свой ответ.

Вариант А. Его отличает неторопливость и спокойствие. Он отвечает на вопросы не сразу и без какой-либо живости, как бы хорошо ни знал материал. Для него характерна неутомимость: он не избегает дополнительной умственной нагрузки и, сколь бы долго не занимался, его не удается видеть усталым. Он тянется к логически развернутым, пространным высказываниям: произносит слова ровным голосом, не боясь сбиться, как бы уже в самом начале длинного построения зная, когда и каким образом будет закончена начатая мысль. Внешне он не возбуждается и не чему не удивляется на уроке, что бы не произошло в классе. С младших классов он любит занятия по математике и по физкультуре, и этим привязанностям остается верен. Он участвует в спортивных соревнованиях (гимнастика), не обнаруживая в отличие от большинства участников, какого-либо азарта или волнений. Он не бывает ни суматошным, ни веселящимся, ни расстроенным.

Вариант Б. Выделяется среди одноклассников своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, легко приходит в состояние возбуждения прерывает рассказ различными восклицаниями. На вопрос преподавателя готов отвечать не подумав, и поэтому часто отвечает не впопад. В досаде и раздражении легко выходит из себя, вступает в драку. Объяснения учителя слушает очень сосредоточенно, не отвлекаясь. Так же сосредоточенно выполняет классную и домашнюю работу. На переменах никогда не сидит на месте, бегает по коридору или борется с кем-нибудь. Говорит громко, быстро. Пишет быстро, размашисто, почерк не ровный. Очень выразительное лицо. В выполнении общественных поручений, а так же в спортивных занятиях проявляет увлеченность и упорство. Его интересы довольно постоянны и устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях, и с большой энергией их преодолевает.

Вариант В. На уроках спокоен, сидит всегда в одном и том же положении, что-нибудь вертит в руках, настроение меняется от очень незначительных причин. Он болезненно чувствителен. Когда учитель пересадил его с одной парты на другую, он обиделся, долго размышлял, почему его пересадили, и в этот день на всех уроках сидел расстроенный и подавленный. Вместе с тем чувства у него пробуждаются медленно. При посещении представления в цирке он долго сидит молча, с неподвижным лицом и лишь постепенно начинает «оттаивать» - улыбаться, смеяться, вступать в разговор с соседями. Легко теряется. Стоит учителю сделать ему самое мягкое замечание, как мальчик смущается, голос его становиться глухим, тихим. Он очень сдержан в выражении чувств. Получив «двойку», нисколько не изменившись в лице, идет на место, и садиться, но дома, по словам родителей, долго не может успокоиться, не в состоянии приняться за работу. Отвечает на уроке не уверенно, запинаясь, даже если тщательно подготовился к уроку. Свои способности и знания оценивает низко. Тогда как в действительности они несколько выше среднего уровня. Если при выполнении какого-либо учебного задания встречаются трудности. Он теряется и не доводит работу до конца. Движения вялые, слабые, говорит медленно, несколько тягуче.

Вариант Г. Очень живой непоседливый подросток. В классе ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Быстрая походка в припрыжку, быстрый темп речи. Очень впечатлителен и легко увлекается. С увлечением и увлеченно рассказывает о просмотренном фильме, прочитанной книги. На уроках живо откликается на каждый новый факт или новую задачу. Вместе с тем его интересы очень не постоянны и неустойчивы: увлекшись новым делом, мальчик легко охладевает к нему. У него живое подвижное лицо. По его лицу легко угадать, каково его настроение, каково его отношение к предмету или к человеку. На интересных для него уроках он проявляет большую работоспособность. На «неинтересных» же уроках почти не слушает учителя, разговаривает с соседями, зевает. Чувства и настроения его очень изменчивы. Получив «двойку», он готов расплакаться и с трудом сдерживает себя. Однако не проходит и получаса, как он совершенно забывает о плохой отметке и в перемену бурно и весело носиться по коридорам. Не смотря на его живость и непоседливость, его легко дисциплинировать: у опытного учителя он прекрасно сидит на уроках и не когда не мешает работе класса. Быстро привыкает к новой обстановке и требованиям.

