По ряду личностных характеристик

(средний возраст сравниваемых детей — 4 года и 7 месяцев)

Оцениваемая

Коэффициент внутригрупповой

индивидуальная

корреляции

характеристика

Мальчики

Девочки

гомозиг гетероз гомозиг гетерози

отные

иготны отные

готные

е

Эмоциональность

0,68

0,00

0,60

0,05

Активность

0,73

0,18

0,50

0,00

Социабельность

0,65

0,20

0,58

0,06

(общительность,

контактность)

Дети-близнецы, имеющие одинаковую наследственность, в результате раздельного воспитания

становятся иногда более похожими друг на друга, чем в том случае, если их воспитывают вместе.

Объясняется этот несколько неожиданный факт тем, что детям-одногодкам, постоянно

находящимся рядом друг с другом, почти никогда не удается заниматься одним и тем же делом и

между такими детьми редко складываются вполне равноправные отношения.

Несмотря на большое сходство по ряду психологических и поведенческих характеристик, которое

обнаруживается среди

гомозиготных близнецов, вряд ли полностью оправдано утверждение о том, что их

психологическая общность обусловлена только генетически. Проведенные исследования и

полученные в них результаты позволяют считать влияние среды на психическое и поведенческое

развитие индивида более сильным, чем воздействие его наследственности.

Сравнительное изучение роли наследственности и среды и их влияния на психологию и поведение

человека обычно проводится одним из следующих способов:

1. Систематическое варьирование условий обучения и воспитания, разностороннее изучение

детей, выросших в разных социальных культурах, регионах и семьях.

2. Сравнительное изучение психологии и поведения гомозиготных и гетерозиготных близнецовых

пар.

Много внимания проблеме изучения индивидуальных психологических различий детей в нашей

стране было уделено в исследованиях, проведенных Б.М.Тепловым и его учениками. Первые из

этих исследований были направлены в основном на то, чтобы установить, существуют ли

врожденные типы высшей нервной деятельности и если да, то чем они определяются. В этих

исследованиях экспериментально проверялась гипотеза о том, что одним из наследуемых,

генетически обусловленных факторов является тип нервной системы человека, который в свою

очередь зависит от сочетания ее основных свойств.

Под свойствами нервной системы понимаются такие устойчивые ее качества, которые являются

прирожденными. К числу таких свойств относятся:

1. Сила нервной системы по отношению к возбуждению, т.е. ее способность длительно

выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, интенсивные и часто повторяющиеся

нагрузки.

2. Сила нервной системы по отношению к торможению, т.е. способность выдерживать длительные

и часто повторяющиеся тормозные влияния.

3. Уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, которая

проявляется в одинаковой реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и тормозные

влияния.

4. Лабильность нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения и прекращения

нервного процесса возбуждения или торможения.

В настоящее время в дифференциальной психологии сложилась 12-мерная классификация свойств

нервной системы чело-

века (ВД.Небылицын). В нее входят 8 первичных свойств (сила, подвижность, динамичность и

лабильность по отношению к возбуждению и торможению) и четыре вторичных свойства

(уравновешенность по этим основным свойствам). Показано, что данные свойства могут

относиться ко всей нервной системе (ее общие свойства) и к отдельным анализаторам

(парциальные свойства).

В.М.Русалов развил дальше идеи школы Теплова— Небыли-цына и предложил трехуровневую

классификацию свойств нервной системы1. Она включает:

1. Общие, или системные, свойства, охватывающие весь мозг человека и характеризующие

динамику его работы в целом.

2. Комплексные свойства, проявляющиеся в особенностях работы отдельных «блоков» мозга

(полушарий, лобных долей, анализаторов, анатомически и функционально разделенных

подкорковых структур и т.п.).

3. Простейшие, или элементарные, свойства, соотносимые с работой отдельных нейронов.

На основе проведенных исследований, касающихся связи свойств нервной системы человека с

решением задач (мышлением), В.М.Русалов пришел к выводу о том, что лишь формально-

динамические характеристики психической активности человека детерминируются

преимущественно (но тоже не исключительно!) биологическими факторами.

