Психолого-педагогическом эксперименте

Доказательство экспериментальной гипотезы состоит из трех

основных компонентов: фактов, аргументов и демонстрации

справедливости предложенной гипотезы, вытекающей из этих

аргументов и фактов.

Факты и аргументы, как правило, представляют собой идеи,

истинность которых уже проверена или доказана. В силу этого

они могут без специального доказательства их справедливости

приводиться в обоснование истинности или ложности гипоте-

Ч

асть I I. В

ведение в научное психологическое исследование

зы. Демонстрация — это совокупность логических рассуждений,

в процессе которых из аргументов и фактов выводится справед-

ливость гипотезы.

Для того чтобы доказательство было убедительным, в нем так-

же необходимо следовать определенным правилам. Одно из них

гласит: гипотеза, аргументы и факты должны быть суждениями,

ясно и точно определенными. В противном случае оно может

быть опровергнуто или подвергнуто сомнению.

Доказываемое положение — в нашем случае гипотеза — на

всем протяжении доказательства должно оставаться тождествен-

ным, т.е. одним и тем же. Нарушение этого правила обычно ве-

дет к тому, что, несмотря на затраченные усилия, гипотеза оста-

ется недоказанной.

Факты и аргументы, приводимые в процессе

доказательства - гипотезы, не должны противоречить друг другу,

так как это также сводит доказательство на нет. Необходимо

строго следить за тем, чтобы соблюдалось следующее правило:

аргументы и факты, приводимые в подтверждение гипотезы,

сами должны быть истинными и не подлежать сомнению.

Часто встречающаяся ошибка в доказательстве заключается

в том, что экспериментально установленная последовательность

событий или фактов, их статистически достоверная связь (кор-

реляция) ошибочно принимаются за свидетельство существова-

ния причинно-следственной зависимости между этими события-

ми или фактами. Например, из того, что за некоторым событием

А всегда и неизменно следует другое событие Б (скажем, за вес-

ной — лето; за положением часовой стрелки на цифре 1 — ее пе-

реход на цифру 2), нередко делают вывод о том, что предшествую-

щее событие является причиной наступления последующего (что

в приведенных выше примерах, очевидно, неверно). Причинной

считается такая зависимость, при которой появление события А

не только неизбежно ведет за собой появление события Б, но и

само событие Б может явиться лишь тогда, когда до него уже име-

ло место событие А. В двух приведенных выше примерах это не

так. Вполне можно представить себе такой случай, что часы ос-

тановятся после того, как стрелка окажется на цифре 1, и тогда

она не попадет на цифру 2; может случиться экологическая ката-

______Глава 2. Виды научных психолого-педагогических исследований______

строфа, которая сделает климат постоянным, например, превра-

тит его в вечную зиму или в вечное лето, и в этом случае законо-

мерная смена времен года не наступит. В том и в другом приме-

рах подлинные причины последовательного появления событий

находятся вне тех событий, которые мы рассматриваем; они-то и

придают закономерный характер временной последовательнос-

ти этих событий.

Ошибки могут иметь место не только в доказательстве, но и

в интерпретации связей как причинно-следственных, и для того,

чтобы избежать подобных ошибок, рекомендуется организовы-

вать и проводить психолого-педагогический эксперимент в со-

ответствии с одной из заранее продуманных логических схем до-

казательства, гарантирующих установление именно причинно-

следственных зависимостей между изучаемыми переменными.

Основная логическая схема, позволяющая добиться такого ре-

зультата, довольно простая. Она включает в себя проведение ис-

следования не на одной, а на двух и более группах испытуемых,

одна из которых является экспериментальной, а друше — конт-

рольными. При этом экспериментальная группа предназначает-

ся для установления достоверных статистических зависимостей

между изучаемыми переменными, а контрольные группы — для

того, чтобы, сравнивая получаемые в них результаты с теми, ко-

торые установлены на экспериментальной группе, отклонять аль-

тернативные причинно-следственному объяснения выявленной

статистической зависимости. В простейшем случае реализации

этой схемы берутся одна экспериментальная и одна контроль-

ная группы. В экспериментальной группе выделяется и целенап-

равленно изменяется переменная, которая рассматривается как

вероятная причина объясняемого явления, а в контрольной груп-

пе ничего этого не происходит. По завершении эксперимента оце-

ниваются и сравниваются между собой изменения, которые в экс-

периментальной и контрольной группах произошли в другой пе-

ременной — зависимой, и если окажется, что в эксперименталь-

ной группе эти изменения больше, чем в контрольной, то делает-

ся вывод о том, что подлинной их причиной являются именно те

вариации независимой переменной, которые имели место в экс-

периментальной группе.

