Ситуация личностного развития в подростковом возрасте
Особенности социально-психологической ситуации личностного развития
подростка. Опережающее формирование интеллекта по сравнению с
личностью. Особое значение подросткового возраста для становления
личности. Тяга подростков к взрослости. Несоответствие между притязаниями
на взрослость и реальным личностным поведением подростков. Возникновение
новой «внутренней позиции», в основе которой лежит стремление быть
взрослым. Изменение роли подражания в подростковом возрасте. Подчинение
подражания другим людям сознательному волевому контролю, задаче
интеллектуального и нравственного самосовершенствования. Этапы развития
подражания взрослым. Становление самосознания.
Формирование волевых качеств личности.Подростковый возраст как
сензитивный для развития волевых качеств личности. Источники и объекты
волевого подражания подростка. Пути и средства формирования волевых
качеств личности. Роль занятий физической культурой и спортом в укреплении
воли. Логика развития волевых качеств у подростков, последовательность
появления этих качеств. Самовоспитание волевых качеств личности.
Особенности поведения мальчиков-подростков и девочек-подростков,
связанные с формированием воли.
Развитие деловых качеств личности.Познавательные и творческие
интересы подростка как предпосылки к занятиям различными видами
деятельности и как источники для формирования у них деловых качеств
личности. Особое значение самостоятельности в учении, проявление
инициативы и предприимчивости в учебных делах. Развитие деловитости и
организаторских способностей. Использование учебно-дидактических деловых
игр для развития соответствующих качеств личности у детей-подростков.
Достижения психического развития подростков.Успехи в развитии
познавательных процессов и интеллекта в целом. Противоречия в
интеллектуальном и личностном развитии как потенциальный источник
конфликтов в подростковом возрасте. Способы предупреждения и снятия
конфликтов через ускоренное личностное развитие ребенка. Естественные
интересы и потребности подростков, их использование в учебно-
воспитательной работе. Самосознание подростка. Волевые, деловые,
моральные и другие качества личности подростка. Дифференциация и
появление избирательности в межличностных отношениях. Подростковые
изменения в сфере межличностного восприятия.
СИТУАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими
изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они
касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со
взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных
процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от
детства к взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и
превращаться в организм взрослого человека. Центр физической и духовной
жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду
сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся на более
серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих
широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь
до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения с
людьми подросток вступает уже будучи интеллектуально достаточно развитым
человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять
определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками.
Обычно процесс общего интеллектуального развития детей начинается и
завершается несколько раньше, чем процесс их формирования как личностей.
Если интеллект ребенка, понимаемый как способность ставить и решать задачи
в практическом, образном и символическом планах, представляется развитым
уже к началу подросткового возраста, то становление ребенка как личности
здесь активно продолжается и завершается гораздо позднее, в годы юности. В
течение трех-четырех лет обучения в старших классах школы оформляется
мотивационная сфера человека, определяются его личные и деловые интересы,
проявляются профессиональные склонности и способности.
Подростничество — это самый трудный и сложный из всех детских
возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем
это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы
нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к
людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты
характера и основные формы межличностного поведения. Главные
мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным
стремлением к личностному самосовершенствованию,— это самопознание,
самовыражение и самоутверждение.
В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается
стремление быть похожим на старших, детей и взрослых, причем такое
желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток
иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя
соответственного обращения с собой как со взрослым человеком. В то же время
он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Приобрести
качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления
этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им.
Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что
и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более
серьезно и требовательно. С подростка спрашивают больше, чем с младшего
школьника, но ему многое и разрешается из того, что не позволяется
первоклассникам. Например, подросток гораздо больше, чем младший
школьник, может находиться вне дома, на улице, в компании друзей и среди
взрослых. Ему позволено участвовать в таких ситуациях, к которым обычно
младшие школьники не допускаются. Этим подтверждается более
равноправное и независимое положение подростка в системе человеческих
отношений. Все это вместе взятое порождает у подростка представление о себе
как о человеке, переставшем быть ребенком, перешагнувшем за порог детства.
Итогом этих процессов становится укрепляющееся внутреннее стремление
подростка поскорее стать взрослым, которое создает совершенно новую
внешнюю и внутреннюю ситуацию личностного психологического развития.
Она требует и порождает изменение всей системы отношений подростка с
окружающими людьми и с самим собой.
Быстро взрослеть подростка заставляют также обстоятельства жизни,
связанные с физическими изменениями его организма. Быстрое возмужание,
физическая крепость порождают дополнительные обязанности, которые
подросток получает и в школе, и дома.
