Упражнения, направленные на работу с самовосприятием и организацию личностной обратной связи

Как уже было отмечено в первой части, работа с самопредстав­лением человека так или иначе присутствует в любом тренинге. Даже если ведущий не уделяет данной работе направленного вни­мания, он меняет собственные представления участников. Любое психологическое приобретение человека меняет его представление о себе. И наоборот, если человек вышел из тренинга с тем же пред­ставлением, что и пришел, значит, он ничего не «взял», ничего не освоил. Если он что-то и вынес из тренинга, то, возможно, он ско­ро от этого откажется.

Коррекция самовосприятия участников — достаточно сложный и утонченный процесс, требующий от ведущего тренинг особой чувствительности. Но эти усилия оправданы, так как именно то, как человек себя представляет и воспринимает, во многом опреде­ляет те цели, которые он перед собой ставит (в том числе в тренин­ге), поступки, которые он совершает, и его общее отношение к жизни. Работа с самопредставлением участников затрагивает слож­ные внутренние структуры, пробуждает и стимулирует их стрем­ление к самопознанию и самосовершенствованию, что, при со­ответствующем сопровождении, может способствовать более эффективной перестройке всего «здания» личности.

Представленные ниже упражнения включают в себя большой содержательный потенциал для работы с личностью. Они требуют более детального и внимательного обсуждения.

13.1. «КТО Я?», «КАКОЙ Я?»1

Описание Участникам предлагается разделить листок

процедуры бумаги вертикальной чертой на две части. В ле-

вой части написать в столбик 10 ответов на воп­рос «Кто Я?», а в правой части написать в стол­бик 10 ответов на вопрос «Какой Я?». Каждый ответ следует начинать с местоимения «Я».

После того как все ответили, каждый участ­
ник по кругу зачитывает свои ответы. Другие
участники могут при этом задавать вопросы, на­
правленные на понимание представляемых
ответов.
Комментарии Данное упражнение хорошо использовать в

начале работы группы как форму самопрезента­ции участников. Обычно, отвечая на вопрос «Кто Я?», участники пишут: человек, Я — отец, Я — сын, Я — брат, Я — друг и т. д.

На вопрос «Какой Я?» обычно участники от­вечают: Я — общительный, Я — серьезный, Я — практичный и т. д. Ведущему следует отслеживать в ответах варианты типа: чувак, бэтмен, звезда и т. п. Данные ярлыки засоряют самовосприятие человека, делая его менее адекватным. В таких случаях ведущему следует попросить участника, назвавшего себя, например, звездой, описать си­туацию, в которой он ведет себя в соответствии с данным представлением о себе. Ведь каждый че­ловек ведет себя в соответствии с тем, как он себя воспринимает. Подобное обсуждение позволяет участникам пересмотреть или, как минимум, за­думаться о собственном самовосприятии.

1 Идея предложена К. Рудестамом [42].

При более глубокой проработке и направлен­ной помощи участникам в их самораскрытии, оно позволяет раскрыть их социальные установ­ки и заложить хороший фундамент для форми­рования доверительных отношений в группе.

13.2. «КАКИМ МЕНЯ ВИДЯТ?»1

Упражнение направлено на организацию ак­
тивной обратной связи каждому участнику от
группы и является хорошим дополнением пре­
дыдущего упражнения.
Описание Выбирается доброволец, который выходит из

процедуры комнаты. Перед выходом ему предлагается

встать перед группой, и ведущий говорит: «По­смотрите на этого хорошего человека».

Это важный элемент процедуры, подчеркива­ющий, что необходимо отмечать только положи­тельные качества. Критику можно осуществить отдельным упражнением, по окончании тренинга, если участники группы будут к ней готовы.

Задача группы — коллегиально написать 10 ответов на вопрос «КАКОЙ ОН?», наиболее точно описывающих личные качества вышедше­го человека.

Задача участника: за дверью подумать, как может охарактеризовать его эта группа. После того как группа готова, ведущий приглашает уча­стника войти. Теперь его задача называть свои личные качества, являющиеся ответом на воп­рос «КАКОЙ Я?» которые, как ему кажется, в нем видят окружающие. Важно угадать суть ка­чества, а не конкретное написанное группой сло­во. При угадывании участником какого-либо качества группа сообщает ему об этом. Участник продолжает до тех пор, пока не «угадает» шесть

1 Идея предложена Н. И. Козловым [23].

173

качеств из списка группы. После этого группа зачитывает ему оставшиеся (не угаданные) ка­чества, при необходимости поясняет их и дарит ему листок на память.

Далее за дверь выходит следующий участник.
Комментарии Упражнение лучше выполнять в малых груп-

пах. Даже если участники недавно познакоми­лись и не знают хорошо друг друга, у них уже будет первое впечатление, с которым можно ра­ботать.

При его выполнении необходимо твердо при­держиваться процедуры и не завершать ее до тех пор, пока участник не назовет указанное коли­чество пунктов. Если участник затрудняется, то члены группы могут ему помогать, предлагая вспомнить те или иные ситуации и определить проявляющиеся в тот момент качества.