Задача 2

Подберите для каждого термина из левого столбца характеризующую его фразу из правого.

1. Страх А. Причинение вреда другому человеку или предмету.
2. Фрустрация Б. Нездоровый подход
3. Конфликт равнозначных положительных возможностей В. Неприятная эмоция, принадлежащая к числу основных.
4. Конфликт равнозначных отрицательных возможностей Г. Бывает вызвана недоступностью или не правильным выбором цели.
5. Конфликт положительно-отрицательных возможностей Д. Конфликт этого типа вызывает минимальную фрустрацию.
6. Агрессия Е. косвенное выражение гнева.
7. перенос Ж. Метод контроля над чувством гнева.
8. Сдерживание гнева З. Конфликты этого типа вызывают максимальную фрустрацию.
9. Упражнения на расслабление И. Конфликты этого типа встречаются чаще всего
10. Взаимоотношения между людьми К. Основа для тактики запугивания, используемой специалистами по рекламе.
11. Радость Л. Самая приятная эмоция.
12. Бегство М. Самая распространенная реакция на страх.
13. Обоснованные страхи Н. Важны для счастья.

Задача 3

Отметьте, ложно или истинно каждое из приведенных утверждений. Обоснуйте свой ответ.

1. По теории А. Маслоу, сначала должны быть удовлетворены высшие, а затем уже низшие потребности.

2. Некоторые человеческие поступки невозможно объяснить в рамках иерархической модели А. Маслоу.

3. Большинство людей удовлетворяют свою потребность в самоактуализации к моменту поступления в колледж.

4. Люди, достигшие уровня самоактуализации, могут радоваться очень простым вещам.

5. Если художнику заплатят за картины, то его внутренняя мотивация, скорее всего, усилится.

Задача 4

Задание:заполните пробелы в ниже приведенных утверждениях.

1. Область психологической науки, в которой изучаются причины поведения человека и средства управления этим поведением, носит название ………. ………

2. ……… процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение целей организации.

3. Мотив – устойчивая, ………… ……….. человека в различных видах ………… и поведении.

4. Мотивационную сферу человека можно оценить такими понятиями как: ……, …….., …………….

5. Психологические факторы, которые изнутри определяют поведение человека, называют …… и ……..

6. Мотив …… определяют как устойчивое и конкретно выраженное стремление человека иметь власть над другими людьми

7. Постоянные и отчетливо выраженные эмоциональные переживания, связанные с удержанием или утратой контроля над другими людьми, не желание подчиняться, активное стремление к независимости, склонность управлять – это признаки наличия у человека …… ……

8. Мотив …….. проявляется, как стремление человека наладить хорошие отношения с другими людьми

9. Под …………. поведением понимаются альтруистические действия человека, направленные на оказание помощи, улучшение благополучия других людей

10. В мотивации поведения факторы …….., ……., ……., ……., ……. выполняют инструментальную роль, т.е. отвечают за форму, стиль, а не за направленность личности

Задача 5

Ниже описаны проявления различных сторон личности в поведении человека. Дайте обоснование, какой образец характеризует:

а) направленность личности;

б) нравственный мотив;

в) интерес;

г) особенности темперамента.

А. Десятиклассник Виктор Л., по мнению преподавателей, глубоко знает программный материал. Его речь нетороплива, малоэмоциональна, но очень сдержана. Он полон энергии, хотя не отличается особой подвижностью: не вспыхивает, не загорается в работе. В учении неутомим, интересы его односторонни.