Таким образом, свойства нервной системы не предопределяют психические качества и формы

поведения человека, и их поэтому нельзя рассматривать как задатки к развитию способностей.

Вместе с тем, как писал Б.М.Теплов, они «образуют почву, на которой легче формируются одни

формы поведения, труднее — другие»2.

Поскольку основные свойства нервной системы человека довольно устойчивы, то практическая

задача их изучения в связи с проблемой индивидуальных различий заключается не в поиске их

изменения, а в нахождении наилучшего для каждого типа нервной системы пути и метода

обучения детей с данным типом нервной системы.

1 Русаков В.М. Дифференциальная психология: Основные достижения и перспективы изучения

индивидуальности человека // Психологический журнал. — 1988. —Т. 1. — № 2.

2Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности и их

определение // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982. - С. 25.

Развивая в этом плане идеи Б.М.Теплова, В.Д.Небылицын высказал мысль о том, что особое

сочетание основных свойств нервной системы, т.е. каждый ее тип, имеет свои достоинства и

недостатки. В условиях, например, монотонной работы лучшие результаты показывают люди со

слабым типом нервной системы, а при переходе к работе, связанной с большими и неожиданными

нагрузками, напротив, люди с сильной нервной системой.

Имеющийся у человека комплекс индивидуально-типологических свойств его нервной системы в

первую очередь определяет темперамент, от которого далее зависит индивидуальный стиль

деятельности.

Обратимся теперь к непосредственному анализу некоторых фактов, свидетельствующих за и

против генотипической обусловленности индивидуальных различий в познавательных процессах

и интеллектуальных особенностях детей, т.е. в их задатках.

В результатах исследований, которые были направлены на выявление наследственной

обусловленности интеллекта, много противоречивого. В одних случаях связь интеллектуальных

способностей с наследственностью обнаруживается, в других — нет. Однако «типичный

результат, получаемый у близнецов по тестам интеллекта, заключается в том, что монозиготные

оказываются внутрипарно более похожими, чем дизиготные»1. Вместе с тем влияние среды на

психологию монозиготных близнецов также очевидно и с возрастом увеличивается, в то время как

воздействие генотипических факторов, напротив, уменьшается.

Таких психологических свойств, которые с уверенностью можно было бы считать наследственно

обусловленными, не так уж много. Среди характеристик, которые имеют явную генотипи-ческую

предпосылку, находится, например, темп работы человека, от которого в свою очередь зависит

темперамент. Особенно большое влияние генотипа обнаруживается при изучении некоторых

физиологических показателей, к примеру электроэнцефалограммы.

Однако — и это очень важный факт — ни одно из известных свойств нервной системы не является

исключительно зависимым от генотипа, поскольку на него самого в определенной степени

оказывает влияние среда. И.В.Равич-Щербо пишет: «Чем выше в деятельности роль специфически

человеческой, речевой произвольной саморегуляции, тем меньшую роль играют

'Равич-Щербо И.В. Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов //

Психология индивидуальных различий: Тексты. — М., 1982. -С. ПО.

факторы генотипа, и наоборот, чем она ниже, тем отчетливее индивидуальные особенности этой

деятельности определяются наследственностью»1.

Приведенные данные позволяют сделать вполне определенный вывод об отсутствии выраженной

биологической и о наличии отчетливой социальной обусловленности задатков, в данном случае

основных свойств нервной системы человека, но не снимают другой важный вопрос и

предполагают его специальное обсуждение. Это вопрос о генотипической обусловленности

межполовых психологических и поведенческих различий. Бытует мнение, что они в значительной

степени обусловлены именно генотипом, половой биологической принадлежностью человека. Так

ли это на самом деле и что по данному поводу может сказать современная наука?

