Неформальная (неофициальная) группа

— группа людей,

психологически объединенных друг с другом на основе каких-либо личных

интересов, но не принадлежащих как группа к какой-либо реально

существующей социальной организации.

Обучение — профессиональная деятельность учителя, направленная на

передачу учащимся знаний, умений и навыков.

Обучаемость —способность человека к научению (см.).

Общая психология — основная отрасль психологической науки,

располагающая общими знаниями о психологии и поведении людей, ставящая

перед собой цель разработки фундаментальных проблем этой науки, имеющих

значение для изучения других теоретических и практических вопросов данной

области знаний.

Оперантное научение — вид научения (см.), происходящего за счет

спонтанного порождения организмом множества разнообразных реакций на

один и тот же стимул или ситуацию с последующим закреплением только тех

из реакций, которые оказались наиболее удачными с точки зрения полученного

эффекта.

Операция (в теории Ж. Пиаже) — практическое или умственное

действие человека, обладающее свойством обратимости, т. е. действие, которое

можно выполнять как в прямом, так и в обратном порядке, возвращаясь к его

исходному положению или повторно воспроизводя полученный результат.

Ориентировочная основа действия — понятие, введенное в теории

планомерного (поэтапного) формирования умственных действий (см.). О. о. д.

обозначает процесс и результат первоначального ознакомления обучаемого

человека с формируемым у него действием, а также с качествами и условиями

его успешного, правильного выполнения.

Ориентировочный рефлекс — сложная психофизиологическая реакция

организма на новую ситуацию или ее изменение. О. р. проявляется в

активизации сенсорных систем, сосредоточении внимания, повышении

чувствительности анализаторов, мобилизации сил и двигательных ресурсов

организма.

Патопсихология — область психологических знаний и исследований,

имеющих дело с отклонениями в психике и поведении человека,

возникающими в результате различных заболеваний.

Педагогическая психология — отрасль психологической науки,

содержащая знания и изучающая проблемы обучения и воспитания детей, а

также психологические основы педагогической деятельности учителей,

воспитателей, родителей, педагогических групп и коллективов.

Педология — существовавшая в конце XIX — начале XX века

комплексная наука о ребенке, о его развитии и обучении, объединявшая в себе

знания из биологии, физиологии, психологии, педагогики, медицины и

дефектологии и вырабатывавшая на этой основе рекомендации по обучению и

воспитанию детей.

Повторение — многократное воспроизводство какого-либо материала с

целью его заучивания и сохранения в памяти.

Подростковый возраст — возраст, являющийся переходным от детства

к взрослости и охватывающий период времени от 10—11 до 13—14 лет.

Подражание —вид научения (см.), происходящего в результате

буквального копирования поведения объекта, являющегося образцом для п.

(см. также викарное научение).

Подкрепление —то, что способно удовлетворить возникшую

потребность организма, снять или уменьшить вызванную ею внутреннюю

напряженность. Для поведения п. является подтверждением его правильности

(положительное п.) или ошибочности (отрицательное п.).

Полоролевая идентификация — процесс и результат приобретения

ребенком психологических черт и особенностей поведения человека одного и

того же с ним или другого пола.

Полоролевая типизация — приобретение индивидом психологии и

типичных форм поведения человека определенного пола.

Поступок — сознательное действие, совершенное человеком исходя из

определенных убеждений, ценностей или нравственных норм.

Предметная деятельность — практические действия человека с

реальными предметами материальной и духовной культуры, подчиненные их

функциональному, культурно обусловленному назначению. П. д. рассчитана на

усвоение человеком способов употребления предметов материальной и

духовной культуры людьми и на развитие человеческих способностей, умений

и навыков.

Проблемная ситуация — учебная ситуация, которая содержит в себе

какой-либо трудноразрешимый для ученика вопрос.

Проблемное обучение — обучение, построенное на основе создания и

использования проблемных ситуаций (см.).

Полоролевое поведение — поведение, свойственное человеку

определенного пола при выполнении им различных социальных ролей (см.).

Просоциальные мотивы — мотивы поведения человека, содержащие в

себе выраженное и осознаваемое стремление делать людям добро.

Профессиограмма — подробное описание какой-либо профессии через

систему требований, предъявляемых ею к человеку, включая качества

личности, особенности мыслительных процессов, знания, умения и навыки,

которыми он должен обладать для того, чтобы успешно справиться с данной

профессией.

Психоанализ —учение о способе изучения и познания психологии

человека, созданное немецким ученым-психологом и психиатром 3. Фрейдом.