Б. С каждым днем угасая от тяжелых ран, Воробьев страстно живет интересами дорогой ему страны. Он проявляет к людям большую любовь, одновременно требовательную и нежную. Воробьев вдохновляет летчика с ампутированными ногами, Алексея Мересьева, на новый подвиг, рассказав о русском летчике эпохи первой Мировой войны, который после ампутации ступни вернулся в авиацию. Воробьев выражает глубочайшую веру в моральное величие людей (по Н.Д. Левитову)

В. Таня А. ученица 4 класса, веселая, жизнерадостная, энергичная и в тоже время ровная и спокойная девочка. У нее много друзей. Она все умет делать быстро и хорошо.

Г. В семье сельского сторожа было два сына. Материальная обеспеченность семьи была невысокой. Мать не грамотна, отец груб и строг с детьми. Ни о какой художественной атмосфере в семье говорить нечего. И все-таки старший сын рано проявил склонность к рисованию. Он иного и с большой охотой рисовал в школе, затем поступил в Саратовское художественное училище, а после службы в армии учился в Москве. Теперь он видный художник (по А.Г. Ковалеву).

Задача 6

Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального в структуре личности:

Первая. Личность формируется обществом; биологические же особенности человека не оказывают на процесс существенного влияния.

Вторая. Личность определяется биологическими, наследственными факторами; никакое общество не может изменить то, что заложено в человеке природой.

Третья. Личность есть феномен общественного развития человека; сложный процесс развития и формирования личности обусловлен единством биологического и социального. В этом процессе биологические факторы выступают как природные предпосылки, а социальные – как движущая сила психического развития человека в формировании его личности.

Какую из указанных точек зрения следует считать правильной? Докажите, почему при диагностике развития личности следует учитывать биологические (природные) предпосылки и общественную сторону (социальные условия) бытия личности.

Задача 7

Перечисленные ниже особенности поведения человека характеризуют его либо как индивида, либо как личность.

Старательность, низкая адаптация к темноте, общительность, хорошая координация обеих рук, медленная скорость узнавания, большая эмоциональная возбудимость, трудолюбие, аккуратность, высокая сенсорная чувствительность.

Выделите особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности, которые отражают поведение личности. Дайте обоснование своего выбора.

Приложение 6

Упражнение 1

Произведите жест, который бы соответствовал содержанию предложения, и найдите его характеристику в списке описаний жестов:

Вареники лепят вот так.

Ну, это что-то такое огромное, необъятное.

Замкнутый круг какой-то.

Машинка шьет зигзагом.

Есть у вас дырокол?

Его надо держать крепко, а то разболтается.

Полюбуйтесь-ка на него.

Описание жестов: жест вытянутой ладони; указательным пальцем правой руки описывается круг; разводящие движения обеими руками в воздухе; жест сжатого кулака; жест в воздухе указательным пальцем налево- направо, снизу вверх или сверху вниз; движение сжатой в кулак правой руки вниз с нажимом; защипывающие движения пальцами.

Упражнение 2

Определите, какие жесты могут быть использованы при произнесении фраз:

Все это не для меня.

Стучат, стучат и вверху и внизу.

Пришли и те и другие.

Пусть это останется между нами.

Мы-то с тобой поймем друг друга.

Пускай, пускай, оставь его.

Да что там, ну пусть.

Избавьте меня от этого, я этого не хочу.

Нет-нет, ни за что.

Так все напутано, такая неразбериха.

Все это не совсем так.

Я с вами абсолютно не согласен.

Парень сказал: что-то я сомневаюсь…

Дай мне руку, не откажись простить меня.

Он протянул ему руку нерешительно.

Он стиснул его так, что другой чуть не вскрикнул.

Не решаясь отвечать, он сначала повел одним плечом, затем другим.

Он показал своим толстым коротким пальцем, что у него усы, как у таракана.

Она взяла мыло и стала намыливать им руки.

Зазвенел телефон, он схватил трубку.

Примечание: изобразите жесты, описанные в предложениях. Оцените правильность демонстраций. Пусть попробуют изобразить жесты разные участники, сделайте сравнительный анализ.

Приложение 7

Наши рекомендации