В подростковом возрасте изменяются содержание и роль подражания в
развитии личности. Если на ранних ступенях онтогенеза оно носит стихийный
характер, мало контролируется сознанием и волей ребенка, то с наступлением
подростничества подражание становится управляемым, начинает обслуживать
многочисленные потребности интеллектуального и личностного
самосовершенствования ребенка. Новый этап в развитии этой формы научения
у подростков начинается с подражания внешним атрибутам взрослости.
Самый легкий способ достичь цели «быть как взрослый» состоит в
подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Подростки, начиная с
12—13 лет (девочки несколько раньше, мальчики позднее), копируют
поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. Сюда входит
мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера
поведения, способы отдыха, увлечения и т. п. Помимо взрослых образцами для.
подражания со стороны подростков могут стать их более старшие сверстники.
Тенденция походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом
увеличивается.
Для мальчиков-подростков объектом подражания часто становится тот
человек, который ведет себя «как настоящий мужчина» и обладает силой воли,
выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. У
девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит «как настоящая
женщина»: старшим подругам, привлекательным, пользующимся
популярностью взрослым женщинам. К своему физическому развитию многие
мальчики-подростки относятся очень внимательно, и начиная с V—VI классов
школы многие из них приступают к выполнению специальных физических
упражнений, направленных на развитие силы и выносливости. у девочек же
больше наблюдается подражание внешней атрибутике взрослости: одежде,
косметике, приемам кокетства и т. п.
В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и
развития самосознания ребенка. В отличие от предыдущих возрастных этапов
он так же, как и подражание, меняет свою ориентацию и становится
направленным на сознание человеком своих личностных особенностей.
Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется
особенным вниманием ребенка к собственным недостаткам. Желательный
образ «Я» у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств
других людей.
Поскольку в качестве образцов для подражания подростков выступают
как взрослые, так и сверстники, создаваемый ими идеал оказывается несколько
противоречивым. Он сочетает в себе качества как взрослого, так и более
молодого человека, причем далеко не всегда эти качества оказываются
совместимыми в одном лице. В этом, по-видимому, заключается одна из
причин несоответствия подростков своему идеалу и их постоянных
переживаний по данному поводу.
ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ
В VII—VIII классах школы некоторые подростки начинают
систематически и целенаправленно заниматься самовоспитанием. Это
особенно характерно для мальчиков, в среде которых идеал мужественности
становится одним из основных идеалов, порождающих критерии оценок
окружающих людей. Подростки любят приключенческие, романтические
фильмы и соответствующую литературу, так как именно в них встречаются
герои, обладающие нужными качествами мужественности, смелости,
характером и силой воли. Подростки пытаются подражать этим героям в жизни,
воспроизводя в играх и создаваемых ими ситуациях сцены, прочитанные в
книгах или увиденные в фильмах. Это особенно типично для младших
подростков в возрасте от 11 до 13 лет.
В старшем подростковом возрасте многие мальчики начинают
заниматься саморазвитием у себя необходимых волевых качеств личности.
Объектом для подражания для них становятся товарищи, более старшие по
возрасту,— юноши и взрослые мужчины. В компаниях с ними подросток
принимает участие в делах, требующих проявления воли.
Весьма распространенным среди современных подростков способом
развития у себя волевых качеств личности являются занятия видами спорта,
связанными с большой физической нагрузкой и риском, такие, где требуются
незаурядная сила и мужество. Это — бокс, борьба, тяжелая атлетика, хоккей.
Увлекаясь многими видами спортивных занятий вначале ради развития
волевых личностных качеств, некоторые подростки затем продолжают
заниматься ими же для достижения высоких результатов. Благодаря этому
получает дальнейшее развитие мотивация достижения успехов.
Став привычными, занятия физической культурой и спортом в зрелом
возрасте иногда превращаются в эффективное средство поддержания здоровья
и работоспособности, а полезные волевые качества личности, первоначально
сформировавшиеся и закрепившиеся в ходе этих занятий, затем переходят на
другие виды деятельности, в частности на профессиональную работу,
определяя вместе с мотивацией достижения успехов ее практические
результаты.
Имеется определенная последовательность в выработке волевых качеств
личности у подростка. Вначале развиваются в основном динамические
физические качества. Это — сила, быстрота и скорость реакции. Затем
вырабатываются качества, связанные со способностью выдерживать большие и
длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость.
Вслед за этим наступает черед формирования более сложных и тонких волевых
качеств, таких, например, как концентрация внимания, сосредоточенность,
работоспособность.