В процессе обсуждения следует дать участни­кам возможность высказаться. При этом можно предложить каждому участнику зачитать не уга­данные им качества и сообщить свое отношение к ним.

13.3. «ВЫ МЕНЯ УЗНАЕТЕ?»

Установка Представьте случай, когда вам необходимо

встретиться с незнакомым человеком. Напри­
мер, вы договариваетесь о встрече по телефону.
Для того чтобы человек смог вас узнать, вы, как
это обычно бывает, сообщаете ему какие-то де­
тали вашей внешности или одежды. Давайте уй­
дем от этого стереотипа и подумаем, какие дру­
гие признаки, не касающиеся внешности или
одежды, вы могли бы сообщить другому челове­
ку, чтобы он вас узнал.
Описание Каждому участнику необходимо написать

процедуры пять индивидуальных признаков, отличающих

его от большинства других людей, но не касаю-

щихся описания внешности или одежды. Это могут быть любимые жесты, особенности пове­дения, элементы походки, привычки, особенно­сти ношения одежды и т. п.

По завершении каждый участник по кругу зачитывает свои признаки. При необходимости ведущий и другие члены группы задают вопро­сы, направленные на прояснение представлен­ных отличительных признаков участников.

АВТОПОРТРЕТ»

Описание На отдельном листке каждому участнику

процедуры предлагается составить свой психологический

автопортрет. Он должен состоять не менее чем из 10 психологических признаков, описываю­щих его особенности характера, увлечения, вза­имоотношения с другими людьми, особенности взглядов на мир и т. п. После составления участ­никами автопортретов они складывают их в под­готовленную коробку (или на отдельный стул). Ведущий или один из участников перемешива­ет листки и зачитывает их в случайном порядке. Задача группы — по тексту узнать автора. По окончании каждого «опознания» члены группы могут внести добавления и коррективы в автопортрет участника по тем наблюдениям, которые сложились у них во время занятий.

13..5.«ВОЛШЕБНАЯ ЧАЙНАЯ»

Описание Упражнение выполняется в малых группах.

процедуры Выбирается первый доброволец из группы. Он

будет Клиентом волшебной чайной. В дальней­шем ему будет предложено меню, из которого он сможет выбрать что-то к чаю. Но для того чтобы получить выбранное, ему необходимо будет вы­полнить задание.

Группа садится полукругом. Клиент садится на стул впереди группы и спиной к ней. Каждо­му участнику предлагается письменно самооп­ределиться «по вкусу», выбрав, чем он будет из того, что можно предложить к чаю. Это может быть варенье, конфеты, печенье, мед и т. п. При этом участнику нельзя писать, какое именно он варенье или какие конфеты. Об этом он узнает позже. Участники пишут свой выбор каждый на своем листочке, который показывают друг дру­гу, чтобы не было повторений. После этого они показывают листки ведущему, стоящему позади них.

Ведущий зачитывает, что имеется к чаю, и спрашивает у Клиента: «С чем желаем пить чай ?» Клиент называет, например: с печеньем. Веду­щий дает команду: «Дайте Клиенту печенье!» Участник, назвавшийся «печеньем», подходит сзади к Клиенту и кладет руки на его плечи. Ко­нечная задача Клиента догадаться и назвать имя этого человека. Для этого Клиент задает вопро­сы, но касающиеся только печенья, например: «Какое это печенье?», «Как оно называется?», «Какая у него упаковка?», «Страна-производи­тель?» и т. п. На каждый вопрос участники в по­лукруге пишут на листочках свои ассоциации с человеком, назвавшим себя печеньем и сто­ящим сейчас позади Клиента. Ведущий озвучи­вает написанное в обобщенном виде.

(Необходимо, чтобы ведущий, а не сам автор озвучивал написанные ассоциации, так как, ина­че Клиент по голосам методом исключения смо­жет определить человека, стоящего позади него. Кроме того, это придает загадочность процедуре и ведущий может контролировать «экологию», не принимая обидные ассоциации.)

Клиент продолжает задавать вопросы до тех пор, пока у него не появится ответ на вопрос

«Кто этот человек, который назвал себя печень­ем и стоит сейчас позади него?».

Участники пишут ответы на вопросы. Веду­щий озвучивает их.

Если у Клиента сформировалось представле­ние о том, кто назвался печеньем, то он называ­ет его имя и те ассоциации, по которым он дога­дался. После этого он может обернуться и посмотреть. В случае успеха группа аплодирует, и на место клиента садится следующий участник. Если участник не угадал, то можно представить ему возможность попытаться еще раз.

По окончании процедуры необходимо про­
вести обсуждение.
Комментарии Упражнение проходит с большим интересом.

Практически вся группа включена в работу: один участник пытается по ассоциациям угадать че­ловека, другой участник получает информацию о себе в виде ассоциаций, остальные увлечены поиском этих ассоциаций. В процессе выполне­ния упражнения вырабатывается богатый эмпи­рический материал, как для самоанализа, так и для наблюдений ведущего.

Глава 14

Наши рекомендации