По ряду личностных характеристик
(средний возраст сравниваемых детей — 4 года и 7 месяцев)
Оцениваемая
Коэффициент внутригрупповой
индивидуальная
корреляции
характеристика
Мальчики
Девочки
гомозиг гетероз гомозиг гетерози
отные
иготны отные
готные
е
Эмоциональность
0,68
0,00
0,60
0,05
Активность
0,73
0,18
0,50
0,00
Социабельность
0,65
0,20
0,58
0,06
(общительность,
контактность)
Дети-близнецы, имеющие одинаковую наследственность, в результате раздельного воспитания
становятся иногда более похожими друг на друга, чем в том случае, если их воспитывают вместе.
Объясняется этот несколько неожиданный факт тем, что детям-одногодкам, постоянно
находящимся рядом друг с другом, почти никогда не удается заниматься одним и тем же делом и
между такими детьми редко складываются вполне равноправные отношения.
Несмотря на большое сходство по ряду психологических и поведенческих характеристик, которое
обнаруживается среди
гомозиготных близнецов, вряд ли полностью оправдано утверждение о том, что их
психологическая общность обусловлена только генетически. Проведенные исследования и
полученные в них результаты позволяют считать влияние среды на психическое и поведенческое
развитие индивида более сильным, чем воздействие его наследственности.
Сравнительное изучение роли наследственности и среды и их влияния на психологию и поведение
человека обычно проводится одним из следующих способов:
1. Систематическое варьирование условий обучения и воспитания, разностороннее изучение
детей, выросших в разных социальных культурах, регионах и семьях.
2. Сравнительное изучение психологии и поведения гомозиготных и гетерозиготных близнецовых
пар.
Много внимания проблеме изучения индивидуальных психологических различий детей в нашей
стране было уделено в исследованиях, проведенных Б.М.Тепловым и его учениками. Первые из
этих исследований были направлены в основном на то, чтобы установить, существуют ли
врожденные типы высшей нервной деятельности и если да, то чем они определяются. В этих
исследованиях экспериментально проверялась гипотеза о том, что одним из наследуемых,
генетически обусловленных факторов является тип нервной системы человека, который в свою
очередь зависит от сочетания ее основных свойств.
Под свойствами нервной системы понимаются такие устойчивые ее качества, которые являются
прирожденными. К числу таких свойств относятся:
1. Сила нервной системы по отношению к возбуждению, т.е. ее способность длительно
выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, интенсивные и часто повторяющиеся
нагрузки.
2. Сила нервной системы по отношению к торможению, т.е. способность выдерживать длительные
и часто повторяющиеся тормозные влияния.
3. Уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, которая
проявляется в одинаковой реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и тормозные
влияния.
4. Лабильность нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения и прекращения
нервного процесса возбуждения или торможения.
В настоящее время в дифференциальной психологии сложилась 12-мерная классификация свойств
нервной системы чело-
века (ВД.Небылицын). В нее входят 8 первичных свойств (сила, подвижность, динамичность и
лабильность по отношению к возбуждению и торможению) и четыре вторичных свойства
(уравновешенность по этим основным свойствам). Показано, что данные свойства могут
относиться ко всей нервной системе (ее общие свойства) и к отдельным анализаторам
(парциальные свойства).
В.М.Русалов развил дальше идеи школы Теплова— Небыли-цына и предложил трехуровневую
классификацию свойств нервной системы1. Она включает:
1. Общие, или системные, свойства, охватывающие весь мозг человека и характеризующие
динамику его работы в целом.
2. Комплексные свойства, проявляющиеся в особенностях работы отдельных «блоков» мозга
(полушарий, лобных долей, анализаторов, анатомически и функционально разделенных
подкорковых структур и т.п.).
3. Простейшие, или элементарные, свойства, соотносимые с работой отдельных нейронов.
На основе проведенных исследований, касающихся связи свойств нервной системы человека с
решением задач (мышлением), В.М.Русалов пришел к выводу о том, что лишь формально-
динамические характеристики психической активности человека детерминируются
преимущественно (но тоже не исключительно!) биологическими факторами.