Общая логика развития всех волевых качеств может быть выражена
следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия,
выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять
деятельностью, добиваться в ней высоких результатов. Соответственно этой
логике сменяют друг друга и совершенствуются приемы развития волевых
качеств. Вначале подросток просто восхищается ими у других людей, по-
хорошему завидует тем, кто обладает этими качествами (10—11 лет). Затем
подросток заявляет о желании иметь такие качества у себя (11—12 лет) и,
наконец, приступает к их самовоспитанию (12—13 лет). Наиболее активным
периодом волевого самовоспитания у подростков считается возраст от 13 до 14
лет.
Стремление к выработке у себя полезных качеств личности, характерных
для взрослых людей одного с ними пола, свойственно не только мальчикам-
подросткам, но и девочкам-подросткам. Однако в отличие от мальчиков
выработка специфических качеств личности, аналогичных волевым, у девочек
идет по иному пути. Для них такими видами деятельности, в которых
складываются и закрепляются соответствующие качества, чаще всего являются
учение, различные виды занятий искусством, домоводство, а также женские
виды спорта. Девочки-подростки особенно стараются преуспеть в учебе, много
занимаются теми школьными предметами, где у них что-то не получается.
Описанные полоролевые различия между мальчиками и девочками
способствуют тому, что у них вырабатываются настойчивость и
работоспособность как раз в таких видах деятельности, которыми им придется
заниматься, став взрослыми.
РАЗВИТИЕ ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
Если ставить вопрос о том, в каком возрасте у ребенка происходят
наиболее существенные процессы, связанные с выбором будущей профессии, с
выработкой соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств
личности, то ответ на него будет одним: в подростковом возрасте.
Действительно, детей этого возраста отличает повышенный интерес к
различным видам деятельности, стремление что-то делать своими руками,
повышенная любознательность и первые мечты о будущей профессии.
Соответствующие интересы зарождаются в школе, дома, во внешкольных
делах; их источниками могут стать учителя, родители, сверстники, другие люди
более старшего возраста. Но чаще всего первичные профессиональные
интересы возникают в собственном учении и в труде, и это создает
благоприятные возможности для развития нужных деловых качеств в тех видах
деятельности, в которые подросток в основном включен.
Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и
творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо
научиться, причем делать все по-настоящему, профессионально, как взрослые.
Это стимулирует подростков к выходу за пределы обычной школьной учебной
программы в развитии своих знаний, умений и навыков. Потребность во всем,
что для этого необходимо, подросток удовлетворяет сам, путем
самообразования и самообслуживания, нередко с помощью своих друзей,
которые увлечены таким же, как и он, делом. Многие мальчики и девочки в
подростковом возрасте сами стараются овладеть различными
профессиональными умениями, причем профессионально ориентированное
увлечение детей этого возраста может приобрести характер настоящей страсти,
когда все остальное для ребенка отходит на второй план и любимому делу он
отдает все свое свободное время. На основе таких интересов в подростковом
возрасте зачастую формируются неформальные группы товарищей и друзей.
Дети в данном возрасте уже достаточно заметно отличаются друг от
друга по интересу к учению, по уровню интеллектуального развития и по
кругозору, по объему и прочности знаний, по уровню личностного развития.
Этими различиями определяется их дифференцированное отношение к учебе.
Указанное обстоятельство определяет избирательный характер отношения к
школьным предметам. Одни из них становятся более нужными и потому
любимыми подростками, интерес к другим снижается.
Нередко отношение подростка к тому или иному учебному предмету
определяется отношением к учителю, преподающему данный предмет.
Подросткам обычно нравятся те предметы, которые преподают их любимые
учителя. Успеваемость многих детей в средних классах школы временно падает
из-за того, что за пределами школы у них появляются сильные, конкурирующие
с учением интересы.
В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с
расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков,
позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим
трудом. Учение дополняется самообразованием, приобретая более глубокий
личностный смысл. Знания, умения и навыки становятся в этом возрасте
критерием ценности для подростка окружающих его людей, а также
основанием для проявления интереса и подражания им.
Происходит формирование системы личностных ценностей, которые
определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения,
избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку.
Старшие подростки начинают интересоваться разными профессиями, у них
возникают профессионально ориентированные мечты, т. е. начинается процесс
профессионального самоопределения. Однако эта положительная возрастная
тенденция характерна далеко не для всех подростков. Многие из них и в более
позднем возрасте не задумываются всерьез над своей будущей профессией.