П. содержит в себе систему идей и процедур интерпретации сновидений и

других бессознательных психических явлений, а также диагностики и лечения

различных душевных заболеваний психологическими методами,

базирующимися на теории 3. Фрейда.

Психодиагностика — теория и практика оценки психологических

свойств, процессов и состояний человека при помощи научно проверенных

методов, позволяющих получать достоверную информацию о них.

Психокоррекция — целенаправленное изменение психологии или

поведения здорового человека, нуждающегося в оказании психологической

помощи, посредством методов психологического воздействия на него.

Психологическая служба — система специальных учреждений,

создаваемых в различных социальных институтах и организациях и

призванных оказывать квалифицированную психологическую помощь людям.

Психологическое консультирование — оказание практической

психологической помощи людям в форме советов и рекомендаций, на основе

предварительного изучения проблем, волнующих этих людей, а также их самих

и их отношений с окружающими людьми.

Психология развития — область психологических исследований, где

содержится информация, изучаются процессы и законы психологического и

поведенческого развития человека в онтогенезе.

Психология управления — прикладная отрасль психологической науки,

в которой представлены знания и изучаются проблемы, связанные с

взаимодействием людей в различных управленческих системах, включая

управление государством, организацией, предприятием, учреждением, группой,

коллективом и т. п.

Психология эффективной групповой деятельности — область

социально-психологических исследований, в которой представлены знания и

решаются вопросы, касающиеся путей и способов оптимального

взаимодействия людей для получения высоких результатов в их совместной

работе.

Психотерапия —область теоретических знаний и практических методов

воздействия на людей, пограничная между психологией и медициной. П.

включает в себя описание, изучение и правила использования средств

психологического воздействия на больных людей с целью их лечения.

Равновесие (в теории Ж. Пиаже) — установление оптимального

соответствия между процессами ассимиляции (см.) и аккомодации (см.) в

интеллектуальном развитии ребенка.

Развитие революционное— 1. Быстрое и глубокое преобразование

психики и поведения человека, происходящее при его переходе из одного

возраста в другой. 2. Ключевое понятие теории, утверждающей, что развитие

психики и поведения человека зависит не от генотипа, а от воздействий среды,

которая своими влияниями производит революцию в психологии и поведении

человека, создавая нечто такое, чего не было с самого начала даже в зародыше.

Развитие ситуационное — быстрое, недостаточно устойчивое и

требующее подкрепления изменение в психике и поведении ребенка,

происходящее под влиянием ситуационных социальных факторов. Развитие

эволюционное — медленное и достаточно устойчивое изменение в психологии

и поведении ребенка, происходящее в периоды возрастного развития (см.)

между его кризисами (см. кризис возрастного развития и эволюционная

теория развития).

Реакция выбора — специальное действие, в котором человеку

необходимо выбрать один из двух или нескольких объектов по определенным

признакам.

Референтная группа — группа людей, значимых и привлекательных для

индивида. Р. г.— источник индивидуальных ценностей, норм, правил

поведения/суждений и поступков для тех людей, по отношению к которым она

является референтной.

Референтная личность — человек, особенно значимый и ценный для

другого человека как образец для подражания. Р. л. оказывает сильное

психологическое влияние на того, по отношению к кому она является

референтной. Р. л. выступает как источник основных ценностей, норм и правил

поведения, суждений и поступков для другого человека.

Рефлекс условный — реакция организма на раздражитель,

приобретенная в результате научения — сочетания данного раздражителя с

удовлетворением актуальной потребности организма.

Роль социальная — понятие, включающее описание особенностей

личности, психологии и поведения человека, занимающего определенное

положение в обществе, например роль учителя, руководителя, родителя,

ученика и т. п.

Самоактуализация —

процесс и результат использования,

максимальное развитие человеком имеющихся у него задатков и способностей,

их реализация в практических делах. С.— это также стремление личности к

постоянному самосовершенствованию.

Самооценка

— оценивание человеком своих собственных

психологических качеств и поведения, достижений и неудач, достоинств и

недостатков.

Семиотическая функция — свойственная человеку способность

создавать и использовать знаковые системы— символы (см.), представляющие

или замещающие реальные объекты, и оперировать -ими как с реальными

объектами, которые они представляют.

Сензитивный период развития — период в жизни человека, создающий

наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных

психологических свойств и видов поведения.

Сенсомоторная координация — согласованная работа и взаимодействие

органов чувств и движений.

Сенсорный эталон —наглядный образец, с которым сравнивается

сенсорный образ при его построении.

Сериация (в теории Ж. Пиаже)—упорядочение предметов по какому-

либо признаку, например по длине, высоте, цвету, весу, Объему и т. п.

