Природа или воспитание

Природа или воспитание — это краткая формулировка вопроса о том, какие факторы — связанные с наследственностью или связанные с внешней средой — играют определяющую роль в развитии. Отдавая приоритет природе, мы признаем наследственность основной детерминантой развития. С другой стороны, теорети­ки, которые подчеркивают значение воспитания, рассматривают факторы внешней среды (такие, как поведение матери, теснота жилья, скученность, температура или культурные факторы) в качестве главных элементов, лежащих в основе формирова­ния поведения. Теоретики, признающие приоритет природы, и ученые, считающие основной детерминантой развития воспитание, наблюдая одну и ту же форму пове­дения, совершенно различно описывают процессы, которые привели к ее развитию. Например, ученый, подчеркивающий значение наследственности и биологических факторов как детерминант поведения, может объяснить то, что дошкольник приду­мывает себе воображаемых друзей, уровнем развития его мозга и когнитивной не­зрелостью. Ученый, подчеркивающий значение воспитания, может назвать в качестве причины такого поведения средовые факторы — например изоляцию, недостаток чут­кости со стороны родителей или отсутствие братьев и сестер.

Глава 2. Теории развития человека: введение

Непрерывность или скачкообразность

Еще одним принципиально важным для исследователей развития является воп­рос о том, как происходит этот процесс — непрерывно или скачкообразно. Проис­ходит ли развитие таким образом, что различные формы поведения постепенно на­слаиваются друг на друга, накапливаясь количественно? Или же развитие имеет ступенчатый характер, причем каждый его этап отражает появление различных форм поведения, отличающихся друг от друга качественно? Сторонники теорий научения, как мы увидим из этой главы, придерживаются концепции непрерывного развития, в то время как сторонники теорий стадиального развития, такие как Пиа­же и Фрейд, считают, что наиболее значимые разрывы в развитии указывают на появление новых способностей или форм поведения.

Организм или механизм

Последний вопрос — о том, является человек по своей природе организмом или механизмом, — как и два предыдущих, философского происхождения. Сторонники организменного подхода считают людей активными, принимающими полноценное участие в процессе развития. Индивиды взаимодействуют с другими индивидами, участвуют в событиях и в процессе этого изменяются. Они, в свою очередь, также воздействуют на объекты и события и изменяют их. Сторонники организменного подхода, изучающие познание (например, Ж. Пиаже), считают, что в процессе по­лучения информации изменяемся и мы сами. Этот процесс делает нас способными действовать более компетентно при последующих информационных обменах. С по­зиций механистического подхода люди описываются как существа, пассивно реаги­рующие на события внешней среды, внутренние влечения или мотивацию. Эту точ­ку зрения наиболее четко выражают бихевиористы, считающие, что поведением людей управляют поощрения или наказания.

Бихевиоризм и теории научения будут проанализированы первыми в ходе на­шего обсуждения конкретных теорий развития человека.

ТЕОРИИ НАУЧЕНИЯ

Согласно теориям научения, ключ к разгадке человеческой натуры в том, как она формируется окружающей средой, то есть большинство форм поведения приоб­ретается путем научения. Научение — это всеобъемлющий процесс. Оно не огра­ничивается формальным учением или обучением школьным премудростям; научение включает приобретение моральных принципов, предубеждений и манер, таких как манера жестикулировать или даже заикаться. Таким образом, процесс науче­ния охватывает широкий спектр форм поведения. Сторонники теорий научения рассматривают развитие ребенка как постепенное, пошаговое накопление образов памяти, знаний, умений и навыков. Процесс превращения ребенка в подростка, а затем — и во взрослого происходит, в основном, за счет постепенного, непрерывно­го накопления опыта и научения, что, в свою очередь, ведет к появлению большего количества знаний и навыков. Возвращаясь к обсуждению сформулированных ра-

Часть 1. Комплексное изучение жизненного пути человека

нее спорных вопросов развития ребенка, мы видим, что теории научения придают главное значение воспитанию и считают развитие непрерывным.