Таким образом, свойства нервной системы не предопределяют психические качества и формы
поведения человека, и их поэтому нельзя рассматривать как задатки к развитию способностей.
Вместе с тем, как писал Б.М.Теплов, они «образуют почву, на которой легче формируются одни
формы поведения, труднее — другие»2.
Поскольку основные свойства нервной системы человека довольно устойчивы, то практическая
задача их изучения в связи с проблемой индивидуальных различий заключается не в поиске их
изменения, а в нахождении наилучшего для каждого типа нервной системы пути и метода
обучения детей с данным типом нервной системы.
1 Русаков В.М. Дифференциальная психология: Основные достижения и перспективы изучения
индивидуальности человека // Психологический журнал. — 1988. —Т. 1. — № 2.
2Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности и их
определение // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982. - С. 25.
Развивая в этом плане идеи Б.М.Теплова, В.Д.Небылицын высказал мысль о том, что особое
сочетание основных свойств нервной системы, т.е. каждый ее тип, имеет свои достоинства и
недостатки. В условиях, например, монотонной работы лучшие результаты показывают люди со
слабым типом нервной системы, а при переходе к работе, связанной с большими и неожиданными
нагрузками, напротив, люди с сильной нервной системой.
Имеющийся у человека комплекс индивидуально-типологических свойств его нервной системы в
первую очередь определяет темперамент, от которого далее зависит индивидуальный стиль
деятельности.
Обратимся теперь к непосредственному анализу некоторых фактов, свидетельствующих за и
против генотипической обусловленности индивидуальных различий в познавательных процессах
и интеллектуальных особенностях детей, т.е. в их задатках.
В результатах исследований, которые были направлены на выявление наследственной
обусловленности интеллекта, много противоречивого. В одних случаях связь интеллектуальных
способностей с наследственностью обнаруживается, в других — нет. Однако «типичный
результат, получаемый у близнецов по тестам интеллекта, заключается в том, что монозиготные
оказываются внутрипарно более похожими, чем дизиготные»1. Вместе с тем влияние среды на
психологию монозиготных близнецов также очевидно и с возрастом увеличивается, в то время как
воздействие генотипических факторов, напротив, уменьшается.
Таких психологических свойств, которые с уверенностью можно было бы считать наследственно
обусловленными, не так уж много. Среди характеристик, которые имеют явную генотипи-ческую
предпосылку, находится, например, темп работы человека, от которого в свою очередь зависит
темперамент. Особенно большое влияние генотипа обнаруживается при изучении некоторых
физиологических показателей, к примеру электроэнцефалограммы.
Однако — и это очень важный факт — ни одно из известных свойств нервной системы не является
исключительно зависимым от генотипа, поскольку на него самого в определенной степени
оказывает влияние среда. И.В.Равич-Щербо пишет: «Чем выше в деятельности роль специфически
человеческой, речевой произвольной саморегуляции, тем меньшую роль играют
'Равич-Щербо И.В. Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов //
Психология индивидуальных различий: Тексты. — М., 1982. -С. ПО.
факторы генотипа, и наоборот, чем она ниже, тем отчетливее индивидуальные особенности этой
деятельности определяются наследственностью»1.
Приведенные данные позволяют сделать вполне определенный вывод об отсутствии выраженной
биологической и о наличии отчетливой социальной обусловленности задатков, в данном случае
основных свойств нервной системы человека, но не снимают другой важный вопрос и
предполагают его специальное обсуждение. Это вопрос о генотипической обусловленности
межполовых психологических и поведенческих различий. Бытует мнение, что они в значительной
степени обусловлены именно генотипом, половой биологической принадлежностью человека. Так
ли это на самом деле и что по данному поводу может сказать современная наука?