Символ — знак (см.), ассоциированный с определенным объектом,

представлением, убеждением, мыслью и чувством, относимыми к той части

действительности, которую этот знак представляет.

Синкретизм мышления — характеристика логически неразвитого

мышления, выражающаяся в проведении операции классификации Предметов и

явлений, определяемых данным понятием, по разнородным, логически

непоследовательным признакам.

Словесно-логическое мышление — вид мышления человека, при

котором основным средством решения задач являются логические

рассуждения, а материалом — понятия и словесные абстракции.

Система — понятие из области общей теории систем (наука,

пограничная между математикой и кибернетикой), обозначающее совокупность

качественно различных элементов, связанных друг с другом сложными и

динамическими отношениями. Системный анализ — подход к изучению

объектов и явлений, предполагающий их рассмотрение как развивающихся

систем (см.) с выделением структуры (состава элементов и связей между

ними), а также законов преобразования и развития системы в целом.

Созревание — естественный процесс преобразования анатомических

структур и физиологических процессов организма по мере его роста.

Социализация — процесс и результат присвоения ребенком социального

опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного

развития, т. е. преобразование под влиянием обучения и воспитания его

психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и

правил поведения, формирование мировоззрения.

Социальная позиция — место, занимаемое человеком в системе

общественного разделения труда и соподчинения в социальных структурах,

группах и организациях.

Социальная психология — отрасль психологии, содержащая в себе

знания об общении, взаимодействии, взаимоотношениях и взаимовлиянии

людей, ставящая и решающая соответствующие проблемы.

Социальная ситуация развития — социальные условия, в которых

происходит психологическое и поведенческое развитие человека. С. с. р.

включает в себя также систему факторов, от которых зависит развитие.

Социальная установка — отношение человека к людям, социальным

событиям, фактам и многому другому, что для него значимо. С. у. включает в

себя три компонента такого отношения: когнитивный (знания об объекте),

эмоциональный (чувства, которые он вызывает) и поведенческий (действия,

которые он порождает).

Социально-психологический тренинг — теория и практика группового

психокоррекционного (см. психокоррекция) или психотерапевтического (см.

психотерапия) воздействия на людей, рассчитанного на избавление их от

каких-либо проблем психологического характера, исправление поведения или

улучшение состояния здоровья.

Социометрический

тест —

распространенное

название

стандартизированной социометрической методики, предназначенной для

выявления, наглядно-графического изображения и индексного представления

межличностных отношений в малой группе (см.).

Социометрический статус — положение человека в системе

внутригрупповых межличностных отношений, определенное при помощи

социометрического теста (см.).

Среда — совокупность внешних условий, факторов и объектов, среди

которых рождается, живет и развивается организм.

Схема (в теории Ж. Пиаже) — типичная и повторяющаяся

последовательность действий и операций в способах приспособления

организма к условиям окружающей среды. Внутренняя интеллектуальная

психологическая структура, управляющая организацией мышления и поведения

человека в различных жизненных ситуациях.

Т-группа (группа социально-психологического тренинга) —

специальная группа людей, в которой проводится социально-психологический

тренинг (см.), преследующий цель развития у его участников умений и

навыков межличностного общения, снятия имеющихся у них психологических

барьеров, препятствующих эффективному межличностному, личному и

деловому общению.

Теоретическое мышление — вид мышления человека, оперирующего с

понятиями, содержащими в себе теоретические знания, и в своих выводах

порождающего аналогичные знания.

Теория планомерного (поэтапного) формирования умственных

действий — разработанная отечественным ученым-психологом П. Я.

Гальпериным и развитая его учениками концепция, представляющая собой

общие психологические основы формирования знаний, умений и навыков с

заранее заданными свойствами на основе определенного плана и программы их

поэтапного развития.

Теория поиска смысла жизни —психокоррекционная (см.

психокоррекция) и психотерапевтическая (см. психотерапия) теория личности,

объясняющая проблемы психологического характера потерей человеком

смысла жизни и обосновывающая процедуры психотерапии и психокоррекции

необходимостью нахождения утраченного смысла жизни.

Теория ролей — социально-психологическая теория личности и

межличностных отношений человека, опирающаяся на понятие роли

социальной (см.). Т. р. представляет личность и межличностные отношения в

терминах ролевого поведения человека.

Теория самоактуализации — гуманистическая теория психологии

личности, утверждающая, что человеку, развивающемуся как личность,

свойственно стремление к самоактуализации (см.), которая одновременно

является и высшим уровнем личностного самосовершенствования.

Теория социального научения — социально-психологическая теория,

объясняющая процесс приобретения человеком жизненного опыта на основе

социальных влияний и связанных с ними подкреплений и наказаний.