В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования
организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих
других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей,
в том числе умения налаживать деловые контакты, договариваться о
совместных делах, распределять между собой обязанности и т. п. Подобные
личностные качества могут развиваться практически во всех сферах
деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть
организованы на групповой основе: учение, труд, игра. В учении данные
качества личности формируются и развиваются тогда, когда подростки сами
становятся организаторами учебного процесса и принимают на себя
ответственность за него. Это происходит, например, в тех случаях, когда
учитель поручает группе детей самостоятельно найти, прочесть и сообщить на
уроке те или иные сведения. Особенно ценным представляется приобретаемый
в подростничестве опыт самостоятельной работы в библиотеке, а также
выполнение учебных поручений по подготовке и проведению занятий в классе,
в том числе материалов, наглядных пособий и т. п.
Еще большие возможности для ускоренного развития деловых качеств
детей-подростков открывает трудовая деятельность, когда дети участвуют в ней
на равных правах со взрослыми людьми. Это могут быть школьные дела,
участие в работе детских кооперативов, малых школьных предприятий и т. п.
Важно, чтобы во всех этих случаях детям предоставлялся максимум
самостоятельности, чтобы взрослыми замечались и поддерживались любые
проявления детской инициативы, деловитости, предприимчивости,
практической сметки.
Наряду с учением и трудом игра в этом возрасте по-прежнему несет в
себе богатые возможности для личностного развития детей. Однако здесь речь
уже идет не об играх-развлечениях, а о деловых играх, построенных по образцу
тех, на которых учатся искусству управления взрослые люди. Такие игры
необходимо включать в учебно-воспитательный процесс в школе наряду с
обычными занятиями школьными предметами, причем с воспитательной точки
зрения подростковый возраст представляется для этого наиболее
благоприятным периодом жизни.
ДОСТИЖЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ
В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все
без исключения познавательные процессы. В эти же годы открыто проявляется
абсолютное большинство жизненно необходимых личных и деловых качеств
человека. Например, высшего уровня своего развития в детстве достигает
непосредственная, механическая память, образуя вместе с достаточно развитым
мышлением предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования
логической, смысловой памяти. Высокоразвитой, разнообразной и богатой
становится речь, мышление оказывается представленным во всех его основных
видах: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. Все
эти процессы приобретают произвольность и речевую опосредствованность. У
подростков они функционируют уже на базе сформировавшейся внутренней
речи. Становится возможным научение подростка самым различным видам
практической и умственной (интеллектуальной) деятельности, причем с
использованием множества приемов и средств обучения. Формируются и
развиваются общие и специальные способности, в том числе необходимые для
будущей профессиональной деятельности.
Подростничество имеет множество характерных именно для данного
возраста противоречий и конфликтов, С одной стороны, интеллектуальная
развитость подростков, которую они демонстрируют при решении разных
задач, связанных со школьными предметами и другими делами, побуждает
взрослых к обсуждению с ними достаточно серьезных проблем, да и сами
подростки активно к этому стремятся. С другой стороны, при обсуждении
проблем, особенно таких, которые касаются будущей профессии, этики
поведения, ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживается
удивительная инфантильность этих, внешне выглядящих почти взрослыми,
людей. Возникает психолого-педагогическая дилемма, разрешить которую
может только опытный взрослый: как, относясь к подростку по-серьезному, т.
е. по-взрослому, вместе с тем обращаться с ним как с ребенком, который
постоянно нуждается в помощи и поддержке, но внешне при этом такого
«детского» обращения не обнаруживать.
Известно, что с возрастом интерес подростков к себе быстро меняется.
Для детей, обучающихся в IV—V классах школы, характерно повышенное
внимание к тому положению, которое они занимают в классе среди
сверстников. Шестиклассники начинают проявлять определенный интерес к
своей внешности, к детям противоположного пола и взаимоотношениям с
ними. У семиклассников возникают общие увлечения делового характера,
появляется особый интерес к развитию своих способностей в различных видах
практической деятельности и к своей будущей профессии. Восьмиклассники
высоко ценят самостоятельность, индивидуальность, качества личности,
которые проявляются в отношениях дружбы и товарищества. Опираясь на эти
виды друг за другом появляющихся интересов подростков, можно активно
развивать уних нужные ролевые, деловые и другие полезные качества.
Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по
сравнению с ребенком младшего школьного возраста,— это более высокий
уровень самосознания. Вместе с ним возникает отчетливо выраженная
потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности,
формировать и развивать способности, доводя их до уровня, на котором они
находятся у взрослых людей.
