Повторение и применение изученного материала

1. Что означает термин «развитие»? Какую роль играют в развитии биологические процессы и окружающая среда?

2. Какая связь существует между процессами научения и социализации?

3. Как бы вы объяснили связь между биологическими процессами развития и процессами разви­тия, вызванными влиянием среды? Какую роль в связи между ними играют факторы времени и готовности?

ИСТОРИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ПЕРСПЕКТИВЫ

Перспектива жизненного пути, с которой мы уже познакомились в этой главе при рассмотрении результатов Калифорнийского лонгитюдного исследования, осно­вывается на 4-х основных предпосылках (Stoller, & Gibson, 1994).

1. На процесс развития и старения влияют индивидуальные особенности чело­века, события, происходящие в его жизни, а также его способы адаптации к этим событиям.

2. Некоторые индивидуальные особенности влияют на спектр возможностей, предоставляемых человеку его временем. Например, чернокожий мужчина в 50-е годы XX века располагал совершенно иными социальными возможнос­тями, чем живший в то же время его белый ровесник. В результате и жизнен­ный опыт, и способы адаптации к жизненным обстоятельствам у людей раз­личаются.

3. Характерные особенности исторического периода, в который человеку выпа­ло появиться на свет, формируют приобретаемый им в ходе развития опыт. Пол, раса, принадлежность к национальному меньшинству, социальному и экономическому классу также оказывают влияние на ход жизни человека.

4. Несмотря на то что общественно-исторические условия существенно влия­ют на формирование индивидуального опыта людей, родившихся в один и тот же исторический период, одни и те же социальные и исторические события по-разному сказываются на жизни преуспевающих и непреуспевающих чле­нов общества.

Дональд Дж. Эрнандес (Hernandes, 1994) использовал понятие жизненного пути в своем историческом исследовании, имевшем целью выяснить, как измени­лась жизнь детей за последние 150 лет. Эрнандес рассматривал жизни детей как «траектории, отличающиеся продолжительностью, порядком и временем наступле­ния конкретных событий и появления определенных возможностей в жизни ребен­ка, а также количественным составом семьи, в которой он живет, и характером за­нятий ее членов».

Глава 1 Развитие человека перспективы, процессы и методы исследования

Следующие примеры биографий из этого исследования помогают проиллюст­рировать, как культурные и исторические обстоятельства, в которых оказывались люди в различные моменты своей жизни, повлияли на их установки, жизненные ценности и способности.

Рут родилась в России в 1913 году. Одна из пятерых детей в семье правоверных евреев, она на собственном опыте узнала, что значит подвергаться гонениям, так как ее семья неоднократно переживала еврейские погромы. Когда Рут было 12 лет, семья переехала в Соединенные Штаты и поселилась в Канзас-сити, штат Миссури, где девочка пошла в школу. Через 4 года ее отец, бедный портной, настоял на том, чтобы Рут бросила школу и помогала обеспечивать семью, в которой к этому времени было уже семеро детей. Не­смотря на отсутствие образования, Рут удалось через несколько лет скопить достаточ­но денег, чтобы переехать в Нью-Йорк, где она познакомилась со своим будущим му­жем. Оба окончили университет, сделали неплохую карьеру, вырастили двоих детей. Из-за страшных уроков, которые жизнь преподала ей в детстве, Рут, выйдя замуж, слов­но улитка, спряталась в «раковину» семьи. Все жизненно важные решения принимал муж, и Рут с годами становилась все более робкой и все больше теряла способность действовать вне дома.

Джуди родилась в 1948 году и была самой младшей из троих детей. Ее отец был юрис­том, мать — домохозяйкой. Джуди училась в частной школе и, как и ее отец, стала юри­стом. Когда ее спрашивают о детских и юношеских годах, она вспоминает, как боялась атомной бомбы и как в начальной школе пряталась под партой во время учений по граж­данской обороне; памятны ей также война в Корее, полет в космос, начало движения за гражданские права, убийство Джона Кеннеди, Вьетнам и Уотергейт. В 60-е годы она ста­ла активной участницей студенческого движения, выступала за права голосования южан и протестовала против войны во Вьетнаме. Учась на юридическом факультете университета, она вышла замуж за такого же студента-активиста. Сейчас оба они сдела­ли политическую карьеру и ведут большую общественную работу. Иногда Джуди зада­ется вопросом: была ли она права, когда решила не заводить детей?

Жизненные ценности и опыт Рут и Джуди сформировались в значительной степени под влиянием тех исторических событий, которые им пришлось пережить. Жизненный опыт, совершенно различный у этих двух женщин, заставляет нас вни­мательнее проследить взаимосвязь возрастных и исторических перемен на всем протяжении жизни, а также разобраться в том, почему время наступления и объек­тивная важность событий действуют на каждого человека по-разному.

Наши рекомендации