Как вы увидите далее, современные теории научения основаны на некоторых концепциях бихевиоризма, включая классическое и оперантное обусловливание. Вы также увидите, что теории социального научения, разработанные в конце семи­десятых годов, признают роль сознательного мышления как фактора, определяю­щего поведение.

Бихевиоризм

В начале XX века американские психологи приступили к созданию «науки о че­ловеческом поведении». Их не интересовали человеческие мысли, мечты или чув­ства. Вернее, они хотели собирать «факты», наблюдая за тем, что и как делают люди. Они изучали человеческое поведение примерно так же, как биологи изучают поведение животных или физики — поведение элементарных частиц. Эти исследо­ватели тщательно определяли и контролировали стимулы, предъявляемые в экспе­риментах, а затем наблюдали и записывали поведенческие реакции испытуемых на эти стимулы. Они не создавали своей теории заранее, а целенаправленно конструировали ее шаг за шагом, проводя сначала простые эксперименты, а затем разрабатывая все более сложные. Таким образом, они строили теорию поведения индуктивным способом.

бихевиористы Психологи начала XX века, исследовавшие внешние, поддающиеся наблюдению и измерению формы поведения безотносительно к их внутренним физиологическим механизмам.

Поскольку этих ис­следователей интересовали внешние, доступные на­блюдению и измерению формы поведения, их назвали бихевиористами (от англ. «behaviour» — «поведение»). Как вы узнаете из этого раздела, бихевиористы считали, что научение происходит путем классического и оперантного обус­ловливания.

Поведенческие теории ведут свое происхождение, главным образом, от работ И. П. Павлова (1849-1936) по условным рефлексам и исследований Джона Б. Уотсона (1878-1958) по научению. Философской основой этих теорий является кон­цепция tabula rasa, предложенная английским философом Джоном Локком (1632-1704), предполагавшим, что у людей нет никаких врожденных идей и что их поведе­ние, мысли и чувства формируются под воздействием внешней среды. Поведенческие теории оказали огромное влияние на развитие научного анализа по­ведения, психотерапию и управление девиантным поведением; они используются в области образования.

Концепция реактивных существ. Бихевиористы исходят из предположе­ния, что человек по своей природе ни плох, ни хорош: люди являются реактивными существами, они просто реагируют на воздействия внешней среды. Каждый инди­вид формируется благодаря процессу образования связей между стимулами и свои­ми реакциями на них или между вариантами поведения и их последствиями. Таким образом, процесс научения происходит автоматически.

Глава 2. Теории развития человека введение

Некоторые ученые считают это объяснение м ех а н и с т и ч е с к и м, уподобляющим людей машинам, которые приводятся в действие входным сигналом (стимулом) и в ответ на него вырабатывают выходной сигнал (реакцию),

Бихевиористы не занимаются анализом того, что происходит между стимулом и реакцией.

С их точки зрения, психика — и ее внут­ренняя работа в особенности — практически недо­ступна наблюдению и описанию извне, с позиции стороннего наблюдателя. Они от­казывают людям в способности точно описывать свои мысли и чувства. Будучи пос­ледовательными, бихевиористы не признают ни бессознательных, ни генетических детерминант поведения.

Бихевиористскую модель человека также называют детерминистской. Все в поведении индивида, включая ценности, установки и эмоциональные реакции, согласно этой модели, определяется воздействием внешней среды в прошлом либо в настоящем. Поэтомутакие понятия, как вина, уважение и достоинство, по мнению бихевиористов, неуместны при описании поведения человека. С точки зрения бихевиоризма, поскольку люди являются продуктами всех эпизодов своей

личной истории научения, их поступки не заслуживают ни похвал, ни порицания. Эту идею выражает название книги современного теоретика научения Б. Ф. Скиннера — «За рамками свободы и достоинства» (Beyond Freedom and Dignity, 1971). В этой книге Скиннер проводит мысль о том, что человеческое поведение запрог­раммировано и, таким образом, не подвластно контролю индивидуума.

детерминистская модель Точка зрения, подразумевающая, что ценности, установки, формы

- ^^^"п^яТтсТи^в" щими место в прошлом или действующими в настоящем факторами окружающей среды.

Наши рекомендации