В этом возрасте дети становятся особенно чуткими к мнению
сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы
морально-этического характера, связанные, в частности, с интимными
человеческими взаимоотношениями.
Отрочество — как иногда называют подростковый возраст— это время
становления подлинной индивидуальности, самостоятельности в учении и в
труде. По сравнению с детьми более младшего возраста подростки
обнаруживают веру в способность определять и контролировать собственное
поведение, свои мысли и чувства. Подростковый возраст — это время
обостренного стремления к познанию и оценке самого себя, к формированию
целостного, непротиворечивого образа «Я».
В период между 12 и 14 годами при описании себя и других людей
подростки в отличие от детей более раннего возраста начинают использовать
менее категоричные суждения, включая в самоописание слова «иногда»,
«почти», «мне кажется» и другие, что свидетельствует о переходе на позиции
оценочного релятивизма, о понимании неоднозначности, непостоянства и
многообразия личностных проявлений человека.
В средних классах школы вместо одного учителя появляется несколько
новых педагогов, у которых обычно весьма различны стиль поведения и манера
общения, а также приемы ведения занятий. Разные учителя предъявляют
различные требования к подросткам, что заставляет их индивидуально
приспосабливаться к каждому новому учителю. В подростковом возрасте
появляется дифференцированное отношение к разным учителям: одних любят,
других нет, к третьим относятся безразлично. Формируются и новые критерии
оценок личности и деятельности взрослых людей. Это, с одной стороны,
создает возможность для более точной и правильной оценки людей путем их
сравнения друг с другом, а с другой стороны, порождает определенные
трудности, обусловленные неумением подростков правильно воспринять
взрослого, дать ему верную оценку.
Подростки более ценят знающих учителей, строгих, но справедливых,
которые по-доброму относятся к детям, умеют интересно и понятно объяснять
материал, ставят справедливые оценки, не делят класс на любимчиков и
нелюбимых. Особенно высоко ценится подростком эрудиция учителя, а также
его умение правильно строить взаимоотношения с учащимися.
В возрасте от десяти до пятнадцати лет в мотивах деятельности
подростка, в его идеалах и интересах происходят существенные изменения. Их
можно представить и описать следующим образом32. В начальный период этого
возраста (10—11 лет) многие подростки (примерно около трети) дают себе
самим в основном отрицательные личностные характеристики. Такое
отношение к себе сохраняется и в дальнейшем, в возрасте от 12 до 13 лет.
Однако здесь оно сопровождается уже некоторыми положительными
изменениями в самовосприятии, в частности ростом самоуважения и более
высокой оценкой себя как личности.
По мере взросления первоначально глобальные отрицательные
самооценки подростков становятся более дифференцированными,
характеризующими поведение в отдельных социальных ситуациях, а затем и
частные поступки.
В развитии рефлексии, т. е. способности осознания подростками
собственных достоинств и недостатков, наблюдается тенденция как бы
противоположного характера. В начальный период подростничества детьми
осознаются в основном только их отдельные поступки в определенных
жизненных ситуациях, затем — черты характера и, наконец, глобальные
личностные особенности.
Установлено, что с возрастом меняется и восприятие подростками
окружающих людей. Эталоны межличностного восприятия, которыми они
пользуются, оценивая окружающих людей, становятся все более обобщенными
и соотносятся не с мнениями отдельных взрослых, как это было в младшем
школьном возрасте, а с идеалами, ценностями и нормами. Содержание
оценочных нравственных эталонов продолжает расширяться и углубляться, они
становятся более тонкими и дифференцированными, индивидуально
различными.
В качестве иллюстрации этой мысли А. А. Бодалев приводит следующее
наблюдение. Если учащимся седьмого класса предложить, например, описать
человека, которого они не знают, но отдельные черты которого им называются
заранее (например, злой, добрый и т. п.), то среди ответов, которые получаются
в этом опыте, можно выделить четыре разные группы. Подростки из первой
32 Описание дается по работе: Фельдштейн Д. И. Психологические
особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы
психологии.— 1988.— № 6.
группы называют только внешние признаки представленного им человека.
Учащиеся из второй группы упоминают как внешние, так и некоторые
внутренние черты. В третьей группе дополнительно к тому, что было сообщено
о человеке, называются его дела и поступки. В четвертой группе, кроме всего
сказанного, упоминаются еще мысли и чувства оцениваемого человека. На
основе этого опыта А. А. Бодалев пришел к выводу, подтверждающему
существование значительной личностной дифференциации в подростковом
возрасте эталонов межличностного восприятия и оценивания людей.
Темы и вопросы для обсуждения на семинарах