________Ч

асть I I. В

ведение в научное психологическое исследование _______

Существует несколько вариантов практической реализации

этой общей схемы. Рассмотрим их.

1. Метод единственного различия.Схематически он пред-

ставляется следующим образом:

В данном случае фиксируется единственное различие между

экспериментальной и контрольной группами по признаку Г, ко-

торое по завершении эксперимента приводит к появлению един-

ственного различия по признаку Е. На этом основании делается

вывод о том, что изменение Г и есть причина замеченных изме-

нений в Е.

2. Метод сопутствующих изменений(обобщенный вариант

метода единственного различия).

Если, варьируя величину признака Г, мы неизменно получа-

ем изменения только одного признака Е, то Г можно рассматри-

вать в качестве наиболее вероятной причины Е.

3. Метод единственного сходства.

если при разноооразных вариациях признаков неизменным

остается единственное сходство (в данном случае: Г—»Е), то со-

ставляющие его переменные рассматриваются как причина (Г)

и следствие (Е).

Для того, чтобы получаемые в экспериментальной и конт-

рольной группах результаты были сопоставимыми, необходимо,

чтобы эти группы по существенным признакам были эквивален-

тными, т.е. такими, в которых уравнено влияние всех других ре-

левантных переменных, кроме предполагаемой причины.

Глава 2. Виды научных психолого-педагогических исследований

Помимо общих логических схем, следование которым в орга-

низации и проведении эксперимента помогает выявлению при-

чинно-следственных связей, этой же цели могут служить планы

экспериментов. Таких основных планов имеется два:

1 . Эксперимент, организованный по плану типа «только после» .

В подобного рода исследовании экспериментальные и конт-

рольные группы оцениваются только по окончании эксперимента

и не оцениваются в его начале. Если в итоге обнаруживается су-

щественная разница между экспериментальной и контрольной

группами, не имевшая место вначале, то можно сделать вывод о

том, что отмеченные после эксперимента различия между этими

группами были вызваны именно теми экспериментальными дей-

ствиями, которые предпринимались в отношении эксперимен-

тальной группы. Однако в этом случае в качестве альтернатив-

ной остается и требует специального опровержения гипотеза о

том, что изначально экспериментальная и контрольные группы

не были одинаковыми, что и вызвало зафиксированные между

ними различия по окончании эксперимента.

2. Эксперимент, организованный по плану типа «до и после» .

В данном случае предполагаемые причины и следствия оце-

ниваются и до, и после эксперимента и делается это как вэкспе-

риментальной, так и в контрольной группах. Тем самым заранее

отбрасывается альтернативная гипотеза о том, что обнаружен-

ные по окончании эксперимента различия между эксперимен-

тальной и контрольной группами были вызваны теми различия-

ми между ними, которые имелись еще до начала проведения экс-

перимента.

Контрольные вопросы

1. Виды психолого-педагогических исследований и их осо-

бенности.

2. Отличие экспериментального психолого-педагогическо-

го исследования от всех остальных исследований.

3. Взаимосвязь и преемственность разных видов психолого-

педагогических исследований.

4. Что такое цели, задачи и гипотезы эксперимента?

5. Логические требования, предъявляемые к гипотезам экс-

периментального психолого-педагогического исследования.

Ч

асть I I. В

ведение в научное психологическое исследование

6. Ошибки в доказательствах, направленных на выяснение

причинно-следственных связей между переменными, изу-

чаемыми в эксперименте.

7. Способы избежать ошибок в доказательстве существова-

ния причинно-следственной зависимости между перемен-

ными.

8. Логика организации и проведения экспериментов, направ-

ленных на доказательство причинно-следственных связей.

9. Экспериментальная и контрольная группы, их назначе-

ние в психолого-педагогическом эксперименте.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. I и II.

М., 1966.

[Формулировка гипотез: 116-120. Эксперимент: 120-148. На-

блюдение (как метод экспериментального исследования): 106-115.

Обработка и обобщение результатов (эксперимента): 148-193].

2. Роговин М.С. Психологическое исследование. Ярославль, 1979.

3. Роговин М.С, Залевский Г.В. Теоретические основы психоло-

гического и патопсихологического исследования. Томск, 1988.

4. СочивкоД.В., Якунин В.А. Математические модели в психолого-

педагогических исследованиях: Учебное пособие. Л., 1988.

(Постановка проблемы. Предмет, объект и задачи исследования:

40-42. Проведение пилотажного исследования: 42-48. Общие

сведения о планировании эксперимента: 56-62.)

Глава 3.

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ И СПОСОБЫ

НАГЛЯДНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Краткое содержание

Наши рекомендации