Возрастные этапы профессионализации и социализации

Вехи cтановления профессионала и личности Возраст
Детство Подростковый возраст 11-15 лет Младший юношеский возраст 15-18 лет Старший юношеский возраст 18-23 года Зрелость Пожилой возраст 65-75 лет Старость 75-90 лет Долгожительство 90 и более лет
ранняя зрелость- молодость 23-25 лет Расцвет 35-45 лет Зрелость 45-55 лет Поздняя зрелость 55-65 лет
Профессионализация (появление новых качеств профессионала). Труд по самообслуживанию. Психологическая готовность к труду, трудолюбие. Учебный труд. Общественно-полезный труд. Закладывание основ работоспособности. Эпизодический потребительский труд. Профессиональные намерения. Профессиональное призвание. Обучение профессиональной деятельности (в средних спец. уч. заведениях). Профессиональное). Производительный исполнительный труд. Обучение профессиональной деятельности. Большие индивидуальные различия в начале проф. деятельности. Коррекция проф-ных ожиданий. Профессиональное самоопределение (продолжение). Наброски Производительный исполнительный труд. Проба себя в разных видах профессиональной деятельности. Совместный труд. Профессиональная адаптация. Овладение нормами проф-ной деятельности и проф.-го общения. Понимание Элементы творческого труда. Постоянное проф-ое занятие. Овладение высокими уровнями в проф-ой деятельности –мастерство. Квалифицированный труд. Самостоятельный труд. Позиция субъекта труда. Профессиональная самореализация. Профессиональный труд. Возможность творческого труда. Позиция творца. Накопление профессионального опыта. Индивидуальные АКМЕ (вершины) в проф-ом труде. Возможность творческого вклада человека в опыт своей Завершение профессионального труда. Возможное продолжение творческой деятельности. Анализ своего профессионального опыта. Передача опыта следующему поколению (наставничество). Профессиональное Уход от профессиональной деятельности. Разные виды послепрофессионального или околопрофессионального труда. Фиксация профессионального опыта, мемуары. Большие индивидуальные различия в завершении Профессиональные воспоминания. Внепрофессиональные занятия, хобби. Ослабление профессиональных связей. Отношение к непрофессиональному труду как основе здоровья. Труд по самообслуживанию.
      самоопределение (начало) сценария профессиональной жизни. смысла профессии и своей причастности. Специализация в труде. Ответственность за дело. Профессиональное самоопределение (продолжение), уточнение критериев оценки себя как профессионала. Большие индивидуальные различия во времени достижения творческих вершин в труде. Творческое развитие себя как личности средствами профессии. Профессиональное самоопределение (продолжение), возможный пересмотр критериев оценки себя как профессионала. профессии. Углубленное понимание смысла профессии. Стабильные проф. притязания. Профессиональное самоопределение (продолжение). Возможность изменения профессионального мировоззрения (системы ценностей). самоопределение (продолжение). Снижение уровня профессиональных притязаний. профессионального труда. Профессиональное самоопределение (продолжение). Анализ своего вклада в опыт профессии.    
Социализация (появление новых качеств личности). Овладение символическим планом деят-ти в игре. Соподчинение мотивов, возможность выбора.   Чувство взрослости. Самосознание своих отдельных черт. Осознание, личностное самоопределение. Основа системы ценностей - личного мировоззрения. Действенное личностное самоопределение, пробы своих Целостный образ «Я». Реальная самостоятельность. Коррекция социальных ожиданий. Готовность к саморазвитию Начало чувства хозяина своей жизни. Построение Я – концепции. Овладение многими социальными Личностная самореализация. Расширение системы социальных ролей. Предварительное подведение итогов Реалистическая самооценка. Уверенная жизненная позиция, стабильность. Упрочение системы социальных ролей. Стремление продлить состояние жизненной активности (из-за сокращения будущего времени жизни). Самозавершенность. Адаптация к новой социальной ситуации в жизни. Развитие личности в новых видах Ослабление социальных связей. Обращение к глобальным проблемам бытия. Поддержание здоровья как Лабиль-но- сть установок, мудрость
  Производительность-начало саморегуляции. Умение учиться.   возможностей. Наброски сценария будущей жизни. Готовность к самообучению и самообразованию. своей личности. ролями. Социальная ответственность за себя, за дело. жизни, возможный кризис середины жизни. Пересмотр ценностей и смыслов, уточнение сценария своей жизни. Социальная ответственность за других. Возрастание индивидуализации личностного развития. Социальная ответственность за мир.   послепрофессиональных занятий. Анализ жизненного опыта. Переоценка своих сил на фоне убывающих физических и интеллектуальных возможностей. основной вид деятельности. Возможная личностная инволюция, регресс.  


Таблица I-3-2

Наши рекомендации