Таксономия учебных задач при изучении психологии

Учебные задачи представляют собой конкретизацию целей обучения, необходи­мую для подбора соответствующих методов и приемов. С их помощью определя­ется, чему именно должны научиться учащиеся, операционализируется усваивае­мое содержание.

Интересный и конструктивный подход к классификации учебных задач был предложен Д. А. Толлингеровой (1981); применительно к обучению психологии этот подход был пересмотрен В. Я. Ляудис (1989).

Учебные задачи делятся на шесть классификационных групп согласно когни­тивным характеристикам:

1) первую группу составляют задачи, требующие воспроизведения знаний;

2) вторую — задачи, требующие простых мыслительных действий (описание и систематизация фактов);

3) третью — задачи на сложные мыслительные операции (аргументация, объяс­нение);

4) четвертую — задачи, предполагающие порождение определенных речевых вы­сказываний для выражения продуктивного мыслительного акта (реферат, со­чинение, оригинальный научный текст))

5) пятую — задачи на продуктивное мышление (решение проблем). Внутри каж­дой группы выделены подгруппы задач;

6) шестую — рефлексивные задачи.

Таксономия учебных задач по психологии

1. Задачи, предполагающие вос­произведение знаний 1.1. Задачи на узнавание
1.2. Задачи на воспроизведение отдельных фактов (данных, понятий)
1.3. Задачи на воспроизведение определений (норм, правил и т. д.)
1.4. Задачи на воспроизведение текста •
2. Задачи, предполагающие про­стые мыслительные операции 2.1. Задачи на определение фактов (измерение, реше­ние простых задач и т. п.)
2.2. Задачи на перечисление и описание фактов (спи­сок, перечень)
2.3. Задачи на перечисление и описание процессов и приемов деятельности
2.4. Задачи на анализ и синтез

7.1. Таксономия учебных задач при изучении психологии 147



  2.5. Задачи на сравнение и различение (компарация, дискриминация)
2.6. Задачи на упорядочивание (классификация, кате­горизация)
2.7. Задачи на определение отношений (причина, след­ствие, цель, средство, влияние, функция, польза, спо­соб и т. п.)
2.8. Задачи на абстрагирование, конкретизацию, обоб­щение
2.9. Задачи на решение простых заданий, предполагаю­щие манипуляции с неизвестными величинами и их поиск по правилам
3. Задачи, предполагающие слож­ные мыслительные операции 3.1. Задачи на трансформацию (перевод, выражение знаков в словах)
3.2. Задачи на интерпретацию (объяснение смысла, зна­чения и т. п.)
3.3. Задачи на индукцию
3.4. Задачи на дедукцию
3.5. Задачи на аргументацию (доказательство верно­сти, верификация)
3.6. Задачи на оценку
4. Задачи, предполагающие обоб­щение знаний и порождение опре­деленных речевых высказывании 4.1. Задачи на составление обзора (конспекты, резюме и т. п.)
4.2. Задачи на составление доклада, отчета и т. д.
4.3. Задачи на самостоятельные письменные работы, проекты и т. д.
5. Задачи, предполагающие про­дуктивное мышление 5.1. Задачи на применение на практике
5.2. Задачи на решение проблемных ситуаций
5.3. Задачи на целеполагание и постановку вопросов
5.4. Задачи на эвристический поиск на базе наблюде­ния и конкретных эмпирических данных
5.5. Задачи на эвристический поиск на базе логическо­го мышления
5.6. Речевое оформление в письменном тексте реше­ния проблемных задач
5.7. Задачи на анализ и обобщение эмпирических дан­ных, феноменов
5.8. Групповые решения проблем с открытой структурой
6. Рефлексивные задачи 6.1. Задачи, позволяющие студентам освоить рефлек­сивные процедуры по отношению к структурам дейст­вия опознания, запоминания, припоминания

148 Глава 7. Методы обучения психологии

Окончание таблицы

  6.2. Рефлексивные процедуры по отношению к разным видам эвристик
6.3. Рефлексивные действия, связанные с построением письменного текста.(разных типов научного текста)
6.4. Задачи на построение стратегий совместного и ин­дивидуального решения тех или иных проблем
6.5. Задачи на выбор способов межличностного взаи­модействия и общения в ходе совместного решения задач
6.6. Задачи па выработку «чувства ситуации», поиск ин­туитивных решений в сложной конфликтной ситуации

Данная таксономия может быть продуктивно использована для типологии учеб­ных задач по психологии. В. Я. Ляудис предложила расширить некоторые группы задач применительно к преподаванию психологии, в частности 4-ю и 5-ю группы. Задачи 4-й группы интересны тем, что в них объединяются репродуктивные и про­дуктивные формы мыслительной деятельности. В этой связи можно выделить раз­ные типы психологических описаний и объяснений (Ляудис, 1989, с. 17-19).

Так, описания могут иметь форму повествования, форму проекции логических взаимосвязей, могут создаваться с использованием метафор и других приемов ху­дожественного мышления. Объяснения могут строиться с использованием аппа­рата понятийного логического мышления (интерпретация символов, использова­ние символических аналогов — притча, миф, художественный образ).

Пятая группа задач была дополнена новыми подгруппами, связанными со спе­цификой психологии как учебного предмета.

В. Я. Ляудис дополнила таксономию Толлингеровой еще одной группой — рефлексивные задачи. Эти задачи обеспечивают переход к метапознавательной дея­тельности, т. е. к осознанному использованию собственных приемов построения эв­ристик, алгоритмов, способов анализа открытых задач (Ляудис, 1989, с. 18). Особен­ность 6-й группы задач состоит в том, что для их решения необходимо создать осо­бую ситуацию учебного взаимодействия. Такая ситуация характеризуется тем, что учащиеся ставятся перед необходимостью осознания и выделения собственных спо­собов когнитивных действий и сознательной разработки когнитивных стратегий ре­шения всех типов проблем. От установки предметного знания учащиеся переходят к установке на выявление способов собственной мыслительной деятельности.

Перечисленные задачи решаются с помощью различных методов обучения.

Наши рекомендации