Анализ данных, полученных во многих экспериментальных сравнительно-психологических
исследованиях, показывает, что общие суждения типа «Девочки лучше владеют речью, чем
мальчики», «Мальчики более склонны к математике, чем девочки», «У девочек память лучше, чем
у мальчиков, но мальчики превосходят их в абстрактном мышлении», «Девочки более пассивны и
более чувствительны к одобрению их поведения со стороны, чем мальчики», «Мальчики более-
агрессивны и более независимы в своем поведении, чем девочки» не вполне соответствуют
действительности. Между детьми мужского и женского пола никаких существенных различий по
уровню общего интеллектуального развития не обнаруживается.
Вместе с тем небольшие различия возрастного характера в проявлении частных способностей
между ними все же имеются. Данные, полученные в некоторых исследованиях, показывают, что в
возрасте между 10 и 11 годами у девочек действительно имеется чуть больший словарный запас,
чем у мальчиков, и они лучше ориентируются в письменных текстах, совершеннее владеют
языком. В этом же возрасте мальчики превосходят их в других отношениях, например в
способностях к пространственной ориентации, в чтении чертежей, географических карт, в
геометрических способностях. После 13-летнего возраста математические способности у
мальчиков развиваются несколько быстрее, чем у девочек, однако не настолько, чтобы позднее
привести к значимым межполовым различиям. Вместе с тем следует иметь в виду, что небольшие
усредненные межпо-
'Там же.
ловые различия в названных способностях обычно гораздо меньше тех межиндивидуальных
различий, которые существуют внутри одного и того же пола.
Что касается личностных черт, то каких-либо заметных различий у детей разного пола в
дошкольном возрасте не наблюдается. Межполовые различия на ранних стадиях онтогенеза
проявляются заметно только в связи с одной чертой — внешней агрессивностью поведения. У
мальчиков она более выражена, чем у девочек, начиная с двух-трехлетнего возраста. Однако это,
скорее, является результатом межполовых различий в практике воспитания, чем следствием
биологических факторов.
Таким образом, генотипическая обусловленность поведения и психологии людей не
подтверждается и в отношении межполовых различий. Они, как мы выяснили раньше, напрямую
зависят от обучения и воспитания, которые в условиях большинства существующих на Земле
культур с самого рождения ребенка и в течение всего его детства являются совершенно
различными, причем настолько, что скорее должно у нас вызывать удивление то общее, что есть в
психологии и поведении мужчин и женщин, а не их различия.
С возрастом, однако, в силу влияния жизненного опыта и профессиональной деятельности
некоторые межполовые различия могут возрастать. Данные проведенных исследований
показывают, что в среднем взрослые мужчины, занятые физическими видами труда, могут
превосходить женщин по координации движений, ориентации в пространстве, пониманию
механических технических соединений, математическим рассуждениям. Женщины в свою очередь
могут опережать мужчин в отношении ловкости рук, скорости восприятия, счета, памяти, беглости
речи и других способностей, включаюших владение речью.
Примечательным является и такой факт. Житейский опыт предполагает, что занятия женщин
традиционно мужскими, а мужчин женскими видами профессионального труда будто бы
формируют у них психологические особенности, характерные для людей противоположного пола,
т.е. ведут к маскулинизации женщин и феминизации мужчин. Такое предположение
подтверждается фактами лишь частично. Действительно, виды деятельности, традиционно
свойственные людям противоположного пола, способствуют формированию и развитию черт,
связанных с данными видами деятельности, но это на самом деле профессионально
обусловленные черты, а не те, которые можно было бы считать связанными с полом. На
изменение же
13. Р. С. Немов, книга 1 385
собственно поло-ролевых форм поведения такие занятия, как выяснилось, не особенно влияют.
Исследования, проведенные в специальных, строго контролируемых экспериментальных
условиях, дают основание для вывода о том, что социально-культурные факторы, связанные с
развитием способностей, оказывают на них гораздо более сильное влияние, чем биологические.
Средние различия между группами людей, выросшими в разных культурах, чаще всего намного
больше тех, которые имеются между людьми разного пола.