Теория черт личности — теория личности, в основе которой лежит

научно определенное понятие «черта личности». Т. ч. л. рассматривает

строение, происхождение, формирование и развитие личности как системы

черт (см. черта личности).

Тест —стандартизированный метод психологического исследования,

предназначенный для точных количественных и определенных качественных

оценок психологии и поведения человека путем сравнения этих оценок с

некоторыми, заранее заданными стандартами — нормами теста.

Тест Векслера— психологический тест (см.), предназначенный для

оценки уровня интеллектуального развития человека определенного возраста и

представляющий этот уровень в виде числового показателя, называемого

коэффициентом интеллекта.

Тест Кеттела — тест (см.) личности, опирающийся на понятие черта

личности (см.) и оценивающий степень развитости у человека различных

базисных, независимых личностных черт.

Тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство

человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх

и тревогу в специфических социальных ситуациях, связанных или с

экзаменационными испытаниями, или с повышенной эмоциональной и

физической напряженностью, порожденной причинами иного характера.

Убеждение — процесс и результат обретения человеком уверенности в

правильности собственных суждений и выводов, подтверждаемый им самим

ссылками на соответствующие факты и аргументы.

Упражнение —систематическое повторение какого-либо действия,

движения и т. п. с целью его совершенствования.

Уровень притязаний — достижения в том или ином виде деятельности и

в той или иной сфере общения, на которые рассчитывает человек, оценивая

свои способности и возможности.

Уровень психологического развития — совокупность способностей,

знаний, умений и навыков, имеющихся у данного человека в сравнении с

достаточно большой, представительной группой других людей или самим

собой в иной период жизни.

Усвоение — приобретение знаний, умений и навыков.

Условия развития — факторы, от которых зависит развитие человека. В

у. р. входят люди, окружающие данного человека с детства, отношения между

ними, предметы материальной и духовной культуры, многое другое.

Условнорефлекторное научение — приобретение реакции на новые

раздражители по механизму рефлекса условного (см.).

Учебная деятельность — процесс приобретения человеком новых

знаний, умений и навыков или изменения старых. Учение — собственные

действия ученика, направленные на развитие у него способностей, а также

знаний, умений и навыков.

Факторы развития — система факторов, определяющих собой

психическое и поведенческое развитие ребенка. Ф. р. включают содержание

обучения и воспитания, педагогическую подготовленность учителей и

воспитателей, методы и средства обучения и воспитания, многое другое, от

чего зависит психологическое развитие ребенка.

Феномены Пиаже — психологические явления, связанные с развитием

интеллекта ребенка и впервые обнаруженные Ж. Пиаже у детей среднего

дошкольного возраста. Ф. П. проявляются в ошибочных суждениях детей этого

возраста об абстрактных характеристиках предметов, связанных с его

измеримыми параметрами (количество, объем и другие). Ф. П. объясняются

неспособностью детей этого возраста выполнять операции (см.), непониманием

законов сохранения количества вещества и числа предметов при изменении их

формы или взаимного расположения относительно друг друга.

Функциональная теория психического развития — теория,

утверждающая, что развитие той или иной психической функции прямо зависит

от частоты и интенсивности ее практического использования в жизни.

Черта личности — прижизненно складывающаяся устойчивая

психофизиологическая система, включающая в себя элементы психологии и

физиологии человека и определяющая его индивидуальность, характерное для

него мышление и поведение.

Эволюционная теория развития — теория, утверждающая, что в

процессе психического и поведенческого развития ребенка все или почти все

определяется генотипом (см.), что в развитии не появляется ничего такого, что

хотя бы в зародыше не имелось бы с самого начала.

Эгоизм — отрицательная черта характера человека, выражающаяся в его

стремлении к личному благополучию, не считаясь с благом и интересами

других людей.

Эгоцентризм — сосредоточенность внимания и мышления человека

исключительно на себе, его отвлеченность от всего, что происходит вокруг.

Эгоцентрическая речь — специфическая, фрагментарная речь ребенка

дошкольного возраста, сопровождающая его предметные игры. Э. р.

коммуникативна по форме, но индивидуальна по своей функции, она

обслуживает наглядно-действенное мышление (см.) и напоминает по своей

структуре внутреннюю речь (см.).

Эйдетическая память — вид зрительной памяти человека, связанный со

способностью четко, точно и в деталях, без особого труда восстанавливать в

памяти зрительные образы виденного.

Эмпатия — способность человека к сочувствию и сопереживанию

другим людям, к пониманию их состояний, готовность оказать им посильную

помощь.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Наши рекомендации