Анализ данных, полученных во многих экспериментальных сравнительно-психологических

исследованиях, показывает, что общие суждения типа «Девочки лучше владеют речью, чем

мальчики», «Мальчики более склонны к математике, чем девочки», «У девочек память лучше, чем

у мальчиков, но мальчики превосходят их в абстрактном мышлении», «Девочки более пассивны и

более чувствительны к одобрению их поведения со стороны, чем мальчики», «Мальчики более-

агрессивны и более независимы в своем поведении, чем девочки» не вполне соответствуют

действительности. Между детьми мужского и женского пола никаких существенных различий по

уровню общего интеллектуального развития не обнаруживается.

Вместе с тем небольшие различия возрастного характера в проявлении частных способностей

между ними все же имеются. Данные, полученные в некоторых исследованиях, показывают, что в

возрасте между 10 и 11 годами у девочек действительно имеется чуть больший словарный запас,

чем у мальчиков, и они лучше ориентируются в письменных текстах, совершеннее владеют

языком. В этом же возрасте мальчики превосходят их в других отношениях, например в

способностях к пространственной ориентации, в чтении чертежей, географических карт, в

геометрических способностях. После 13-летнего возраста математические способности у

мальчиков развиваются несколько быстрее, чем у девочек, однако не настолько, чтобы позднее

привести к значимым межполовым различиям. Вместе с тем следует иметь в виду, что небольшие

усредненные межпо-

'Там же.

ловые различия в названных способностях обычно гораздо меньше тех межиндивидуальных

различий, которые существуют внутри одного и того же пола.

Что касается личностных черт, то каких-либо заметных различий у детей разного пола в

дошкольном возрасте не наблюдается. Межполовые различия на ранних стадиях онтогенеза

проявляются заметно только в связи с одной чертой — внешней агрессивностью поведения. У

мальчиков она более выражена, чем у девочек, начиная с двух-трехлетнего возраста. Однако это,

скорее, является результатом межполовых различий в практике воспитания, чем следствием

биологических факторов.

Таким образом, генотипическая обусловленность поведения и психологии людей не

подтверждается и в отношении межполовых различий. Они, как мы выяснили раньше, напрямую

зависят от обучения и воспитания, которые в условиях большинства существующих на Земле

культур с самого рождения ребенка и в течение всего его детства являются совершенно

различными, причем настолько, что скорее должно у нас вызывать удивление то общее, что есть в

психологии и поведении мужчин и женщин, а не их различия.

С возрастом, однако, в силу влияния жизненного опыта и профессиональной деятельности

некоторые межполовые различия могут возрастать. Данные проведенных исследований

показывают, что в среднем взрослые мужчины, занятые физическими видами труда, могут

превосходить женщин по координации движений, ориентации в пространстве, пониманию

механических технических соединений, математическим рассуждениям. Женщины в свою очередь

могут опережать мужчин в отношении ловкости рук, скорости восприятия, счета, памяти, беглости

речи и других способностей, включаюших владение речью.

Примечательным является и такой факт. Житейский опыт предполагает, что занятия женщин

традиционно мужскими, а мужчин женскими видами профессионального труда будто бы

формируют у них психологические особенности, характерные для людей противоположного пола,

т.е. ведут к маскулинизации женщин и феминизации мужчин. Такое предположение

подтверждается фактами лишь частично. Действительно, виды деятельности, традиционно

свойственные людям противоположного пола, способствуют формированию и развитию черт,

связанных с данными видами деятельности, но это на самом деле профессионально

обусловленные черты, а не те, которые можно было бы считать связанными с полом. На

изменение же

13. Р. С. Немов, книга 1 385

собственно поло-ролевых форм поведения такие занятия, как выяснилось, не особенно влияют.

Исследования, проведенные в специальных, строго контролируемых экспериментальных

условиях, дают основание для вывода о том, что социально-культурные факторы, связанные с

развитием способностей, оказывают на них гораздо более сильное влияние, чем биологические.

Средние различия между группами людей, выросшими в разных культурах, чаще всего намного

больше тех, которые имеются между людьми разного пола.

Наши рекомендации